Русский фольклор малых форм в речевом воспитании дошкольников
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Русский фольклор малых форм в речевом воспитании дошкольников
Держа маленького ребенка на руках, мы приговариваем: «Поехали, поехали с орехами, с орехами» или «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». И ребенок начинает вместе со взрослым хлопать в ладошки, пружиня ножками и улыбаясь.
Что побуждает малыша к активности? Желание двигаться, действовать? Оказывается, ритм самого стиха, потешки подталкивает его к действию, к движению. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что самым ярким и запоминающимся для детей становятся игры со словом, с движением.
Потешки с движениями позволяют развивать речевой слух, ставить правильное дыхание, лучше воспринимать динамику речи, совершенствовать произношение. Именно заинтересованность ребенка в воспроизведении услышанного и увиденного – залог успеха, поэтому необходимо учитывать следующие моменты:
А) Возрастные особенности ребенка. Предлагая игру, в основу которой положено исполнение потешки в сопровождении движений, нужно принимать во внимание физическое развитие детей. Постепенно материал может усложняться.
Б) Дозировка и распределение нагрузки во время игры. Взрослый проговаривает потешку – ребенок двигается.
В) Неоднократный показ образца выполнения упражнения. Только так ребенок запомнит текст потешки и научится правильно воспроизводит все движения.
Исполнение потешек можно сопровождать отстукиванием ритма, что даст почувствовать его внутреннюю пружину. Темп речи имеет важное значение в передаче информации и создание образа звучащего слова. Голос должен звучать не только на соответствующей предмету повествования высоте, но и вести слушателя за собой, вовлекая в круговорот звучащей мысли, то плавно замедляя или ускоряя темп, а то внезапно переходя от одного темпа к другому. Следует постоянно помнить об осанке, так, как только правильное положение корпуса, высоко поднятая голова, свободный подбородок, раскованность всего тела и вместе с тем мысленная сосредоточенность помогут вам продемонстрировать соответствующую моменту выразительность.
Народные потешки
(3 -4 года)
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
Ребенок прыгает на двух ногах, идет к «мышке» осторожным шагом, «мышка» догоняет убегающего ребенка.
(4 – 5 лет)
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Ребенок проговаривает текст потешки, «зайка» (взрослый) скачет по кругу. С концом потешки «охотник» (ребенок) ловит «зайку.
(5 – 6 лет)
Кошка на окошке
Рубашку шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
Ребенок складывает руки перед грудью «полочкой», «полочка» вращается и останавливается. На последние две строки ноги попеременно выставляют на пятку.
(6 – 7 лет)
Идет Кузьма из кузницы.
Несет Кузьма два молота.
Для всех людей накуёт гвоздей.
Ребенок поочередно выставляет ноги на пятку, делает притоп.
Пословицы и поговорки являются лучшим речевым материалом. Необходимо наметить логические паузы между противопоставлениями, выделить главные слова, в которых заключен основной смысл.
- Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
- Поспешишь – людей насмешишь.
Для тренировки дикции прекрасным материалом являются скороговорки. Скороговорки необходимо оттачивать, добиваясь постепенного ускорения темпа. Необходимо помнить совет К.С. Станиславского: «Скороговорки надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно медленную речь»
- Рассказать вам про покупки? – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
- От топота копыт пыль по полю летит.
Ценность малых форм фольклора заключается в том, что они вводят ребенка в богатый, яркий, образный русский язык, способствуют формированию выразительной речи. Поэтому необходимо создавать у детей определенный запас русского фольклора малых форм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-627399-1447439078.jpg)
Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»
Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/17/picture-1083123-1542466235.jpg)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1126257-1601435537.jpg)
"Развитие образной выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)"
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/12/picture-1303716-1610433248.jpg)
Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).
Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001747-1516885444.jpg)
«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)»
1. Беседа-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной)2. Ситуация общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы....
Русский фольклор - фундаментальная основа духовно-нравственного воспитания дошкольников
Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявитс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836301-1477271991.jpg)
Духовно - нравственное и речевое воспитание дошкольников через ознакомление с русским фольклором
В презентации раскрыты жанры русского фольклора. А также к каждому жанру подобран речевой материал....