Русский фольклор малых форм в речевом воспитании дошкольников
статья (средняя группа)

Мазуряк Эльвира Газизовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_-_2020.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Русский фольклор малых форм в речевом воспитании дошкольников

  Держа маленького ребенка на руках, мы приговариваем: «Поехали, поехали с орехами, с орехами» или «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». И ребенок начинает вместе со взрослым хлопать в ладошки, пружиня ножками и улыбаясь.  

Что побуждает малыша к активности? Желание двигаться, действовать? Оказывается, ритм самого стиха, потешки подталкивает его к действию, к движению. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что самым ярким и запоминающимся для детей становятся игры со словом, с движением.

  Потешки с движениями позволяют развивать речевой слух, ставить правильное дыхание, лучше воспринимать динамику речи, совершенствовать произношение.  Именно заинтересованность ребенка в воспроизведении услышанного и увиденного – залог успеха, поэтому необходимо учитывать следующие моменты:

А) Возрастные особенности ребенка. Предлагая игру, в основу которой положено исполнение потешки в сопровождении движений, нужно принимать во внимание физическое развитие детей. Постепенно материал может усложняться.

Б) Дозировка и распределение нагрузки во время игры. Взрослый проговаривает потешку – ребенок двигается.

В) Неоднократный показ образца выполнения упражнения. Только так ребенок запомнит текст потешки и научится правильно воспроизводит все движения.

    Исполнение потешек можно сопровождать отстукиванием ритма, что даст почувствовать его внутреннюю пружину. Темп речи имеет важное значение в передаче информации и создание образа звучащего слова. Голос должен звучать не только на соответствующей предмету повествования высоте, но и вести слушателя за собой, вовлекая в круговорот звучащей мысли, то плавно замедляя или ускоряя темп, а то внезапно переходя от одного темпа к другому. Следует постоянно помнить об осанке, так, как только правильное положение корпуса, высоко поднятая голова, свободный подбородок, раскованность всего тела и вместе с тем мысленная сосредоточенность помогут вам продемонстрировать соответствующую моменту выразительность.

Народные потешки

(3 -4 года)

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт.

Ребенок прыгает на двух ногах, идет к «мышке» осторожным шагом, «мышка» догоняет убегающего ребенка.

(4 – 5 лет)

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Ребенок проговаривает текст потешки, «зайка» (взрослый) скачет по кругу. С концом потешки «охотник» (ребенок) ловит «зайку.

(5 – 6 лет)

Кошка на окошке

Рубашку шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

Ребенок складывает руки перед грудью «полочкой», «полочка» вращается и останавливается. На последние две строки ноги попеременно выставляют на пятку.

(6 – 7 лет)

Идет Кузьма из кузницы.

Несет Кузьма два молота.

Для всех людей накуёт гвоздей.

Ребенок поочередно выставляет ноги на пятку, делает притоп.

  Пословицы и поговорки являются лучшим речевым материалом. Необходимо наметить логические паузы между противопоставлениями, выделить главные слова, в которых заключен основной смысл.

  1. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
  2. Поспешишь – людей насмешишь.

  Для тренировки дикции прекрасным материалом являются скороговорки. Скороговорки необходимо оттачивать, добиваясь постепенного ускорения темпа. Необходимо помнить совет К.С. Станиславского: «Скороговорки надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно медленную речь»

  1. Рассказать вам про покупки? – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.      

  Ценность малых форм фольклора заключается в том, что они вводят ребенка в богатый, яркий, образный русский язык, способствуют формированию выразительной речи. Поэтому необходимо создавать у детей определенный запас русского фольклора малых форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народ...

Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»

Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства  (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...

«Использование русского фольклора в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников».

В статье рассматривается детский русский фольклор – как одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах д...

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы)....