Программа "Клуб "Растим будущих первоклассников"
материал (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Ветошкина

Целью работы клуба является педагогическое просвещение родителей о правильной подготовке ребенка, себя, семьи к началу нового этапа в жизни – обучению ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anotatsiya_k_programme.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Программа
«Клуб для родителей
«Растим будущего школьника»

Описание: cd81ca5c77d6

г. Югорск

Введение

Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы радовались появлению на свет малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот он уже становится школьником.

Для ребенка этот день – начало нового этапа в жизни. Учение становится его главной обязанностью. Теперь его поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми будут рассматриваться через призму этих новых обязанностей.

Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут первого сентября: их привлекает внешняя сторона школьной жизни, и то, что теперь они ученики. Именно это помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить новые требования, касающееся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.

Эта готовность к учению нуждается, конечно, и в родительской поддержке.

Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться. Если родители делают упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то его учение может стать отбыванием тяжелой повинности. Запугивание трудностями школьной жизни или не уместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя.

Для того чтобы помочь родителям преодолеть все трудности школьной жизни вместе с ребенком, необходимо в дошкольном образовательном учреждении организовать работу клуба “Растим будущего школьника”. Его работа поможет родителям подготовить ребенка к успешному началу обучения.

Актуальность программы.

Изменения в социально-экономической сфере нашего общества предопределили повышенное внимание к проблемам образования. Родители, думающие о будущем своих детей, прежде всего о том, кем они станут, предъявляют все более высокие требования к образовательным учреждениям. В том числе к качеству учебно-воспитательной работы в школе и подготовке к школьному обучению в дошкольных учреждениях.  Родители часто задают себе вопрос: «Кто же должен подготовить его ребенка к школе?». Если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, то родители автоматически перекладывают подготовку к школе на плечи воспитателей, специалистов учреждения. И при первых неуспехах ребенка в школе, вся ответственность родителями перекладывается  на то дошкольное учреждение, которое он посещал.

Таким образом, часть родителей уходят от ответственности за воспитание и развитие своего ребенка. Хотя в статье 18-й закона «Об образовании» говориться о том, что родители являются первыми воспитателями своего ребенка, и они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Многие родители не имеют специального педагогического образования, поэтому перед работниками дошкольных учреждений стоит задача их педагогического просвещения.

 Обоснование разработки программы.

В нашем учреждении на протяжении многих лет велась определенная работа в этом направлении. Это были разовые мероприятия и результат такой работы отследить очень трудно. Проведя в начале года анкетирование родителей по данной проблеме, мы сделали вывод, что необходима систематическая работа. Нами была предложена родителям работа клуба «Растим будущего школьника».

Целью работы клуба является педагогическое просвещение родителей о правильной подготовке ребенка, себя, семьи к началу нового этапа в жизни – обучению ребенка в школе.

Во время работы клуба, исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

- дать родителям четкое представление о школьной готовности и ее составляющих: интеллектуальной, социальной, личностной;

- познакомить родителей с этапами школьной адаптации, дать понятие школьной дезадаптации;

- научить оценивать готовность к школе будущего первоклассника;

- научить родителей, как скорректировать некоторые умения и навыки ребенка для успешного начала обучения с помощью практических занятий.

Структура организации работы клуба для родителей «Растим будущего школьника».

Работа с родителями строится по двум направлениям:

Во-первых: вооружение теоретическими знаниями о школьной готовности, психологических особенностях старших дошкольников, о построении контакта между ребенком – школьником и родителями, о том, как правильно помочь ребенку в овладении счетом, чтением, письмом, о том, как оценить готовность ребенка к школьному обучению и при необходимости скорректировать с помощью практических занятий, игр, упражнений, о том, как уберечь ребенка от всевозможных опасностей, о том, как сохранить здоровье ребенка и другое.

Во-вторых: использование полученных теоретических знаний на практике при подготовке ребенка к школе в семье.

 Участники реализации программы.

Участниками реализации программы являются родители, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, заместитель директора по дошкольному образованию, педагоги начальной школы.

Формы работы клуба.

Во время работы клуба используются различные формы работы:

Консультации для родителей. Это печатный материал, который отдается  родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. Темы консультаций актуальные и в них дается много практических советов. После ознакомления с темой консультации и возникновения вопросов у родителей, они могут индивидуально пообщаться с воспитателями или специалистами учреждения.

Индивидуальные консультации педагога-психолога, учителя-логопеда. Индивидуальные консультации  родители могут получить в специально отведенное для этого время или по договоренности в удобное для них время.

Информационный стенд. В подготовительных группах имеются информационные стенды «Скоро в школу», где помещается актуальная информация.

Анкетирование родителей. Анкетирование родителей проводится для определения у них трудностей при подготовке детей к школе и дальнейшего построения работы, оценки проведенной с ними работы.

Тестирование дошкольников. Тестирование  дошкольников проводилось для определения сформированности определенных качеств личности, которые необходимы будущему школьнику.  На  заседании клуба до родителей доводятся результаты и  сразу даются практические советы по развитию дошкольника.

Заседание клуба. Работа клуба рассчитана на год с сентября по апрель.  В год проводиться четыре заседания. Каждое из них имеет определенную тему. На каждом заседании с сообщениями выступают педагоги дошкольных групп или начальной школы. Затем идет обсуждение темы с родителями. После  выступлений родителям раздаются памятки по теме заседания. Так же на заседаниях проводятся тесты с родителями. Психологи доказали, что знакомство с ответами на тесты влияет на внутренний настрой и поведение тестируемого. Он старается, как можно точнее соответствовать положительному результату. Используя эту особенность человеческой психологии, мы пытаемся помочь родителям стать более мудрыми и тогда, они смогут обеспечить ребенку комфортный переход в школьную жизнь. На заседании до родителей доносятся результаты их анкетирования, тестирования дошкольников.

Ожидаемый   результат.

- Повышение уровня педагогического просвещения родителей о правильной подготовке ребенка, себя, семьи к началу нового этапа в жизни   – обучению ребенка в школе.

- Избежание дезадаптации будущего школьника и успешная адаптация к школьной жизни, новой роли ученика.

- Выстраивание партнерских отношений родителей с учителями и специалистами школы.

Список литературы.

1.        Андреева В.А. Старая новая проблема: школа - детский сад //
Дошкольное воспитание. - 1994.- №1. - С. 3-5.

2.        Арапова Н.А. О преемственности в работе дошкольных
образовательных учреждений и школ // Дошкольное воспитание. - 1994.-
№1.-С. 5-12.

3.        Андрущенко А.В., Слегина Н.Г., Селиванов В.С. Готовимся к школе:
Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: ООО Фирма
Издательство АСТ, 1999.-160с.

4.        Баскина Ю.В. Воспитание пониманием // Популярная психология
для родителей / Под редакцией А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989.-
175-182с.

5.        Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. -
М.:АСТ,1997.-392с.

6.        Белая К.Ю. От сентября до сентября. - М.: ООО Фирма
Издательство АСТ, 1998.-176с.

7.        Белопольская Н.Л. Как помочь ребенку овладеть счетом, чтением и
письмом // Популярная психология для родителей / Под редакцией А.А.
Бодалева. — М.: Педагогика, 1989.-166-170с.

8.        Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок
к школе? - М.: Знание, 1994. -192с.

9.        Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе. - М.:
Знание, 1994.-188с.

10.        Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -М.: НПО
Образование, 1996. - 160с.

11.        Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе
// Психологическая наука и образование. - 1997. -№4. -с.71-80.

12.        Коломинский Я.Л., Панько А.А. Я иду в школу// Популярная
психология для родителей / Под редакцией А.А. Бодалева.-М.:
Педагогика, 1989.-148-161с.

13.        Ковалев С.В. От Я до Мы: Азбука семейной жизни. -М.: Знание,
1990.-280с.

14.        Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнешь характер. -М.:
Просвещение, 1980.-132с.

15.        Нартова - Богавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу. - М.: ТОО
Глобус, 1995.-128с.

16.        Островская О.Н., Тетерская В.П. Чтобы подготовить ребенка к
школе // Дошкольное воспитание. —1986.-№8-с.23-35.

17.        Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.; Просвещение, 1981.-
158с.

18.        Ченель Т.А. Новые подходы к проблеме преемственности детского
сада и школы в современных условиях //Дошкольное воспитание. — 1993.
-№9.-с. 18-23.

19. Эльконин   Л.Б.   Некоторые   вопросы   диагностики

20. Ресурсы сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...