Русский фольклор малых форм в речевом воспитании дошкольников
статья (средняя группа)

Мазуряк Эльвира Газизовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_-_2020.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Русский фольклор малых форм в речевом воспитании дошкольников

  Держа маленького ребенка на руках, мы приговариваем: «Поехали, поехали с орехами, с орехами» или «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». И ребенок начинает вместе со взрослым хлопать в ладошки, пружиня ножками и улыбаясь.  

Что побуждает малыша к активности? Желание двигаться, действовать? Оказывается, ритм самого стиха, потешки подталкивает его к действию, к движению. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что самым ярким и запоминающимся для детей становятся игры со словом, с движением.

  Потешки с движениями позволяют развивать речевой слух, ставить правильное дыхание, лучше воспринимать динамику речи, совершенствовать произношение.  Именно заинтересованность ребенка в воспроизведении услышанного и увиденного – залог успеха, поэтому необходимо учитывать следующие моменты:

А) Возрастные особенности ребенка. Предлагая игру, в основу которой положено исполнение потешки в сопровождении движений, нужно принимать во внимание физическое развитие детей. Постепенно материал может усложняться.

Б) Дозировка и распределение нагрузки во время игры. Взрослый проговаривает потешку – ребенок двигается.

В) Неоднократный показ образца выполнения упражнения. Только так ребенок запомнит текст потешки и научится правильно воспроизводит все движения.

    Исполнение потешек можно сопровождать отстукиванием ритма, что даст почувствовать его внутреннюю пружину. Темп речи имеет важное значение в передаче информации и создание образа звучащего слова. Голос должен звучать не только на соответствующей предмету повествования высоте, но и вести слушателя за собой, вовлекая в круговорот звучащей мысли, то плавно замедляя или ускоряя темп, а то внезапно переходя от одного темпа к другому. Следует постоянно помнить об осанке, так, как только правильное положение корпуса, высоко поднятая голова, свободный подбородок, раскованность всего тела и вместе с тем мысленная сосредоточенность помогут вам продемонстрировать соответствующую моменту выразительность.

Народные потешки

(3 -4 года)

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт.

Ребенок прыгает на двух ногах, идет к «мышке» осторожным шагом, «мышка» догоняет убегающего ребенка.

(4 – 5 лет)

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Ребенок проговаривает текст потешки, «зайка» (взрослый) скачет по кругу. С концом потешки «охотник» (ребенок) ловит «зайку.

(5 – 6 лет)

Кошка на окошке

Рубашку шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

Ребенок складывает руки перед грудью «полочкой», «полочка» вращается и останавливается. На последние две строки ноги попеременно выставляют на пятку.

(6 – 7 лет)

Идет Кузьма из кузницы.

Несет Кузьма два молота.

Для всех людей накуёт гвоздей.

Ребенок поочередно выставляет ноги на пятку, делает притоп.

  Пословицы и поговорки являются лучшим речевым материалом. Необходимо наметить логические паузы между противопоставлениями, выделить главные слова, в которых заключен основной смысл.

  1. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
  2. Поспешишь – людей насмешишь.

  Для тренировки дикции прекрасным материалом являются скороговорки. Скороговорки необходимо оттачивать, добиваясь постепенного ускорения темпа. Необходимо помнить совет К.С. Станиславского: «Скороговорки надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно медленную речь»

  1. Рассказать вам про покупки? – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.      

  Ценность малых форм фольклора заключается в том, что они вводят ребенка в богатый, яркий, образный русский язык, способствуют формированию выразительной речи. Поэтому необходимо создавать у детей определенный запас русского фольклора малых форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»

Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства  (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...

«Использование русского фольклора в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников».

В статье рассматривается детский русский фольклор – как одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах д...

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы)....

«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)»

1. Беседа-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной)2. Ситуация общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы....