"Весёлая дымка" Система работы
учебно-методический материал

Система работы "Веселая дымка" , позволяет раскрыть цели и задачи данного направления. Описывает структуру лепки, показывает результативность программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx326.12 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Гурьевского района

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 10 « Теремок» г. Гурьевска»

Веселая Дымка

Система работы

Н.П. Воронова

C:\Users\Пользователь\Desktop\Воронова для сайта\DCIM\Camera\IMG_20200517_124901.jpg

Введение

Народное декоративно - прикладное искусство нашей страны неотъемлемая часть социальной культуры.

Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства, близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.

Основанное на идеях, глубоких, художественных традициях- народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Изделия народного декоративно - прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Народное декоративно-прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркой глиняной игрушкой. Это вызывает живой, эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по своему отобразить увиденное в лепке дымковской игрушки, ее росписи, что в свою очередь содействует формированию личности, воспитанию у детей интереса и любви к искусству своего народа.

Один из видных исследователей русского народного искусства В.С. Воронов называл игрушку « малой бытовой скульптурой». Мы воспринимаем ее как часть предметной среды.

« Более « детской» игрушки трудно придумать,- писала А.П. Усова,- на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка».

Дымковская игрушка оказывает влияние на формирование эстетических чувств ребенка, через неё идет общение с природой, животным миром, с человеком. Она замечательна тем, что индивидуальна , неповторима , в ней виден живой и непосредственный отпечаток творческой фантазии детей.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится формирование у детей дошкольного возраста духовного мира ребенка. О путях расширения собственного эмоционального опыта детей говорится в « Концепции дошкольного воспитания»: « Общаясь

со взрослыми, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, эмоциональность оттенков... впервые начинает переживать радость познания ... тревогу за другого, гордость за успех. Осваивает язык эмоций».

Год от года возрастает потребность человека в общении с уникальными, неповторимыми произведениями народного искусства. Всё чаще они входят в быт людей, украшая жилые помещения, социально-культурные объекты и образовательные учреждения. Народное декоративно-прикладное искусство широко вошло в быт детского сада, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную окружающую среду, развивающую творческий потенциал личности ребенка.

Использовать народное декоративно - прикладное искусство с детьми, как средство воспитания любви к прекрасному, я начала с первых дней как пришла работать в наш детский сад и впервые встретилась с проблемой недостаточного количества предметов народного творчества.

Увидев впервые в детском саду дымковскую игрушку, я поняла, что изделия сделанные руками педагогов и детей имеют особую ценность. Меня и моих воспитанников она поразила своей яркостью, красочностью, выразительностью.

Игрушка радует глаз, поднимает настроение, раскрывает мир веселого праздника. С ней хочется играть, потому что она ласковая, простая, доходчивая и по - народному мудрая. И мне захотелось научиться лепить глиняную игрушку самой и научить этому моих воспитанников.

Я изучила литературу по народному промыслу, потому что воспитатель прежде всего должен сам понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать к какому промыслу относится игрушка, уметь интересно и увлекательно рассказать, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

При изготовлении дымковской игрушки я всегда помнила совет первой дымковской мастерицы А.А. Мерзиной: « Их надо много. Они лучше, когда их много! Тогда они выглядят красочно, озорно, задорно». И у меня получилось. Сейчас я с гордостью могу сказать, что у меня в детском саду свой мини- музей дымковской игрушки, который будет пополняться новыми увлекательными забавами для малышей. В музее, рядом с моими работами, стоят детские работы. Родители и дети посещая музей, чувствуют проявление уважительного отношения к детскому художественному творчеству. Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детским работам, окрыляет детей, способствует дальнейшему развитию их творческих способностей.

Поэтому

Цель системы работы кружка « Веселая Дымка»:

Воспитание и развитие детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, желание детей войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием, через историю Дымковской игрушки.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

  1. Приобщать детей к народному искусству; к духовно-художественным ценностям, созданным народом, к определенному образу мира.
  2. Создавать условия, способствующие погружению детей в мир Дымковской игрушки.
  3. Осваивать приемы лепки в дымковских традициях, проанализировать ее особенности, материал изделий, специфику росписи.
  4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, прививать уважение к культуре, национальным традициям и обычаям, мастерам народного творчества.

Для решения задач определены следующие принципы :

  1. Доступность- адаптированность материала к возрасту детей.
  2. Поэтапность - подача материала от простого к сложному.
  3. Динамичность- интеграция программы в разные виды деятельности.
  4. Дифференциация - учет возрастных особенностей, учет интересов и способностей детей, одаренности.

Свою работу я спланировала по 3 разделам:

  1. « Первые шаги в мире красоты»;
  2. «Знакомство с историей русских народных промыслов в .комплексе с русской народной музыкой»;
  3. « Глиняные фантазии».

Методы и приемы ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством:

1.      Рассматривание народных игрушек;

  1. Анализ изделия; ее форма, размер, декоративное украшение;
  2. Сравнение живых объектов с народной игрушкой;
  3. Вопросы к детям о содержании игрушек: их форме, размерах и декоративном оформлении;
  4. Тактильное обследование: обведение рукой или пальцем элементов

узора;

  1. Игры с народными игрушками (« оживление» народной игрушки - поют, танцуют);
  2. Показ способов изображения: объяснение способа процесса изготовления игрушки;
  3. Сюрпризный момент;
  1. Использование художественного слова;
  2. Использование народной мелодии.

Формы реализации программы:

  1. Игры

-игра - развлечение;

-игры - путешествия;

-игры - графические;

-игры- представления;

-игры дидактические;

-игры - фантазии.

  1. Игры созерцания: Здесь мало увидеть,

                                         Здесь нужно всмотреться,

                                         Чтоб сладкой любовью

                                         Наполнилось сердце.

  1. Рассматривание произведений русских мастеров.
  2. Выставки совместной деятельности, выставки детских работ:

          « Веселая Дымка», « Золотые завитки», « Где живет матрешка».

  1. Экскурсии в музей, в библиотеку.
  2.      Просмотр видеофильмов о мастерах декоративно-прикладного искусства.
  3. Экскурсии к месту добычи глины.
  4. Лепка обжиг и роспись дымковской игрушки.
  5. Оборудование студии « Веселая Дымка» для работы с глиной.

Знакомство с декоративно- прикладным искусством, я начала в 1 младшей группе. Народная игрушка стала основным, доступным для понимания, положительно воздействующим на эмоциональность детей средством развития и обучения.

Прежде всего я сделала подбор игрушек, вызывающие интерес детей к игрушке и желание ее лепить: семеновские, загородские матрешки, деревянные богородские игрушки ( клюющие курочки, медведь на самокате, деревянные ложки, тарелки, стаканчики, грибочки, глиняные каргопольские коники-свистульки, дымковские игрушки- птички, лошадки).

Знакомство проходило в виде игр, во время которых задавала вопросы о том, что изображает предмет, предлагала расставить игрушки в определенном порядке, построить домик, скамеечку, дорожку для матрешки.

Одновременно дети сравнивали игрушки по размеру, выделяли основные, крупные детали (голова, туловище) и мелкие ( руки, ноги), узнавали и называли форму частей. Играя с матрёшками рассказывали стихи, пели песенки. Дети показывали глаза, нос, ротик, рассматривали красивые платки, сарафаны. Во время игр с фигурками птиц, животных дети обводили пальчиком наиболее яркие, выразительные части. Отмечали, что голова круглая, хвостик длинный, красивые перышки.

Чтобы привлечь внимание малышей к лепке и вызвать желание лепить самим, я лепила народные игрушки: птичку, куколку, козлика и показывала им способы лепки. Дети с любопытством наблюдали за моими действиями, я направляла их внимание на форму частей, деталей и процесс изображения ( у птички красивые, круглые глаза, длинный клюв, хвостик и крылышки).

Игрушки рождались на глазах детей, и это вызывало огромную радость и желание попробовать самим.

На занятия приходили игрушки, и дети лепили им угощения, осваивая первоначальные навыки работы с глиной. Учились раскатывать колбаски прямыми движениями, круговыми движениями лепили шарики и сплющивали их между ладошками.

Малышей очень увлекает работа палочкой, и они делали первые попытки украсить свою лепку: точками, полосками, понимая, что игрушки стали красивее.

Первое знакомство с « дымковскими забавками» прошло во 2 младшей группе. Мы впервые посетили выставку, организованную в детском саду. Сколько радости и восторга было у детей, когда они увидели столько много ярких, забавных игрушек. Каждому хотелось потрогать, поиграть с игрушкой. На полочке красоты впервые появились забавные лошадки, птички, медведь, козлик, дымковская кукла.

Дымковская игрушка была частым гостем у малышей на занятиях по развитию речи, музыкальных, рисованию и аппликации, на которых она использовалась в качестве игрового и сюрпризного момента. Игрушка появлялась из волшебного сундучка.

Я стремилась к тому, чтобы игрушка оживала в руках детей « пела», « говорила», « танцевала».

                               На них посмотреть нам и то интересно,

                                А знаете, куклы танцуют чудесно!

                                Под наши веселые русские пляски,

                                Они оживают как будто бы в сказке.

Забавные игрушки катались на карусели, коники -свистульки свистели, перекликаясь друг с другом. Дети играли с ними : ходили друг к другу в гости , катали на машине, строили домики. Во время игр рассматривала с детьми игрушку, давала более углубленный анализ формы предмета.

У дымковской куклы есть голова, красивые волосы, руки. Называли детали одежды: красивая юбка, кофта, пышные рукава, фартук, на голове красивая шляпка. Постепенно внимание детей сосредотачивала на орнаменте, узоре, которым украшена игрушка.

Учила детей находить отдельные элементы росписи: круг, кольцо, полоски, горошки, обводить их пальцем, называть цвет. Выкладывали дымковский узор из знакомых элементов на фланелеграфе: полоски, круг прямоугольная форма. « Наряжали» плоскостные формы дымковских игрушек, сделанные из картона.

Барыни меняли юбки, кофточки, фартуки, кокошники. Лошадку украшали яблочками - красные круги и черные горошки. Постепенно подводила к изображению отдельных элементов дымковской росписи. Сначала составляли орнамент из готовых форм в аппликации. Затем украшали силуэты игрушек мазками, точками, округлыми формами. После знакомства с элементами узора перешла к задаче изобразительного характера, с целью проследить влияние народного искусства на характер детской лепки.

Лепка по народной игрушке « грибок», « птичка-невеличка», « кукла в красивом платье» не вызвала затруднений. Детям нравиться украшать свою лепку узорами, они с большим интересом и очень осмысленно украшали игрушки углубленным рельефом в виде точек, колец, полосок с помощью стеков. Кроме лепки по народной игрушке дети лепили угощение для кукол.

Свои знания и умения связанные с украшением, они применяли для украшения торта, печенья, пряников. Дети наносили узор хаотично, без понимания ритма узора, это заставило меня поставить перед собой новую задачу: подвести детей к ритмичному нанесению узора.

Украшение объемными деталями: шариками и валиками при лепке чашки с ручкой, постепенно подводила к более ритмичному расположению узора. Дети проявляли большую самостоятельность в украшении объемной формы, располагая узор на стенках и на ручке. Таким образом дети научились видеть основную форму и передавать ее в лепке, дополнять деталями и украшать в виде углублений (точки, полоски, нанося их стекой).

 

В средней группе я продолжила работу по воспитанию интереса к народному творчеству и освоению отдельных элементов дымковской росписи. Для того чтобы каждое занятие приносило детям радость, проходило в интересной игровой форме, я изготовила сказочного , необыкновенного персонажа из глины( Мастера Глинчика).

Обучение с Глинчиком стало детям в радость, они с нетерпением ждут его каждое занятие, потому что он приносит им новые игрушки, рассказывает сказки, стихи, поет песни, учит лепить и расписывать игрушки.

На занятии « Чудесная глина» через чтение сказки «Глиняный парень» , я познакомила с природным материалом - глиной, ее свойствами и качествами. Побывали в гостях у « Мастера Глинчика», познакомились с ним, он рассказал о своей мастерской, показал инструменты, которыми пользуется ( подставки с поворотным диском, стеки, муфельную печь в которой обжигают игрушки).

Через занятия проведенное как « Путешествие в село Дымково» я рассказала о том, где изготавливают игрушку и почему называют так село. При посещении выставки дымковской игрушки, не только любовались игрушками, но и рассказывали о них: как называются, из чего сделаны, как с ними можно играть.

На занятиях по аппликации мы продолжали учиться составлять узоры, но уже более сложные и многокрасочные. Выкладывали их не только на полосе, но и на бумажных силуэтных фигурках дымковских игрушек, старались сочетать элементы по форме и цвету. Сначала учились рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Рассматривали лошадок, птичек, красивые платки, тарелочки, а затем украшали их.

На занятиях по рисованию ставила перед детьми более сложные задачи: изготовление одежды для барыни (юбки, фартуки, платки) требует от детей более сложных навыков и умений - не только составить из знакомых элементов, но расположить по всей поверхности изделия. На первых занятиях дети выполняли по образцу, затем предлагала украсить самостоятельно.

После этого мы начали лепить первые дымковские игрушки: на занятии появились деревянные лопаточки, поворотные круги, салфетки для сглаживания поверхности.

Первым декоративным изделием были красивые бусы для барышни, где дети учились лепить разные формы, комбинировать их сочетая по цвету. Познакомила с головным убором - кокошником, который дети вылепили и украсили бусинками, бисером. Очень нравится детям лепить угощение для игрушек. В лепке дымковского пряника дети учились лепке основы пряника в виде диска и пластины прямоугольной формы.

Дети проявляли самостоятельность в выборе украшения. Пряники получились у всех разные: кто-то украшал углубленным узором, некоторые объемным рельефом. Игра в «Угощение кукол», подвела нас к лепке чашки с блюдцем. Рассмотрели керамическую чашку с блюдцем, проанализировали форму, в работе дети пользовались знакомыми способами лепки и украшения.

Впервые я познакомила детей с процессом обжига глиняных игрушек, дети сами ставили в печь свои изделия. После обжига отметили, что игрушки стали намного прочнее и ими можно играть. Затем, когда изделия покрыли лаком, дети используют свои поделки в играх.

Забавными получились «козлики», « петушки» украшенные упрощенным способом - пуговки, бусинки.

Стараясь расширить круг представлений о народной игрушке, знакомила их с традиционными , классическими формами — барыня, индюк и композициями состоящими из 2-3 фигурок, которые отражали бытовые и сказочные темы « Чаепитие», « Гусыня с гусятами», «Волк и лиса». Рассмотрев композицию « Гусыня с гусятами», предложила сделать коллективную работу. Дети лепили маленьких гусят, а я лепила гусыню. Работая самостоятельно, дети следили за моей работой, учились лепке структурным способом из целого куска. Совместная работа принесла огромное чувство удовлетворения и гордости у детей за полученный результат. Эта композиция является украшением нашей группы.

Итогом работы за год было занятие « Игрушки спешат на ярмарку», где мы вспомнили чему научились, рассмотрели работы выполненные с детьми,

читали потешки про игрушки, танцевали с ними под народную мелодию и расписывали «наряжая» игрушки на ярмарку.

В старшей и подготовительной группе мы продолжили путешествие по стране глиняной игрушки. В беседах, экскурсиях дети узнали о «дымках» за рекою Вятка, которые дали название слободе, где лепили игрушки. Познакомились с творчеством известных мастериц Е.З. Кошкиной,

З.П. Пенкиной, с историей промысла глиняной игрушки.

С целью расширить представления детей о народной игрушке,её разнообразии, неповторимости и богатом содержании, познакомила детей с изделиями мастеров тверской, филимоновской , каргопольской , гжельской игрушки.

Дети узнали, что в разных местах характер и внешний вид игрушек был различным. Тверскую игрушку узнаешь сразу - она покрыта чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на краснокоричневом фоне обожженной глины, а филимоновские мастера делают огромные игрушки - ростом с больших кукол. Дети сравнивали дымковскую игрушку с филимоновской, тверской, каргопольской, находили отличительные особенности формы, цвета, элементов росписи. Филимоновский петушок очень понравился и поэтому, в лепке дети сумели передать выразительные детали, особенности декоративного узора.

Занятия старалась разнообразить по тематике. На экскурсии к глинищу, была проведена исследовательская работа, во время которой дети учились проверять глину на пригодность к работе ( жирная - липнет к рукам, тощая - сухая трескается, средняя - пластичная, мягкая). Отметили место глинища в нашем городе - это строительная площадка для гаражей. Дети набрали глины для работы дома и в детском саду.

Следующим этапом исследовательской работы, было знакомство с технологией приготовления глины: очищение глины от мусора, замачивание глины водой, набухание глины, процеживание, брожение, вымешивание глины.

Каждый ребенок выполнял работу индивидуально, в процессе которого ребенок постоянно находился в познавательном, мыслительном поиске.

Мы побывали в гостях у скульптора. Через рассматривание иллюстраций с разнообразными видами скульптур больших и малых форм, дети узнали, что скульптура из твердых материалов называется ваянием, а изделия из мягких пластических материалов (глина, пластилин) называется лепкой. Чем занимается скульптор (лепит свои произведения из глины, высекает из камня, вырезает из дерева, отливает из бронзы или чугуна, гипса). Впервые дети увидели специальные инструменты, которые использует скульптор в работе - молотки, зубила, резцы, стамески, стеки.

На занятии « В гостях у гончаров» познакомились с детьми с мастерами глиняных изделий - гончарами, рассказала, откуда взялось это слово, почему их так называют (свои изделия они обжигали в специальных печах - горнах), и называли их в старину горнчар, а позднее гончар. Гончары делают серьезные изделия - посуду, и изделия для души и забавы: свистульки в виде различных птиц и животных, игрушечную посуду. Из истории гончарного ремесла дети узнали о гончарном круге: ручной, ножной, ручной, в настоящее время - электрический.

« Мастер Глинчик» рассказал и показал, как мастера глиняной игрушки делают свои изделия. Научил различным способам лепки: конструктивный - предмет лепят из отдельных частей; пластический или скульптурный - изделия выполняются из целого куска; комбинированный включает в себя конструктивный и пластический способ, и выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

Дети наблюдали, как я лепила игрушки каждым способом отдельно. В процессе лепки знакомила с технологическим процессом изготовления игрушки: сначала лепят, затем сушат, оправляют или обрабатывают неровности на поверхности мокрой тряпочкой, снова сушат, обжигают в муфельной печи, белят водоэмульсионной краской, а раньше белили мелом разведенным снятым молоком, сушат и в последнюю очередь расписывают яркими красками.

Для знакомства с декоративной посудой были отобраны предметы, которые способствуют развитию воображения у детей: керамическая, расписная посуда разной формы и разного промысла (чайники, кувшины, квасники, солонки молочники, горшки). Яркая, нарядная посуда вызывает эмоциональный отклик у детей, вызывает желание рассмотреть, сравнить ее между собой по форме, по орнаменту. Из «рассказа дети узнали, где делают посуду, для чего предназначен предмет, как он называется. Дети давали сравнительную характеристику предметам посуды: у молочника плоские стенки, красиво выгнута ручка, сахарница с выпуклыми стенками, оттянутыми краями и маленькой крышкой.

Для того, чтобы дети зрительно сопоставляли разные сосуды, умели видеть разницу между ними, а по характеру форм и росписи могли определить место изготовления, была организована выставка посуды разного промысла.

Знакомство с декоративной посудой, я чередовала с обучением лепки этих предметов из глины.

Лепка посуды вызывает особый интерес. Их увлекает возможность выполнять предметы и использовать их для игр и украшение группы.

Для закрепления формы, способов росписи предварительно перед лепкой посуды, дети рисовали эскизы своих будущих изделий, которые способствовали самостоятельной, творческой работе детей. Каждый ребенок определяет количество глины, с помощью наводящих вопросов я предлагаю подумать, как можно украсить свою работу, чтобы она стала красивой и привлекательной.

При лепке « Чайного сервиза» мы осваивали новый, более сложный способ - ленточный, где дети раскатывали колбаски- ленты и соединяли между собой. Каждый ребенок выполняет один из предметов сервиза. Такая организация занятия повышает ответственность за выполняемую ими работу.

Познакомила детей с рельефным изображением узоров и орнаментов на декоративных пластинках, куда входят растительные элементы и изображения птиц и животных. Дети на ощупь воспринимали рельеф проводя рукой по пластине. Объясняла, что сначала лепится пластина: ладонью или кулаком ударяя по глине и расплющивая ее до одного сантиметра, стекой обрезая края, чтобы они стали ровными, а затем путем налепа наносится изображение. Пластины вылепленные детьми, мы используем в качестве сувениров к 8 марта, для украшения группы.

Затем мы перешли к лепке четвероногих животных: козликов, баранов, коников. Человеческие фигурки, индюки - самые сложные по технике.

Здесь очень много различных деталей, которые предают выразительность дымковской игрушки: пышные рукава, оборки на юбках, украшения на хвостах, крыльях, сложные головные уборы. Чтобы научить детей передавать эти детали, я провела несколько специальных занятий, целью которых было овладение навыками налепов: шарики, лепешечки, плетенка единым жгутиком, плетенка множеством завитков, розетка. Детали украшения овладеваются не просто не только детьми, но и взрослыми.

Это очень тонкая, изящная работа, которой мы занимаемся на протяжении старшей и подготовительной группы. Работа по совершенствованию приобретенных навыков и умений продолжалось на занятиях по рисованию.

Дети расписывали силуэты дымковских игрушек. Помимо кружков, горошин, прямых линий, дети вносили более сложные элементы: волнистые линии, сеточки. Я обращала внимание на красоту орнамента. Учила их варьировать элементы дымки, например кружок широкий и узкий; точки- большие и маленькие, точки ставились в кружок по - разному : выше, ниже, по середине. В ходе работы над орнаментом кроме дымковской игрушки использовала фотографии, иллюстрации образцы дымковских узоров.

Итогом работы в старшей и подготовительной группе было проведение праздников « Весёлая ярмарка», « Свистунья». Вместе с детьми и родителями готовим костюмы, учим народные песни, прибаутки, частушки. Родители проявляют большой интерес к выставкам, праздникам, сами являются участниками этих праздников. Приглашаем мам и пап на открытые занятия по народному творчеству, даем практические советы по изготовлению глиняных игрушек с детьми.

Хочется верить, что работа по народному декоративно-прикладному искусству начатая в детском саду, нашла продолжение в школьной жизни детей.

Уровни определения знаний, умений, навыков.

Владение приемами работы с глиной.

Высокий - У ребенка проявляется повышенный интерес к декоративной лепке, положительное эмоциональная увлеченность, активность, творческое

отношение к работе, проявляет самостоятельность в выборе разнообразных способов лепки, передавая характерные особенности формы, пропорции и выразительный образ изделий. Уверенность в своих силах, стремление самостоятельно разобраться в трудных заданиях, при достижении результата интересует эстетическая сторона изделий.

Норма - Ребенок проявляет устойчивый, достаточный интерес к занятиям лепкой, с удовольствием занимается, при выполнении трудных заданий иногда обращается за помощью педагога. В лепке передаёт пластику формы, плавность перехода одной части в другую. Большое внимание уделяет обработке поверхности изделия мокрой тряпочкой. Использует в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа. Создавая изображения по заданию педагог сам определяет композицию, выразительные средства изображения, вносит интересные дополнения к своей работе.

Ниже нормы - Ребенка увлекают занятия лепкой, но интерес неустойчив. Если не получается, то сразу теряется желание продолжить работу. Ребенок не уверен в своих силах, боится начинать работу, часто жалуется, что не умеет лепить, у него ничего не получается. Во время занятия часто отвлекается, подражает работам товарищей или копирует образец, предложенный педагогом. В выполнении творческих заданий затрудняется.

Овладение навыками декоративной росписи.

Высокий - Ребенок умеет различать и передавать элементы и мотивы орнамента, наиболее характерные их сочетания; колорит росписи, характерные цветосочетания. Создавать композицию чередуя по цвету, форме, расположению элементов узора. Владеет способами украшения: углубленным рельефом (узор наносится стекой на поверхности изделий в виде точек, полосок, кругов); объемным рельефом (шарики, валики, барельеф); роспись красками. Проявляет самостоятельность в составлении узора по замыслу. Украшает изделия декоративной росписью, осознанно вводит в орнамент солярные знаки, понимая обереговое значение игрушки в жизни человека. Владеет навыком рисования мелких элементов - концом кисти, круги, мазки всей кистью.

Норма - Ребенок самостоятельно создает красивые узоры, подбирает отдельные композиции, цветовую гамму по своему усмотрению.

Обладает умением варьировать элементы узора, составлять узор по замыслу,

располагать узор на объемной поверхности изделия. Знает обереговое значение солярных знаков. Достаточно сформирован навык кистевого письма, работает всей кистью и концом кисти.

Низкий уровень - Ребенок часто обращается за помощью, затрудняется в самостоятельном создании узора, отдельных композиций в подборе цветовой гаммы. Слабые навыки рисования концом кисти, преобладает навык рисования всей кистью.

Способность к самостоятельной поисковой деятельности.

Высокий - Обладает умением заметить неточности в работе, исправляет недостатки методом проб и ошибок. Самостоятельно выбирает способ лепки в зависимости от содержания, сложности изделия, вид декоративного украшения. Действует осознанно и целенаправленно.

Норма - Самостоятельный поиск вариантов при создании композиций, определение этапов выполнения работы, качества глины на пригодность к работе, определение нужного количества Хтя работы, правильное распределение глины на части, подбор необходимых инструментов, материалов для предстоящей работы. Поиск вариантов при создании композиции. Действия носят осознанный характер.

Низкий - Не прилагает усилий для нахождения вариантов решения задачи., ждет указаний и подсказок педагога. Интерес к деятельности ситуативен.

Овладение навыками совместной работы со сверстниками

Высокий - Умение детей объединяться в группы по единому замыслу. Считаться с интересом и мнениями сверстников, одобрительное отношение к работе своего товарища.

Норма - Умение планировать совместную деятельность при составлении сюжетной композиции ( рисование эскиза композиции, распределение работы, объединение деталей в общую композицию). Ребенок может комментировать действия других детей и свои собственные. Наблюдает за техникой изготовления игрушки, при затруднении обратиться к сверстнику, может подсказать ему, проявляет терпение и выдержку.

Ниже нормы - Ребенок не испытывает чувства ответственности за порученную работу, не осознаёт влияние собственного результата на результат совместной работы. Не принимает участие в обсуждении , распределении совместной деятельности.

Диагностика, проведенная в сентябре 2007года и наблюдения за детьми в составе 15 человек, показали следующие результаты:

Раздел I « Владение приемами работы с глиной».

  1. уровень-4
  2. уровень - 7
  3. уровень - 4

Раздел II «Овладение навыками декоративной росписи».

  1. уровень - 3
  2. уровень - 8
  3. уровень - 4

Раздел III «Способность к самостоятельной поисковой деятельности».

  1. уровень - 5
  2. уровень - 9
  3. уровень - 1

Раздел 1У«Овладение навыками коллективной работы».

  1. уровень - 5
  2. уровень - 8
  3. уровень - 2

Диагностика, проведенная в мае 2008 года и наблюдения за детьми в составе 15 человек, показали следующие результаты:

Раздел I «Владение приемами работы с глиной»

  1. уровень - 8
  2. уровень - 7
  3. уровень -

Раздел II «Овладение навыками декоративной лепки»

  1. уровень - 6
  2. уровень - 8
  3. уровень - 1

Раздел III « Способность к самостоятельной поисковой деятельности»

  1. уровень - 11
  2. уровень - 4
  3. уровень -

Раздел IV « Овладение навыками коллективной работы»

  1. уровень - 12
  2. уровень - 3
  3. уровень -

Результативность.

К концу подготовительной группы значительно расширился кругозор детей о декоративно- прикладном искусстве: истории развития народных промыслов, его разнообразии, неповторимости и богатом содержании, мастерах дымковской игрушки. Имеет представления о русских народных традициях, особенностях и проведении праздников « Свистунья» « Веселая ярмарка».

Глубже познакомились с разнообразной тематикой изделий, научились различать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую ,тверскую глиняную игрушку. Определять виды росписи: гжель, дымка, хохлома, филимоновская . Овладели различными приемами и способами лепки глиняной игрушки, и технологией изготовления декоративной посуды, научились изображать сюжетные композиции на бытовые и сказочные темы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, проявлять самостоятельность и творческий подход при изготовлении дымковских игрушек. У воспитанников сформированы навыки поисковой деятельности, умение работать в коллективе осознанно и целенаправленно.

Список литературы

  1. Горячева,В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: популярное пособие[Текс]/ В.С. Горячева.- Ярославль» Академия развития» 1998.-189с.
  2. Конышева .Н.М. Чудесная мастерская: учебное пособие [Текст] /Н.М.Конышева.

- М.: Линка-пресс, 1996.-160с.

  1. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов[Текст]/ А.П.Усова. - М.: Просвещение, 1972.-73с.
  2. Учимся лепить и рисовать [Текст] /Серия от простого к сложному/ - СПб.: Кристалл; Валерии СПб.-224с.
  3. Хворостов,А.С.Декоративно-прикладное искусство : учебное пособие[Текст] /А.С. Хворостов.- М.: Просвещение, 198 Г-173с.
  4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: учебное пособие [ Текст ] / Н.Б. Халезова.-М : Просвещение, 1984.-1 Юс.
  5. Статьи из журналов и газет.

8.Алексахин, Н.А. От свистопляски до свистульки [Текст] / Н.А. Алексахин//

Дошкольное воспитание. - 2004.-№ 10. - С. 119 - 124.

9.Алексахин, Н.А. О кистевой росписи Гжели[Текст] / Н.А. Алексахин // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 10.- С. 119 - 125.

10.Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников [Текст] / М. Васильева, Т. Юнг // Дошкольное воспитание . - 2006.- №2.-С.9 - 16.

Калинина О.Р. Знакомство детей 6-7 лет с искусством гжельских мастеров [Текст]

/ О.Р. Калинина // Дошкольное воспитание.- 1994.- №4.- С. 26 - 28.

11.Королева, Т.Н. Учим детей декоративному рисованию[Ткекст]/ Т.Н.

Королева, В.И.Дмитриева // Ребенок в детском саду. - 2001.- № 3. - С.57 - 65.

Хархан, Г. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования [Т екст]

12. Г. Хархан// Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.30-32.

13.Цветкова, Т.К. Знакомьтесь: матрешка[Текст] / Т.К. Цветкова // Дошкольное воспитание. -1994.- №4. С.29- 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы спортивного кружка «Мой весёлый звонкий мяч»

Этот план расчитан на работу с детьми подготовительной группы.Он позволяет расширить умение владеть мячом,знакомит с народными подвижными играми,прививает любовь к спорту.   Скачать...

Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки».

                                        МДОУ детский сад «Ромашка»   Перспекти...

Кружковая работа. Кружок "Весёлый английский".

Кружковая работа по ознакомлению с английским языком  детей средней группы....

Использование логопедической ширмы "Домик Весёлого Язычка" в работе с родителями.

Логопедическая ширма  «Домик Весёлого Язычка».        Речевые дефекты всё труднее поддаются коррекции традиционными способами,  поэтому я начала испо...

ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ "ВЕСЁЛЫЕ КАРАНДАШИ"

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.                      В.А.Сухомлинский В современном образо...

План работы кружка "Весёлый каблучок" на 2012-2013 учебный год

план  работы  кружка  по  хореогрвафии "Весёлый  каблучок"  на  2013-2013  учебный  год...