Игра и игрушка в жизни дошкольника
консультация (младшая группа)

Какова роль игры  в жизни дошкольника? Какими должны быть правильные игрушки?В этой статье подробно об этом рассказывается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_i_igrushka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и игрушка в жизни дошкольника

Уманцева О.В., учитель-логопед

 ГБДОУ д\с№25,

 Петродворцового района

Давайте вспомним наше детство.  Какие мысли возникают сразу? Конечно, теплые мамины руки, «Любимый плюшевый мишка» (кукла, зайчик – у каждого своё). Именно с игрушками большинство людей ассоциирует  детство.  Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребёнка. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность.

Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.

Игрушка, по образному выражению Антона Семеновича Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.

Константин Дмитриевич Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека.

Большую роль игрушки в жизни детей подчёркивала Н.К. Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: « Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребёнку и что ему нужно». Решающим критерием при выборе игрушек должен быть возраст ребёнка. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки, т.к. это тесно связано с задачами развития ребенка в каждом возрастном периоде.

Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная. И поэтому  для детей от   года до 3 лет необходимы игрушки, способствующие:

 1) развитию интеллектуально-познавательных  и моторных способностей.  Содержание игровой деятельности направлено на  различные действия, манипуляции с предметами, игрушками и их заменителями. К данной категории относятся: кубики, пирамидки, вкладыши, матрешки, простые конструкторы и др.

 2) усвоению способов действия с предметами. Помогают ребенку научиться соотносить форму, размер, цвет, расположение отдельных деталей.

Игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, радующими их своей формой, цветом и вместе с тем простыми, удобными и, конечно, безопасными.

В ходе  предметно – игровой деятельности ребёнок подготавливается для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой. А это уже ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В этом возрасте к игрушкам, развивающим интеллектуально-познавательные  и моторные способности, добавляются игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: игрушка - «подружка, собеседник»; игрушки-«манекены» (куклы, зверушки, персонажи сказок,  мультфильмов и др.)  и игрушки, помогающие освоению ребенком смыслов и норм отношений между людьми.

Игрушка оказывает огромное влияние на формирование всех сфер психики ребёнка и поэтому очень важен грамотный выбор игрушек для содействия развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.

В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется формированию образовательно-развивающей среды и, естественно, ее содержательной наполняемости игрушками, необходимыми для гармоничного развития личности ребенка.

 Но очень часто вопрос о грамотном выборе игрушек поступает к педагогам от родителей. Огромный ассортимент игрушек в магазинах вызывает расстерянность у покупателя, как маленького, так и взрослого, зачастую, провоцируя споры между детьми и родителями в вопросе «хочу!» или «полезно!». Конечно, ребенку полезно и нужно играть в те игры, в которые ему хочется, расширять свой кругозор и приобретать новые навыки, НО  выбор игрушек  должны направлять и  корректировать взрослые, исходя из функциональности игрушки.

В рамках одного из семинаров для родителей, мы предложили им посетить импровизированный «магазин игрушек» и выбрать своему ребенку самую лучшую, на их взгляд, игрушку или игру. Практически все родители подошли к выбору с точки зрения «важности» для развития  интеллектуально-познавательной сферы, при этом, учитывая  возрастные особенности своих детей, но не учитывая функциональность игрушки в социально-эмоциональном развитии.

Главная функция игрушки – это активизация самостоятельной детской деятельности, а задача взрослых – научить ребенка играть! Нельзя забывать о таких функциях игрушек, как:

Привлекательность, способность приносить радость, улучшать жизнь через соотнесение с фундаментальной ценностью жизни

Способность быть «переходным объектом», то есть нести в себе материнские чувства тепла, любви, защиты, безопасности, покоя, опоры

Способность быть символическим объектом, психологическим орудием, наделяющим ребенка силой, красотой, добротой, мудростью, делающим его более приспособленным к жизни среди людей

Возможность игрушки будить фантазию ребенка, его собственную активность.

Виды игрушек по своей функциональности:

1. Игрушки, обладающие возможностью быть «переходным объектом»:

1.1 Игрушки защитники - успокоители  - это могут быть большие плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры, большие , т.е., игрушки, которые можно обнять, прижаться к ним, и которые позой и мордой излучают спокойствие и силу, они - большие, взрослые, сильные, дают опору и защиту.

1.2 Игрушки утешители - это могут быть игрушки-защитники, а также мягкие небольшие игрушки с внимательным, дружелюбным и заботливым выражением лица. Зайцы, плюшевые коровы, небольшие собачки, внимательные бобры и белки и т.д. Ребенок чувствует, что они понимают его, принимают его и сочувствуют ему, они не взрослые, небольшие, они - такие же, как он.

2. Игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника - игрушки для создания социально-культурных ситуаций и овладения социальными ролями, воссоздания того или иного социально-психологического микроклимата, инструмент для социализации, для отработки и упражнения в различных навыках.

К этой категории относятся:

  • мелкие куклы, представляющие семью;
  • солдатики;
  • посуда, транспорт, фонендоскоп, аптечка, шприцы, игрушечная мебель, кухня, домик - предметы, помогающие войти в социальную роль самому ребенку
  • ролевые персонажи (милиционер, водители транспорта, врач, продавец, футболист);
  • различного рода конструкторы, их цель как развитие интеллектуально-познавательной сферы, так и  имитация сюжетов из социальной жизни (например, «Лего»).

3. Игрушки, выполняющие символическую функцию:

3.1    Игрушки для идентификации в ролевой игре -  Это игрушки, качества которых, ребенок оживляет и ощущает в себе, проигрывает, проживает их, примеривая себе - как это мне, мое - не мое, но, обычно они не сопровождают ребенка в трудных ситуациях его жизни. Сюда же относится         огромное многообразие игрушек, на которых что-то можно легко проецировать - как достоинства, так и недостатки. Это принцессы, с красотой которых можно идентифицироваться, сильные герои - Человек-паук, Бэтмэн, супермен. Это игрушки, представляющие героев любимых книг, мультфильмов, а также их костюмы, которые можно надеть, чтобы стать этими героями.

3.2. Игрушки для проявления заботы - в игре с этими игрушками можно идентифицироваться с компетентным, сильным, заботящимся взрослым. Психологическая и гармонизирующая функция этой игрушки и состоит в том, чтобы дать пережить заботу в чистом виде и упражняться в эмпатическом понимании. Эта группа пересекается с группой игрушек для идентификации, но сюда особенно относятся малыши и пупсики.

4. Игрушки – однодневки - придуманы взрослыми, чтобы недорого занять ребенка на время, переключив на новое впечатление. Они не дают развиться любви к этой вещи и ведут скорее к потребительству в детской комнате, отнимая время и не давая ничего питательного душе или голове. Это механизированные игрушки, которые легко ломаются, или стереотипные мягкие игрушки, подобные тем, которые мы видим в детских игровых автоматах.

5. Игрушки для коллекционирования - В них нельзя играть, но ими можно обладать! Часто такими игрушками становятся Барби всех видов, модели машинок, фарфоровые куклы, игрушки из киндер-сюрпризов.

6. Агрессивные игрушки

6.1. Агрессивные игрушки для канализации агрессии, освоения социальных норм обращения с агрессией и отработки других негативных чувств:

А) Игрушки-страшилки (их функция - справляться со своим страхом, испытывая удовольствие от пугания окружающих).

Б) Игрушечное оружие и доспехи.

В) Негативные персонажи (как модель силы)

6.2. Агрессивные игрушки для символизации негативных чувств - в игре с этой игрушкой хорошо выражать агрессию, как с помощью игрушки на кого-то, так и на саму игрушку без страха наказания, ведь она же плохая, злая и опасная, и все-таки не ответит тем же. Это зубастый волк, крокодил, Баба-Яга, которая может в некоторых вариациях относиться и к символическим игрушкам.

Внимание: антиигрушка!

Антиигрушка - это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.  Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов. Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека.

Чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать определенные требования:

1. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья - первые и совершенно необходимые требования, при нарушении которых, дальнейшая психолого-педагогическая оценка бессмыслена.

2.   Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта для  ребенка

3. Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания и социализации ребенка.

Все эти требования учитываются при проведении экспертизы игр и игрушек. Деятельность в  данном направлении осуществляет Межрегиональная общественная организация "Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей" сокращенно МОО "Экспертиза для детей". В состав экспертной комиссии входят психологи, педагоги, ученые, представители производственной сферы на рынке игрушек.
Цель: содействие защите прав детей на получения качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции, информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми о продукции полезной для развития детей, а также содействие развитию рынка данной продукции.

На государственном уровне контроль за качеством и безопасностью игр и игрушек осуществляется в двух направлениях:

1 Органами санэпиднадзора (Роспотребнадзора) -   выдается санитарно-эпидемиологическое заключение, оно же гигиенический сертификат - документ, подтверждающий, что продукция соответствуют установленным гигиеническим нормам и санитарным правилам. Служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека.

2 Органами по сертификации, аккредитованными в системе ГОССТАНДАРТа - сертификат соответствия ГОСТ  (сертификат ростеста или сертификат качества, сертификат безопасности, таможенный сертификат) - документ, подтверждающий, что продукция соответствует требованиям качества и безопасности, установленным для данной продукции действующими стандартами и правилами, выдается на основе сертификационных испытаний в аккредитованной лаборатории.

Что же такое современная игрушка? А это те же куклы, мишки и войнушки, только в другой реальности.

 Во что же играют современные дети? «Современные дети играют в современные игры», - именно так ответит вам любой ребенок, если ему задать этот вопрос.

Игрушка – великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям. И нам, взрослым нельзя забывать, что игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру, красоте, мудрости.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни дошкольников» "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскол

Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....

Буклет «Здоровый образ жизни дошкольника – основа вашей жизни»

quot;Здоровье - это драгоценность ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без нег...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...