О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Полякова Инга Александровна

Памятка родителям и педагогам , как правильно хвалить ребенка, можно ли наказывать и за что. Чем отличается хвала мальчика от похвалы девочки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

        Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказание и поощрение являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Эти вопросы, волнуют и педагогов и родителей.

        Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает (вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и др).Именно чувства наказываемого ребенка могут нам дать ответ: достигло используемое наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

        Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требуют особого внимания педагогов и родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за  что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости и гордости. Эти чувства возникают и без поощрения, они являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что, чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше.

Например, очень часто родители малышей попадаются в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок-поощрение за то, что малыш был без папы и мамы. Проходит время, и ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему : «Ничего не принесли!»

        Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? К сожалению, очень часты физические наказания. Хотя многие уже понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка. Физические наказания «эффективны» только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок престает бояться.

        Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битье. Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясением воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка. Исключительно чувствительны к словам девочки, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и пр. Очень важно слышать девочке эти слова (они должны быть абсолютно искренними) от отца, дедушки, или другого значимого для нее мужчины. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной, способно не только вызвать  бурную эмоциональную. реакцию в виде плача, но и стать той психологической травмой детства, которая может напомнить о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины.

        Возраст 5 лет- это удивительный возраст формирования, укрепления и открытия для себя самого главного чувства – чувства любви. У девочек любовь в этом возрасте направляется на отца. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого к ребенку в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем.

        И хвалить девочек необходимо по-особому, в отличие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например «красавица», «умница», «ты мой котенок» и т.п. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки : и положительные и отрицательные. Для них очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивает. Для девочек очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление.

        Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство родителей, для того, чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их.

        У девочек отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом случае захлестывает ребенка и не происходит осознания неправильных моментов своего поведения.

         Поставить у гол, посадить на стул – эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штрафных санкций к детям дошкольного возраста необходимо учитывать возраст ребенка (количества минут удаления ребенка соизмеримо возрасту ребенка и если ребенку 4 года, например, удаление должно быть не более 4 минут0 Необходимо также заранее оговорить с ребенком те нарушения, з которые будет вводится штраф.

         Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерны. Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Еще Я. Корчак отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления может создать хронический дефицит поощрений.

        Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослого необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, а похвалил. его действия.

( выдержки из  статьи в книге Е.Е. Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста, издательство «Речь», Москва 2006)

Памятка для родителей и педагогов

«Словесные способы поощрения и поддержки

ребенка дошкольного возраста»

1.Великолепно! Правильно! Необыкновенно! Хорошо!, Отлично! Совершенно!

Замечательно! Чудно! Превосходно!

2.Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво. Ты делаешь это сегодня значительно лучше.

3.Хорошая работа. Еще немного времени и у тебя получится. С каждым днем у тебя получается все лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне радость

4..Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда! Так держать. Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

5. Поздравляю! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя

6.Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя все будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.

7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

8.Большое тебе спасибо. Ты –чудо!

Памятка для родителей и педагогов

«Как нельзя наказывать детей

дошкольного возраста»

  1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослого действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
  3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. Вы не только научите бояться наказания, но и преподадите ребенку урок жестокости.
  4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается как словесное битье.
  5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний( акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закреплять его)
  6.  Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка ( чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку)

Памятка для родителей и педагогов

«Как поощрять детей дошкольного возраста»

  1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
  3.  Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  4. Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
  5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».

Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Консультация для родителей о поощрении и наказании детей дошкольного возраста...

О наказании и поощрении детей дошкольного возраста.

Информация для воспитателей о методах наказания и поощрения детей дошкольного возраста....

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и...

О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание...