Профессии. Финансовая грамотность. Старшая группа.2020г.
консультация (старшая группа)

Браун (Климова) Екатерина Витальевна

Финансовая грамотность детей.

 

Консультация для родителей

(дистанционная)

 

«Семейный бюджет».

 

 

Дети быстро растут. Наша общая задача дать им такие знания, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

 

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами.

 

На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным. Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Финансовая грамотность состоит из нескольких элементов, которые полностью взаимосвязаны между собой, она включает в себя создание накоплений, установление целей. Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

 Предлагаем почитать истории про кота Белобока, побеседовать с детьми, поиграть в игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin._gram._distantsionno.docx25.9 КБ
Файл fin.gram_.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность детей.

Консультация для родителей

(дистанционная)

«Семейный бюджет».

Дети быстро растут. Наша общая задача дать им такие знания, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами.

На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным. Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Финансовая грамотность состоит из нескольких элементов, которые полностью взаимосвязаны между собой, она включает в себя создание накоплений, установление целей. Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть множество причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

Мы уже начали этот путь и предлагаем вам прочитать детям историю про кота Белобока и обсудить, что такое семейный бюджет. 

 Ребята! Послушайте продолжение истории кота Белобока.
…Как-то раз вспомнил Белобок свою прежнюю домашнюю жизнь. Загрустил, заду-мался и вдруг слышит, кто-то в лесу поет. Присмотрелся и видит: идет по лесу мальчишка.
– Кто ты такой? – строго спросил Белобок.
– Я Андрюша! Пришел в лес за грибами.
– А ты знаешь, где их искать?
– Нет, они все попрятались.
– А я знаю полянку, где грибов видимо-невидимо.
– Пожалуйста, покажи мне ее скорее!
На полянке Андрюша набрал полную корзинку грибов и пригласил Белобока в гости.
– Знаешь, – сказал мальчик, – у меня дома есть много игрушек: машинки, солдатики и даже компьютер. Хочешь, покажу?
– Давно я не был в городе, – подумал Белобок, – на людей посмотрю, может быть, что-то новое узнаю.
Дорога в город была длинной. Наши путешественники успели ближе познакомиться. Андрюша рассказал Белобоку о своей семье, а кот – о своей жизни в лесу. Так за беседой они подошли к дому Андрюши. Дома его уже ждали.
– Познакомьтесь, – сказал Андрюша, – это мой новый друг – Белобок.
Кот выступил вперед, поклонился и протянул лапку папе.
– Можно, он у нас погостит? – спросил у родителей Андрюша.
– Можно, если ты обещаешь о нем заботиться.
2.
– Ребята, давайте и мы познакомимся с семьей Андрюши, узнаем, чем занимаются члены его семьи. Папа Андрюши работает полицейским, мама трудится в поликлинике. Она врач, бабушка с дедушкой – пенсионеры, сестра учится в институте, а брат ходит в детский сад.
Андрюша с братом, как все маленькие дети, очень любят, когда папа и мама приходят домой и приносят что-нибудь вкусное. На следующий день, когда папа с мамой пришли до-мой, ребята, как обычно, их встретили словами:
– Папа, что ты нам купил?
– А что же принесли мне? – думал кот Белобок, выглядывая из-за угла.
– Купишь нам завтра новый конструктор?
Папа внимательно выслушал детей. Оказалось, что они увидели у соседских ребят новые игрушки. Им тоже захотелось иметь такие же. Папа усадил всех за стол, достал свой калькулятор…
«Что это за чудо-машина такая?» – думал кот.
– Ребята! Что такое калькулятор, кто из вас знает?
Дети отвечают на вопрос.
– Как вы думаете, может быть, папа перепутал что-нибудь? Для чего ему понадобил-ся калькулятор? Может быть, нужно было сначала достать кошелек?
Ответы детей.
– Верно, ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо посчитать деньги.
– Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое «семейный бюджет». Семейный бюд-жет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время. Бюджет мож-но сравнить с большим мешком, сумкой, кошельком семьи, в него собираются все денежные средства, которые приносят члены семьи. В каждой семье родители обычно рассчитывают свой бюджет. Ребята, подсчет расходов и доходов – это расчет бюджета.
– А почему нужно считать доходы и расходы?
Дети высказывают свои предположения.
– Как вы думаете, что такое бюджет?
– Из чего он складывается?
– Мы можем сказать, что бюджет составляют доходы семьи?
– А что такое расходы?
– На что мы тратим деньги?
3. Составляете совместно с детьми модель расходов семейного бюджета:
– обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись (оплата коммунальных услуг, детского сада, необходимые вещи и продук-ты);
– желательные расходы (цирк, кинотеатр, кафе);
– длительные накопления (отпуск, машина);
– необязательные (неосновные) расходы (игрушки, сладости).
– А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей.
– Правильно, потому что, если каждый день что-то покупать, нужно очень много де-нег, это необязательные расходы, родители столько не зарабатывают.
– А как вы думаете, вы смогли бы помочь папе Андрюши подсчитать, сможет ли он купить своим ребятам игрушки?
– А давайте попробуем. Нужно спросить у папы Андрюши, какие у него будут расхо-ды, сколько денег ему нужно потратить?
Дети высказывают свои предположения.
Папа Андрюши объяснил: «Сначала мне нужно оплатить обязательные платежи: за квартплату – 2 рубля, за свет – 1 рубль, дать маме на продукты – 3 рубля».
– Дети, сосчитайте,

  • сколько денег нужно на все это истратить.
    Дети считают.
    (6 рублей.)
    – Теперь нужно спросить, сколько стоят игрушки.
    – На игрушки нужно 2 рубля.
    – Так сколько денег нужно иметь папе Андрюши, чтобы он смог купить новые иг-рушки ребятам?
    Дети считают.
    (8 рублей.)
    – А вот теперь нам нужно спросить у папы, сколько у него есть денег.
    – У него есть в кошельке только 7 рублей.
    Воспитатель предлагает детям вместе посчитать, сколько осталось денег на иг-рушки.
    Дети считают.
    (Остался только один рубль, а нужно два.)
    – Так сможет папа купить игрушки сейчас? Или нужно еще подкопить денег?
    – Правильно. Нужно еще копить.
    – А кто знает, что такое копить деньги, сделать накопление?
    Дети высказывают свои суждения.
    Воспитатель обобщает ответы детей и добавляет, что делать накопления – это значит отложить деньги и не тратить. Накопления – это та часть денег, которая оста-ется после того, как израсходованы деньги на все необходимое.
    – Вот из этих-то накоплений папа и сможет купить вам новые игрушки. А вы, ребят-ки, не забывайте про семейный бюджет. Мамы и папы вас очень любят и часто делают вам различные покупки, если у них есть деньги.
    – Ребята, однажды с Андрюшей произошла история, вы хотите ее узнать?
    Ответы детей.
    4. Папа доверил Андрюше составить бюджет семьи на один день. А как распорядился он деньгами, вы узнаете из стихотворения.
    Доверили Андрюше
    Вести бюджет семьи.
    – Сперва куплю игрушек,
    Ведь мне нужны они!
    В доме много разных круп –
    На обед мы сварим суп.
    Купим вкусное мороженое,
    Купим булочки твороженные.
    Купим книжек и газет,
    Это выдержит бюджет!
    Может, купим попугая –
    Пусть по комнате летает.
    С птицей станет веселей –
    Попугайчик всех милей!
    Купим дедушке носки,
    Брату – лыжи и коньки,
    Купим бабушке платок,
    Папе купим молоток,
    Маме купим платье.
    Ну, пожалуй, хватит.
    Больше денег в доме нет,
    Невелик у нас бюджет!
    – Как вы думаете, правильно ли Андрюша построил бюджет семьи? Если неправиль-но, то почему?
    Ответы детей.
    – Верно! В первую очередь надо покупать самые необходимые вещи – продукты пи-тания, одежду, лекарства, а не сладости. Еще важно – не забыть спланировать расходы на транспорт. А игрушки можно купить, если останутся лишние деньги.
    5. – Предлагаю вам поиграть в игру «Доход–расход».
    В игре участвуют от 5 до 10 человек. Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку. Он определяет, к какой категории семейного бюджета (доход–расход) относится данная ситуация. За правильный ответ игрок получает фишку.
    1) покупка хлеба в магазине (расход),
    2) оплата коммунальных услуг (расход),
    3) папа получил отпускные (доход),
    4) оплата за детский сад (расход),
    5) покупка игрушки (расход),
    6) бабушка получила пенсию (доход),
    7) дедушка выиграл в лотерею (доход),
    8) поездка на курорт (расход),
    9) сестра получила стипендию (доход),
    10) поломался телевизор (расход).
    Ребенок объясняет свой выбор. Выигрывает тот, кто не сделав ни одной ошибки, по-лучил максимальное количество фишек.
    – Ребята, как вы поняли, что такое семейный бюджет, из чего он состоит?

Ребята! Послушайте продолжение истории кота Белобока.

…Как-то раз вспомнил Белобок свою прежнюю домашнюю жизнь. Загрустил, заду-мался и вдруг слышит, кто-то в лесу поет. Присмотрелся и видит: идет по лесу мальчишка.

– Кто ты такой? – строго спросил Белобок.

– Я Андрюша! Пришел в лес за грибами.

– А ты знаешь, где их искать?

– Нет, они все попрятались.

– А я знаю полянку, где грибов видимо-невидимо.

– Пожалуйста, покажи мне ее скорее!

На полянке Андрюша набрал полную корзинку грибов и пригласил Белобока в гости.

– Знаешь, – сказал мальчик, – у меня дома есть много игрушек: машинки, солдатики и даже компьютер. Хочешь, покажу?

– Давно я не был в городе, – подумал Белобок, – на людей посмотрю, может быть, что-то новое узнаю.

Дорога в город была длинной. Наши путешественники успели ближе познакомиться. Андрюша рассказал Белобоку о своей семье, а кот – о своей жизни в лесу. Так за беседой они подошли к дому Андрюши. Дома его уже ждали.

– Познакомьтесь, – сказал Андрюша, – это мой новый друг – Белобок.

Кот выступил вперед, поклонился и протянул лапку папе.

– Можно, он у нас погостит? – спросил у родителей Андрюша.

– Можно, если ты обещаешь о нем заботиться.

2.

– Ребята, давайте и мы познакомимся с семьей Андрюши, узнаем, чем занимаются члены его семьи. Папа Андрюши работает полицейским, мама трудится в поликлинике. Она врач, бабушка с дедушкой – пенсионеры, сестра учится в институте, а брат ходит в детский сад.

Андрюша с братом, как все маленькие дети, очень любят, когда папа и мама приходят домой и приносят что-нибудь вкусное. На следующий день, когда папа с мамой пришли до-мой, ребята, как обычно, их встретили словами:

– Папа, что ты нам купил?

– А что же принесли мне? – думал кот Белобок, выглядывая из-за угла.

– Купишь нам завтра новый конструктор?

Папа внимательно выслушал детей. Оказалось, что они увидели у соседских ребят новые игрушки. Им тоже захотелось иметь такие же. Папа усадил всех за стол, достал свой калькулятор…

«Что это за чудо-машина такая?» – думал кот.

– Ребята! Что такое калькулятор, кто из вас знает?

Дети отвечают на вопрос.

– Как вы думаете, может быть, папа перепутал что-нибудь? Для чего ему понадобил-ся калькулятор? Может быть, нужно было сначала достать кошелек?

Ответы детей.

– Верно, ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо посчитать деньги.

– Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое «семейный бюджет». Семейный бюд-жет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время. Бюджет мож-но сравнить с большим мешком, сумкой, кошельком семьи, в него собираются все денежные средства, которые приносят члены семьи. В каждой семье родители обычно рассчитывают свой бюджет. Ребята, подсчет расходов и доходов – это расчет бюджета.

– А почему нужно считать доходы и расходы?

Дети высказывают свои предположения.

– Как вы думаете, что такое бюджет?

– Из чего он складывается?

– Мы можем сказать, что бюджет составляют доходы семьи?

– А что такое расходы?

– На что мы тратим деньги?

3. Составляете совместно с детьми модель расходов семейного бюджета:

– обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись (оплата коммунальных услуг, детского сада, необходимые вещи и продук-ты);

– желательные расходы (цирк, кинотеатр, кафе);

– длительные накопления (отпуск, машина);

– необязательные (неосновные) расходы (игрушки, сладости).

– А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

– Правильно, потому что, если каждый день что-то покупать, нужно очень много де-нег, это необязательные расходы, родители столько не зарабатывают.

– А как вы думаете, вы смогли бы помочь папе Андрюши подсчитать, сможет ли он купить своим ребятам игрушки?

– А давайте попробуем. Нужно спросить у папы Андрюши, какие у него будут расхо-ды, сколько денег ему нужно потратить?

Дети высказывают свои предположения.

Папа Андрюши объяснил: «Сначала мне нужно оплатить обязательные платежи: за квартплату – 2 рубля, за свет – 1 рубль, дать маме на продукты – 3 рубля».

– Дети, сосчитайте,

сколько денег нужно на все это истратить.

Дети считают.

(6 рублей.)

– Теперь нужно спросить, сколько стоят игрушки.

– На игрушки нужно 2 рубля.

– Так сколько денег нужно иметь папе Андрюши, чтобы он смог купить новые иг-рушки ребятам?

Дети считают.

(8 рублей.)

– А вот теперь нам нужно спросить у папы, сколько у него есть денег.

– У него есть в кошельке только 7 рублей.

Воспитатель предлагает детям вместе посчитать, сколько осталось денег на иг-рушки.

Дети считают.

(Остался только один рубль, а нужно два.)

– Так сможет папа купить игрушки сейчас? Или нужно еще подкопить денег?

– Правильно. Нужно еще копить.

– А кто знает, что такое копить деньги, сделать накопление?

Дети высказывают свои суждения.

Воспитатель обобщает ответы детей и добавляет, что делать накопления – это значит отложить деньги и не тратить. Накопления – это та часть денег, которая оста-ется после того, как израсходованы деньги на все необходимое.

– Вот из этих-то накоплений папа и сможет купить вам новые игрушки. А вы, ребят-ки, не забывайте про семейный бюджет. Мамы и папы вас очень любят и часто делают вам различные покупки, если у них есть деньги.

– Ребята, однажды с Андрюшей произошла история, вы хотите ее узнать?

Ответы детей.

4. Папа доверил Андрюше составить бюджет семьи на один день. А как распорядился он деньгами, вы узнаете из стихотворения.

Доверили Андрюше

Вести бюджет семьи.

– Сперва куплю игрушек,

Ведь мне нужны они!

В доме много разных круп –

На обед мы сварим суп.

Купим вкусное мороженое,

Купим булочки твороженные.

Купим книжек и газет,

Это выдержит бюджет!

Может, купим попугая –

Пусть по комнате летает.

С птицей станет веселей –

Попугайчик всех милей!

Купим дедушке носки,

Брату – лыжи и коньки,

Купим бабушке платок,

Папе купим молоток,

Маме купим платье.

Ну, пожалуй, хватит.

Больше денег в доме нет,

Невелик у нас бюджет!

– Как вы думаете, правильно ли Андрюша построил бюджет семьи? Если неправиль-но, то почему?

Ответы детей.

– Верно! В первую очередь надо покупать самые необходимые вещи – продукты пи-тания, одежду, лекарства, а не сладости. Еще важно – не забыть спланировать расходы на транспорт. А игрушки можно купить, если останутся лишние деньги.

5. – Предлагаю вам поиграть в игру «Доход–расход».

В игре участвуют от 5 до 10 человек. Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку. Он определяет, к какой категории семейного бюджета (доход–расход) относится данная ситуация. За правильный ответ игрок получает фишку.

1) покупка хлеба в магазине (расход),

2) оплата коммунальных услуг (расход),

3) папа получил отпускные (доход),

4) оплата за детский сад (расход),

5) покупка игрушки (расход),

6) бабушка получила пенсию (доход),

7) дедушка выиграл в лотерею (доход),

8) поездка на курорт (расход),

9) сестра получила стипендию (доход),

10) поломался телевизор (расход).

Ребенок объясняет свой выбор. Выигрывает тот, кто не сделав ни одной ошибки, по-лучил максимальное количество фишек.

– Ребята, как вы поняли, что такое семейный бюджет, из чего он состоит?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кот Белобок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников

некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...

Формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников

некоторые формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников...

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности (старшая группа) «Почему взрослые работают?»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», &la...

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...