Эффективное общение с детьми дошкольного возраста
консультация

Психологическая сущность потребности дошкольника в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей, в попытке понять, что он может, умеет, знает. Способы эффективного общения помогут ребенку раскрыться и довериться родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnoe_obshchenie_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное общение с детьми дошкольного возраста

Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Возможность побыть вместе с детьми особенно актуальна для работающих пап и мам, которые постоянно испытывают дефицит свободного времени.

Доказано, что во многом определяет психологическое развитие детей именно качество общения с родителями. Для родителей очень важно иметь возможность открыто и эффективно общаться со своими детьми.  

 Когда родители эффективно общаются с детьми, они демонстрируют им уважение. Дети чувствуют, что их слышат и понимают, вследствие чего их самооценка повышается. С другой стороны, неэффективное и отрицательное общение между родителями и детьми может заставить детей поверить в то, что они неважны, их не услышали или не поняли.

Важно демонстрировать детям, что родители  любят и принимают их без всяких условий. Родители могут сделать это как вербальным (словесным), так и невербальным способом. Вербально они могут просто рассказать своим детям о том, что принимают их такими, какими они есть. При этом важно акцентировать внимание на позитивном восприятии.

 Во время разговора с детьми родителям нужно следить, что они говорят и как они это говорят. Все, что родители говорят своим детям, указывает на то, что они чувствуют по отношению к ним. Например, если родитель говорит что-то вроде: «Не мешай мне. Я занят!», дети могут подумать, что их желания и потребности не важны.

Также родители могут продемонстрировать детям свое принятие невербально, посредством жестов, мимики и других несловесных форм внешнего выражения эмоций и чувств. Родителям необходимо постараться устранить такие проявления, как крик и безразличие. Такое поведение мешает эффективному общению.

Общение         должно         иметь         положительный эмоциональный фон.     Чаще     улыбайтесь     ребенку     в     процессе     взаимодействия     с ним. Родителям необходимо научиться демонстрировать свое принятие теми способами, которые их дети смогут правильно понять и учесть.

Когда родители общаются со своими детьми, им важно спуститься до их детского уровня как словесно, так и физически. Вербально родителям нужно использовать соответствующий возрасту язык, который их дети смогут понять без труда. С детьми младшего возраста это можно сделать, используя простые слова. Родителям стоит попробовать использовать разные формулировки, чтобы узнать, что именно их дети способны понять, избегая при этом тех форм общения, которые заведомо останутся непонятыми. Физически родители не должны возвышаться над своими детьми во время разговора. Вместо этого им следует опуститься вниз, чтобы стать примерно того же «роста», что и их дети: сесть на стул, присесть на корточки и т. д. Это обеспечит хороший зрительный контакт с ребенком, который легче будет поддерживать в течение беседы.

Научитесь по - настоящему  внимательно слушать своих детей. Когда родители слушают своих детей, они выражают свой интерес к ним и увлеченность их высказываниями. Вот несколько рекомендаций:

  • Необходимо установить и поддерживать зрительный контакт с детьми. Родители, которым это удается, показывают своим детям, что они вовлечены и заинтересованы.  
  • Устранить  все отвлекающие факторы. Когда дети хотят разговаривать, родители должны продемонстрировать им свое стопроцентное внимание. Они должны отложить в сторону все, чем занимались, повернуться лицом к своему ребенку и уделить ему пристальное внимание. Если родители, например продолжат смотреть телевизор в то время как их дети будут пытаться общаться с ними, то дети придут к выводу, что их родители не заинтересованы в том, что они говорят или им это не важно. Если родитель сейчас не в состоянии отложить свое занятие, то нужно непременно выделить другое время для того, чтобы продолжить общение.
  • Родители должны постараться свести к минимуму свои попытки перебить ребенка, пока он будет высказывать все, что считает нужным. Они могут выразить свое одобрение, например, посредством улыбки или дружеского прикосновения, но не перебивать. Перебивание часто нарушает ход мысли ребенка, что может быть очень неприятным и досадным явлением.
  • Ваши дети должны знать, что их услышали. После того как дети закончили говорить, родители могут убедить их в том, что слушали внимательно, повторив сказанное немного другими словами. Это также даст ребенку возможность разъяснить и исправить что-то, что родители неверно истолковали в его повествовании.

Родители должны знать не только то, когда общаться со своими детьми, но и когда им нужно прекратить разговор. Чем младше ребенок, тем труднее для него выдержать длинные беседы. Задача родителей передавать за раз небольшую порцию информации, проверяя при этом, понимают ли дети то, о чем им говорится. Родители также должны предоставить своим детям право решать, когда стоит остановиться. При этом родителям важно обращать внимание на те подсказки (отсутствие зрительного контакта, отвлекаемость и др.), которые укажут им, что детям уже достаточно полученной информации.  

Родителям важно постараться при общении со своими детьми задавать вопросы, которые способствуют продолжению беседы, в то время как другие вопросы  могут остановить общение, отбив всякое желание продолжать разговор. Родителям следует проявить осторожность, чтобы в ходе общения со своими детьми не задать слишком много вопросов. Когда это происходит, разговоры быстро превращаются в допрос, и детям становится очень сложно раскрыться.

Когда дети задают вопросы, на которые их родители ответить не могут, родители должны признать, что действительно этого не знают. Родители могут использовать такие случаи в качестве получения совместного с ребенком опыта обучения. Например, родители могут научить своих детей тому, как получить информацию, которую те ищут, открыв для них энциклопедию или страницу в интернете. Для родителей гораздо лучше будет показать своим детям, что они люди и поэтому не могут знать абсолютно все, чем давать неверные ответы.

Очень важно учить детей выслушивать ответ, проявлять внимание к партнеру по беседе, следить за корректностью высказываний. Такие привычки способствуют формированию бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста.

Эффективное общение идет на пользу не только детям, но и взрослым. А значит, отношения между родителями и их детьми значительно улучшаются. Не стоит забывать, что дети учатся общаться, наблюдая за своими родителями. Если родители общаются открыто и эффективно, есть большая вероятность, что и их дети будут поступать так же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Общение с детьми дошкольного возраста»

Во взаимоотношениях людей существуют определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но и его общее п...

Психология общения с детьми дошкольного возраста

помещен материал  о возрастных особеностях детей дошкольного возраста....

Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом.

    Воспитание ребёнка с церебральным параличом – нелёгкая задача. Очень важно, чтобы родители и окружающие относились к ребенку естественно. Известно, что душевное состояние ребёнка ...

консультация для родителей "Общение с детьми дошкольного возраста"

В этой статье раскрываются особенности общения с детьми дошкольного возраста...

Презентация на тему:"Общение с детьми дошкольного возраста"

Эмоциональное общение ребенка со взрослым – необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ребенком, не может заменить ему общение. Отсутствие общения серьезным образом сказывает...

Методическая разработка: "Развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка представляет собой описание организации мероприятий, направленных на развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста....