Мастер класс для родителей
методическая разработка (старшая группа)

Головкова Ирина Николаевна

«Развитие речи детей в условиях семьи, как средство повышения педагогической культуры родителей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для родителей

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи, как средство повышения педагогической культуры родителей»

Цель: Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков развития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.        Раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.

2. Показать на практике методы и приёмы по развитию речи.

 3. Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию речи у детей.

Речь - инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта  - центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5-6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности - пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица - медвежонок – медвежоночек  - медведушко - медвежий). В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый - очень тяжелый - полегче - самый легкий), а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темносерый и др.). Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет - шагает - вышагивает - плетется - бредет). В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», - Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других - неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звукар и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л. Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с - з, с - ц, ч - щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития

 Правильно поступают те взрослые – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, главное говорить медленно, ясно и громко. В процессе общения, взрослым необходимо помогать ребенку, овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шестилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом и практически освоит грамматический строй родного языка. Чтобы речь наших детей была правильной, с чистым звукопроизношением, мы в нашей группе этому уделяем особое значение. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры и различные гимнастики, для лучшего развития речевого аппарата, словесные игры. Уважаемые родители! Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка. А сегодня предлагаю вам побыть в роли детей и поиграть.

   Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

      Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, поэтому ваши занятия артикуляционной гимнастикой дома будут большим подспорьем в коррекционной  работе, особенно на этапе постановки и исправления того или иного звука.

    Артикуляционная гимнастика

      Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык

      Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

      Ваши занятия артикуляционной гимнастикой станут особенно интересными, если вы их разнообразите стихотворными текстами, загадками и сказками. Включите своё воображение и фантазию, и ваши занятия превратятся в увлекательную и волшебную игру для вашего малыша.      

     Язык широкий положи

      И спокойно удержи.

  (упр. «Блинчик»)

    Приоткрыл Язык окно,

      А на улице тепло.

  Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся

 (упр. «Иголочка - Лопаточка»)

    А потом пошел гулять,

 По ступенечкам шагать.

      (упр. «Язычок шагает»)

 Поспешил к себе во двор,

 Чтобы починить забор.

  Быстро взялся он за дело,

 И работа закипела.

       (упр. «Заборчик»)

    Язык широкий положи,

    А края приподними.

    Получилась чашка,

   Кругленькая чашка.

  Чашку в рот мы занесем,

    Её бока к зубам прижмем.

                                                                                 

Бегемотик: открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды), потом медленно закрываем. Чистим зубки: улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.

 Играем на дудочке: вытягиваем губы сильно вперед, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты. Чашка: улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка. Забор: улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.

Дыхательная гимнастика

 Цель: Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют развитию  правильного речевого дыхания, профилактике заболеваний дыхательных путей, укреплению иммунитета.

Начинать формирование речевого дыхания у ребёнка необходимо с таких упражнений, как:

Воздушный футбол Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

 Снегопад Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

«Остуди чай», «Домики», надувание воздушных шаров, пускание мыльных пузырей

Дуем   через соломинку в стакан или в бутылку с водой или с разноцветными конфетти.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.    Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Пальчиковые игры

Будем мы варить компот, (указательным пальцем правой руки мешать в ладошке)

Фруктов много нужно. Вот: (Загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот (Опять варят и мешают)

Угостим честной народ.

Пальчиковая гимнастика «Сколько у меня игрушек?»

Там, в углу, лежат игрушки,

Отдыхают в тишине..

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз — ушастый серый зайка.

Два — есть дудка у меня.

Три — сейчас я покажу вам

Черногривого коня.

Бурый мишка мой — четыре.

Белка рыженькая — пять.

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.

А. Бродский

Словесные игры Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте.

Словесные игры преследуют цель – развивать, формировать мышление детей в доступной, занимательной форме.

 «Новое слово».

Назовите любое слово, например, «куст».

Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова.    Например, «торт».    Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.

 «Ласковое слово». Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик, заяц - зайчик, книга - книжечка, лиса — лисичка.

«Запретные слова». Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо». - Как ты обычно ведёшь себя дома? - Ты хорошо плаваешь? - Как ты рисуешь?

Игра «Веселый счет»

Цель: развивать умение согласовывать им. существительные с числительными.   Материал: игральный кубик.

Ход игры: Воспитатель и дети сидят за столом. Воспитатель называет слово и предлагает одному из детей бросить кубик – сколько выпадет, столько раз и нужно названное слово посчитать. Например, дерево (одно дерево, два дерево, три дерева, четыре дерева, пять деревьев). Задание можно приурочить к определенному звуку. Например, предлагать считать слова на звук [Ш] (одна шапка…десять шапок) А также усложнить, чтобы дети сами придумывали слова друг другу, а не воспитатель

«Скажи со словом «много» (Род. падеж)

Фрукты – много фруктов

Яблоко – много яблок

Дерево -

Груша –

Косточка -

Банан –

Семечка -

Слива –

Корка -

Лимон –

Ветка -

Апельсин –

Мандарин -

Персик –

Абрикос -

Ананас –

Уважаемые родители, помните: если ребенок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки и трудно проговариваемые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"

Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...

Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"

Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)

Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....