Как работает привязанность
консультация

Мы пмним, что отношения ребёнка с родителем для него ещё более значимы, но ещё больше зависят от того, чтобы любовь родителя к нему была незыблема, как скала, чтобы эта связь не могла быть прервана ни ошибкой, ни глупостью, ни несовершенством характера, внешности, спрсобностей. Попытка установить ребёнку "планку ожиданий" ввергает его в глубочайший стресс, вызывает сильный протест. И вместо ожидаемого педагогического эффекта своих нотаций и вразумений мы получаем явный или скрытый саботаж, а порой и парадоксальную реакцию: ребёнок усиливает как раз то поведение, которым мы часто бываем недовольны. Как это работает?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotaet_privyazannost.docx562.84 КБ

Предварительный просмотр:

Как работает привязанность?

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/249065/pub_5c98a457ae3ca000b3d5d961_5c98a7c2923be200b358600d/scale_1200

     Вот самая обычная ситуация: вы ждете гостей. Ваш ребенок тоже рад предстоящему празднику, он помогает вам накрывать на стол, старательно моет овощи, раскладывает салфетки, расцветает от похвалы. Это поведение привязанности, он хочет быть с вами, хочет вам нравиться, делать общее дело. 

    Вот гости на пороге – и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам стоит труда уговорить его выйти и поздороваться.
Это поведение привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет защиты у родителя. 

    Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас.
Это поведение привязанности: он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек и хочет вашего внимания как подтверждения, что с вашими отношениями все в порядке. 

   Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика.
Это поведение привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним, более

того – символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо всех сил, стараясь восстановить связь.. 

    Вам становится его жалко, вы идет к нему, обнимаете, ведете умыться. Он еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя хорошо, и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись калачиком у вас на коленях, и правда больше не шалит.
Это поведение привязанности – связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил, ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем. 

    Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому, что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут своем в другом свете. 

    Мы помним, что отношения ребенка с родителем для него еще более (чем для нас отношения с партнером — прим. ) значимы, он еще больше зависит о того, чтобы любовь родителя к нему была незыблема, как скала, чтобы эта связь не могла быть прервана ни ошибкой, ни глупостью, ни несовершенством характера, внешности, способностей. Попытка установить ребенку «планку ожиданий» ввергает его в глубочайший стресс, вызывает сильный протест. И вместо ожидаемого «педагогического эффекта» своих нотаций и вразумлений мы получаем явный или скрытый саботаж, а порой и парадоксальную реакцию: 
ребенок усиливает как раз то поведение или качество, которым мы часто бываем недовольны. Как это работает? 

    Представьте себе, что вы гуляете по тропе над пропастью, и страхует вас прочная веревка, которую держит с той стороны человек, которому вы абсолютно доверяете, больше, чем себе. Именно так воспринимает ребенок свою привязанность к родителю и родителя к нему. И вдруг вам кажется, что веревка ослабла, провисла как-то. Что случилось? Отпустил? Забыл? Бросил? Ушел? Спросить вы не можете, пойти разузнать тоже – страшно же шаг ступить, без страховки-то. Что вы будете делать? 

    Правильно, дергать за веревку, в надежде, что она просто немного провисла и сейчас снова натянется и станет прочной и надежной, как раньше. Дергать с замиранием сердца – а вдруг дернешь и окажется, что на том конце ее выпустили? Но если не дернуть, то как узнать? 

 

  Вот именно это и делает ребенок, когда у него есть сомнение в прочности привязанности. Дергает за веревку. Снова пробует то именно поведение, которое, по опыту, ставит отношение к нему родителя под угрозу. «Ты по-прежнему мой взрослый? – словно спрашивает он. – Даже если я вот так делаю? Даже если я плохой? Я не могу жить в такой тревоге, ответь скорее, чтобы я знал точно». 

... Если у родителя получается дать ребенку понять, что, мол, ты, дорогой, конечно, наломал дров, но не волнуйся, я тебя по-прежнему люблю, я с тобой, можешь на меня рассчитывать, веревка прочна – ребенок успокаивается и может изменить поведение. Если взрослый в ответ тоже заводится, сам попадает под власть тревоги «Он теперь всегда будет так делать, я плохой родитель, я не справляюсь, он меня не слушается, это он назло, нужно быть пожестче с ним, чтоб неповадно было впредь» и все в таком роде, – вопрос ребенка не снимается, а только становится острее. 
А значит, следует ждать чего? Ага, повторения и того самого, непереносимого для родителя поведения. 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2300765/9ef6073f-72de-4bcd-a4a8-58b656670222/s1200?webp=false

Как преодолеть излишнюю привязанность

Разобравшись с причинами, можно предпринимать ряд мер по их устранению. Вот некоторые рекомендации для родителей малыша, прислушиваясь к которым, можно добиться того, чтобы ребенок смог хотя бы на некоторое время оставаться без мамы:

  • Чаще оставлять кроху с родственниками. Чем больше ребенок будет общаться со своим отцом, бабушками и дедушками, тем незаметнее для него будет мамино отсутствие.
  • Всегда сдерживать обещание. Пообещав малышу, что мама вернется через 10 минут, необходимо сдержать слово. Если мама опоздает, то ребенок начнет переживать и в следующий раз отпустить маму ему будет тяжелее.
  • Нельзя уходить так, чтобы ребенок этого не знал. Малыш может просто потерять маму, и сильно испугаться. Необходимо перед уходом всегда ставить ребенка в известность, что маме нужно выйти ненадолго.
  • Увеличивать время отсутствия постепенно. Нельзя бросать кроху одного надолго, первое время отсутствия мамы не должны превышать 5 минут. Каждый раз время отсутствия можно увеличивать, но не более чем на 5-10 минут.
  • Уделять ребенку должное внимание. Важно не просто присутствовать, а заниматься с малышом, играть в подвижные и развивающие игры. Ну и конечно нужно чаще обнимать и  целовать кроху, чтобы ребенок знал, что родители его любят. И самое важное: никогда нельзя пугать ребенка тем, что родители бросят его из-за плохого поведения.

Главное – проявить терпение. Вскоре ребенок поймет, что мама уходит ненадолго, и что мама всегда будет возвращаться, не смотря ни на что. Если же при всех принятых мерах ребенок все равно никак не остается один, то маме придется научиться выполнять все домашние дела вместе с ним. А совершение покупок можно совместить с прогулкой на свежем воздухе. При таком подходе из малыша уж точно вырастет настоящий помощник, всегда готовый прийти маме на помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития»

Привязанность к родителям - это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью, как с наиболее близким человеком....

Болезненная привязанность к матери

Статья на тему: "Болезненная привязанность к матери"....

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

Тема: «Использование ИКТ в работе с родителями по формированию привязанности к семье и детскому саду»

В своём докладе я поделилась опытом работы с родителями на родительских собраниях с использованием ИКТ....

Создание условий для формирования отношений привязанности у детей в доме ребенка (из опыта работы Дома ребенка №13 г. Санкт-Петербурга).

Данные методические разработки призваны помочь сотрудникам дома ребенка и других учреждений стационарного типа, где дети находятся в течение длительного времени, организовать условия таким образом, чт...

Система работы по воспитанию у детей любви и привязанности к своей семье и дому. Отчет на педагогический совет.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...