Консультации для родителей дошкольников
консультация

Климова Лариса Сергеевна

 В материале представлены Консультации для родителей дошкольников различной тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx46.43 КБ

Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей «Поговори со мною, мама».

 Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Тюльган, Климова Л. С.

Уважаемые Родители, воспитывать детей – это всегда труд. Придерживаясь в воспитании простых правил, можно многого достичь. Вы – первые и самые важные учителя ребёнка. Первая его школа – ваш дом и вы окажете огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни. Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

Нужно обеспечивать ребёнку широкие возможности использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. У каждого ребёнка свой характер и темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребёнка реальные цели. Ребёнок успешнее всего развивается в атмосфере любви, спокойствия и безопасности, когда взрослые слушают его, общаются с ним. Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

   Не смотря на свою занятость и нехватку времени, родители должны с большой ответственностью подходить к воспитанию своего ребенка, активно принимать участие в его жизни, начиная с самого раннего возраста.

     Мама - первая, кто передает опыт в непосредственном эмоциональном общении. Она разговаривает с малышом, используя разную интонацию в голосе. Когда ребенок общается с матерью, отцом, старшими детьми или другими родственниками, он присваивает именно те жесты, мимику, манеру говорить, которые свойственны его семье. Хорошо, если в семье царят доброжелательность, любовь, искренняя забота друг о друге, взаимопомощь, тогда ребенок растет эмоционально защищенным, уверенным в себе, открытым и общительным. К сожалению, и довольно часто, бывает так, что в семье принят агрессивный и «сухой» стиль общения. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно.

    Две вещи мы можем подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, другая - «крылья». Сколько бы мы не прожили, мы все равно возвращаемся к опыту детства. Интересно, что люди, добившиеся успеха, отмечают значимость того, что дано ребенку с детства.

Советы родителям

  1. Радуйтесь Вашему малышу.
  2. Разговаривайте с ребенком заботливым, спокойным тоном.
  3. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
  4. Говорите с малышом короткими фразами.
  5. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
  6. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  7. Говорите медленно.
  8. Будьте терпеливы.
  9. Каждый день читайте ребенку.
  10. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  11. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  12. Будьте примером для малыша.
  13. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка.
  14. Помните: проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем- то занимаются вместе.

● Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

● Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности с взрослым.

● Играйте, гуляйте с ребёнком тогда, когда вы действительно настроены, общаться с ним. Время, проведённое с сыном или дочерью только по родительскому долгу, приносит мало радости обоим. Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чём говорить с ребёнком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему.

● Разговор - самая привычная форма общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними. Вам, наверное, тоже интересно, что делает ребёнок в детском саду, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни.

● Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребёнком, предложите ему подключиться к выбранному вами занятию. Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребёнком, согласовать действия, даже самая трудная работа станет для него большим удовольствием. Главное – не задавить ребёнка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться.

    Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребёнка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества.

Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребёнка.

Во – первых, он растёт и развивается, учится на своих ошибках сам, во – вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребёнком, в-третьих, вы вместе с ребёнком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие, в-четвёртых, вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнёра ребёнка. Если первые два варианта достаточно часто встречаются в семейной жизни, то о третьем этого не скажешь.

     Во всех случаях, если ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства;

● Главным принципом в налаживании отношений с ребёнком должен стать принцип – безусловное принятие: любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Подобные знаки безусловного принятия ребёнку нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.

● Не всегда родители следят за своими обращениями к детям. По мере взросления у них прослеживается обида, одиночество, отчаяние. Они рассказывают о том, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по – человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай», «убери», «принеси!» и т. д. В результате многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне. Если дело дошло до таких крайностей для обеих сторон, ещё не всё потеряно: родители должны и могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта

   Третий год жизни малыша – завершающий период раннего детства. Он имеет свои, только этому году присущие возрастные особенности. В этот период несколько замедляется интенсивность физического развития, столь характерного для первых 2 лет. Но происходит интенсивное дальнейшее развитие речи, сенсорное восприятие, ориентировочно – познавательной деятельности. Повышается работоспособность нервной системы. Ребенок может заниматься одним и тем же делом 15-20, а иногда и 30 минут, поэтому теперь легче формировать правила его поведения. Дети уже могут на короткое время сдерживать свои действия и желания.

     Поэтому, развитие ребенка этого возраста находится сейчас в большой зависимости от условий среды, организации всей его жизни, воспитания и, в первую очередь, от родителей.

Я была свидетелем одного потрясающего разговора двух мам и ребенка в детской поликлинике. «Зачем ты отдаешь ребенка в детский сад, ведь дома лучше?» - спрашивает одна из мам. «Чтобы воспитаться!» - уверенно, опередив маму, отвечает малыш лет четырёх. «А дома тебя не воспитывают?» - спросила я мальчугана. «Дома я живу!» - ответил ребенок.

     Я понимаю, что со слов, окружающих ребенок знает, что в детском саду есть воспитатель, и отсюда ему уже ясно, что там воспитывают (ведь дома просто – мама, папа, бабушка).

     С таким восторгом ребенок рассказывал о том, что он идет в садик, я поняла, он ждет чуда. А мама - облегчения. Отчего? «Вот пойдешь в детский сад – там тебя научат хорошо есть, слушаться, понимать, что тебе говорят», и т. п.

     Да, конечно, воспитатель, владея определенными технологиями педагогики и педагогического мастерства, поможет ребенку приобщиться к миру людей. Но главную информацию ребенок получает дома, в семье. Именно потому, что «дома я живу». А значит, вижу пример своих родителей. Как надо жить, поступать, действовать, требовать, разговаривать, общаться.

     Ф. М. Достоевский писал: «…ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома…Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

     Какими бывают эти воспоминания? Это и тихий голос матери, читающий сказку, и ласковые руки бабушки, и голос, поющий колыбельную песню, и задушевный разговор с отцом. Воспоминания живут в душе каждого человека.        Они связаны с минутами душевной близости с окружающими людьми. Эмоциональное общение ребенка с взрослым – необходимый период его жизни. Ребенок во всем стремится подражать взрослому, старшему, любимому.

     Кто нас учит общению? Обратимся к социологии. 65% - ответили, что их обучили родители, 20% - считают, что это учителя, 15% - признались, что сами, и жизнь учила понемногу.

    Порой взрослым, кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. И если он, что-то не умеет или не желает делать, то считают, не пришло его время. А если потеряно?

   С чего же начинается общение? С ласкового взгляда, нежного прикосновения, улыбки, доброжелательного голоса. Значение этой первой формы общения трудно переоценить. Но ребенок растет. Он хочет играть. Он хочет разговаривать, общаться.

    Вот в этом и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути – причина кризиса трех лет.

   Существуют две формы общения – познавательная и личностная. Общение познавательное происходит только тогда, когда ребенок хорошо владеет речью, разговаривает с взрослыми, если он любознателен и задает множество вопросов.

    Постепенно внимание ребенка начинают привлекать события, происходящие среди людей. Что можно и что нельзя, кто добрый и кто жадный, что хорошо и что плохо – на эти вопросы может ответить только взрослый. Для нормального развития и воспитания ребенка очень важно общение. В некоторых довольно редких случаях развитие общения опережает возраст ребенка. Однако в реальной жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от норм возникновения общения. Это вызвано тем, что ребенок в раннем возрасте недополучил эмоционального общения с взрослыми. С ним мало говаривали, ему мало читали, рассказывали.

От уровня развития общения, умения общаться зависит поведение ребенка. Отсутствие общения серьезным образом сказывается на развитии ребенка: он растет безынициативным, его познавательная деятельность, речь отстают от нормальных показателей. Возникают трудности в общении с окружающими и как следствие трудности в обучении.

   Привычные ответы взрослого на вопросы ребенка: «Отстань, ты мне мешаешь». «Вырастешь – узнаешь». «Не лезь, куда не надо» и т. п. – иллюстрация к выше сказанному.

    Если вспомнить биографические сведения великих людей. То становится понятно, почему Пушкин стал великим поэтом. Ирина Слуцкая стала олимпийской чемпионкой. Огромное значение для становления личности имело общение с родными, атмосфера дома. 

   Помните! Общение с взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка.

    Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться».

 Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Тюльган, Климова Л. С.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстников и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

1.      Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2.      Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3.      Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.

Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

- признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит: «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1.      Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

2.      Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьей;

- не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.      Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- избегайте по возможности больших скоплений людей;

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4.      Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

- не прибегайте к физическому наказанию

- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий

- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

- внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

 

                         Консультация для родителей

                  «Как организовать домашний театр».

 Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Тюльган, Климова Л. С.

 Уважаемые Родители, театрализованная деятельность является одной из видов деятельности, присущей детям дошкольного возраста, и влияет на гармоничное всестороннее развитие детей. Наряду с этим, театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.

     Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобрести жизненный опыт, - всё это помогает осуществить театр.

     Не секрет, что в каждой семье существуют свои традиции, досуг, семейные развлечения, которые играют большую роль в создании тёплой, доверительной, творческой атмосферы в семье. Всё это очень важно для укрепления дружественных семейных отношений.

Родители могут также стать инициаторами организации разных видов театра в домашней обстановке. Домашний театр – это совокупность разнообразных видов театра и театрализованных игр.

     В домашних условиях целесообразно использовать настольный (бумажный, из фигурок), теневой и кукольный театр. Решив организовать кукольное представление у себя дома, нужно определиться со следующими вещами: где играть, и чем играть.

Место проведения спектаклей домашнего театра кукол

   Удобство кукольного театра заключается в том, что в него можно играть везде. Даже если квартира совсем маленькая, всегда можно найти место, где можно по импровизировать с куклами.

Это может быть:

  • любая плоская поверхность – стол, стул, пол. Такой театр больше подойдёт для совсем маленьких деток, когда родитель берёт любую игрушку и оживляет её своими руками и словами;
  • картонный ящик. Взяв такой ящик и вырезав одну из стенок, можно получить замечательную сцену. А если ещё проделать дырочка и повесить на проволочке ткань, получится настоящий занавес;
  • готовый кукольный театр. Сегодня в магазине игрушек можно найти уже готовую ширму для кукольных представлений. Причём, бывают они разных размеров: от самых маленьких, помещающихся на столе, до больших, занимающих полкомнаты.

Выбор героев для театрального представления

   Определившись с местом проведения, нужно «нанять актёров». Выбор игрушек для кукольного театра очень велик. Это могут быть:

  • Повседневные игрушки ребёнка. Любимая кукла Маша, плюшевый медвежонок и даже трактор – всё это может быть задействовано в кукольном представлении. Хорошо, если у кукол будет несколько нарядов, которые можно будет менять в течение представления.
  • Подручные материалы. В волшебных сказках всё оживает, а значит их персонажами может быть всё, что угодно: веточки, шишки, листочки, каштаны – главное проявить фантазию.
  • Куклы-перчатки. Это, пожалуй, самые популярные актёры кукольных представлений. Надев на руку такую «перчатку», можно оживить лягушонка, медвежонка и даже дракона. Приобрести их можно в магазинах, а можно сделать и самим – в Интернете можно найти массу инструкций по пошиву таких кукол.
  • Пальчиковые куклы. Такие куклы предназначены для мини-театра. Они очень удобны для маленьких пальчиков, даже самым маленьким начинающим актёрам не составит труда ими управлять.
  • Куклы на палочках. Подходят для верхового театра, когда кукловоды скрыты за ширмой. Такие куклы делаются в основном своими руками. К основе из бумаги или дерева (а можно взять и пальчиковую куклу) прикрепляется палочка, с помощью которой и управляют будущим персонажем.

Создать свой домашний кукольный театр совершенно несложно, нужно только проявить фантазию и воображение. И обязательно стоит подключать к этому делу детей, делая вместе игрушки и сцену. Можно не только с интересом провести время вместе, но и приучить малыша к творчеству и самостоятельности. И так замечательно будет потом сказать: «Внимание! Занавес!..»

 

     Создание домашнего театра для большинства детей игра куда более увлекательная, чем традиционные дочки-матери или машинки. К тому же, в этом процессе обязательно участие взрослых – подготовка костюмов, декораций, подборка музыки, распределение ролей.

      Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.  Трехлетние малыши еще не готовы разучивать роли и выходить на импровизированную сцену перед родными и соседями, поэтому для них идеален кукольный театр. Он очень похож на привычную игру с игрушками. В каждом доме есть много игрушек: это зайчики, гномы, мишки, обезьянки, которые уже наскучили детям. Но с помощью взрослых они могут ожить в разных ситуациях и ребенок, вы увидите, получит удовольствие, и игрушки превратятся в сказочных персонажей. Вот так для ребенка начнется театр – путешествие в удивительный мир. Для начала вы вполне можете сами разыграть знакомую малышу сказку. Со временем он включится в игру, выбрав для себя любимого персонажа.

    Но чтобы игра не наскучила ребенку, можно приобрести или изготовить пальчиковые куклы или куклы, которые надеваются на руку – еж, лиса, волк, кошка, собака и др. и здесь уже будет развиваться детская фантазия. Установите гладильную доску, накройте ее портьерой, за которой будут прятаться юные актеры. Вот и получился мини театр.
В такой игре ребенок может создать свой маленький мир и почувствовать себя режиссером, творцом происходящих событий. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, а также логичность и самостоятельность мышления. Используя знакомые детские песенки из любимых мультфильмов или из репертуара детского сада, будут способствовать развитию музыкальных задатков малыша.

     Любые выступления раскрепощают ребенка, помогают ему побороть стеснительность. Чтобы создать настоящий театр, с живыми актёрами, потребуется собрать несколько детей, пригласив друзей по площадке или детскому саду, выбрать сказку – недлинную и знакомую всем ребятам, распределить роли. С последним может возникнуть проблема – положительных героев наверняка захотят играть все, а как же быть со злыми мачехами и колдуньями? Убедите малышей, что отрицательные персонажи могут быть очень забавными. Так, например, мачеху вполне может сыграть мальчик - получится смешно. Для себя вы можете оставить роль автора – кто-то же должен вести повествование:

   «В тридевятом царстве…» и, если потребуется, суфлировать маленьким артистам.   При подготовке костюмов в ход пойдут старые платья, платки. Их необязательно резать – где-то достаточно подколоть булавками, где-то сделать пару стежков. Для грима пожертвуйте содержимым своей косметички. Несколько сложнее обстоит дело с декорациями – их подготовка в домашних условиях может занять время, поэтому старайтесь ограничиться минимальным количеством, используя предметы мебели.  

    Если вам не хватает реквизита, подключайте фантазию: пусть зеленое полотенце будет травой, а синий шарфик – речкой.
Главное помните, что дети – не актёры. У них не хватит терпения оттачивать свою роль, поэтому не пытайтесь добиться от них идеальной слаженности, чтобы не отбить всякий интерес к вашей увлекательной затее. И не забудьте поблагодарить начинающих артистов бурными овациями.
Не жалейте времени на домашние постановки - результат будет стоить того, ведь для детишек это будет настоящий праздник.

     Было бы совсем не правильно считать, что только благодаря дому ребенок может пристраститься к театру. В детский сад очень часто приезжают настоящие артисты. Игра артистов – профессионалов, учит детей и помогает пробовать свои силы. Водите детей в театр, приобщайте ребёнка к прекрасному.

     Как важно вовремя понять ребенка, его детский мир фантазий, и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушайте его необдуманным словом или поступком. Ставшие нам, взрослым, привычные и единственно правильные стереотипы, не стремитесь навязывать детям.

    Будьте готовы оказать своему ребенку помощь в организации домашних театров, не сковывая фантазию ребенка.

В помощь родителям – Театрализованное представление, сказка на новый лад: «Теремок


Действующие лица:

Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк, Медведь
(Теремок, несколько деревьев. На поляну из-за деревьев выходит мышка, останавливается перед теремком.) 
Мышка
Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
(Мышка входит в теремок. На поляну выходит Лягушка, направляется к теремку.) 
Лягушка
Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
(Из окна выглядывает Мышь.) 
Мышка
Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка
Я Лягушка-поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
Мышка
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
(Лягушка входит в дом. На поляну выходит Зайчик и направляется к теремку.)
Зайчик
Что за славный теремок
Он не низок не высок
Кто тут в тереме живет?
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Лягушка
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!
Зайчик
Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик!
Вы пустите жить меня,
Я хороший Зайчик!
Лягушка (Зайчику)
Оставайся с нами!
(Зайчик заходит в дом. На поляну выходит Лиса и направляется к теремку.) 
Лиса
Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный!
Кто тут в тереме живет?
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Кто ты, отвечай-ка!
Лиса
А я кумушка краса
Очень рыжая Лиса.
Зайчик
Заходи, кума, смелее,
Вместе будет веселее!
(Лиса входит в дом.) 
Лиса
Лучше дома в мире нет!
(На поляну выходит Волк и подходит к теремку.) 
Волк
Вот хоромы так хоромы –
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
(Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.) 
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Лиса
И Лиса, хозяйка!
Не возьму я что-то в толк,
Кто ты?
Волк
В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Сами посмотрите!
Зайчик
Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Лягушка
Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца! 
(Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.) 
Все жители теремка (хором)
Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!
(Из-за деревьев выходит Медведь  идет к теремку.) 
Медведь
С вами жить хочу и я!
Все (хором)
Нет, Медведь, не надо!
Медведь (обиженно)
Зря вы так. Я пригожусь!
Мышка
Больно ты огромен.
Медведь
Да не бойтесь, помещусь.
Я в запросах скромен.
(Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.) 
Мышка
Что ж ты, Мишка, натворил?
Лягушка
Мы ж предупреждали.
Зайчик
Теремок наш развалил!
Лиса
Без угла оставил!
Медведь
Ну, простите вы меня,
Я ведь не нарочно.
Волк
Хоть и виноват медведь,
Мы ему поможем!
Зайчик
Чем о домике жалеть,
Лучше новый сложим!
(Медведь ставит новый теремок на место старого.)
 Все кричат
Ура!
 
Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "Математические сказки для дошкольников"

Консультация "Математические сказки для дошкольников" поможет родителям  дошкольников....

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Консультация для родителей дошкольников"Культура речи дошкольников"

Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. Подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая...

Консультация для родителей дошкольников «Половое воспитание дошкольников»

Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема э...