Практикум для родителей «Развития связной речи дошкольника посредством музыки»
консультация

Абдрахманова Елена Викторовна

Всю свою жизнь мы проводим в обществе, получаем информацию, обмениваемся ей. Согласитесь, как приятно иметь дело с человеком, который умеет внятно выразить свои мысли, чувства, стремления. Умение общаться со сверстниками и взрослыми, находить верные слова и четко их произносить – этому нужно учить детей с раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_svyaznoy_rechi_doshkolnika_posredstvom_muzyki.docx33.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практикум для родителей на тему

«Развития связной речи дошкольника посредством музыки»

Кто ладно говорит,

да к тому же складно,

того и слушать приятно

 (народная мудрость)

     Всю свою жизнь мы проводим в обществе, получаем информацию, обмениваемся ей. Согласитесь, как приятно иметь дело с человеком, который умеет внятно выразить свои мысли, чувства, стремления. Умение общаться со сверстниками и взрослыми, находить верные слова и четко их произносить – этому нужно учить детей с раннего возраста. Вот здесь первыми учителями становятся родители, а затем педагоги. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе нашего дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

       Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые способности ребенка. Работа по развитию связной речи начинается постепенно. Первая задача, которая стоит перед педагогом и родителями – научить понимать речь взрослых, затем формировать у детей умение говорить самостоятельно.

Педагогикой собрана внушительная копилка методов, приемов и средств развития речи. Мне хотелось бы, в силу специфики своей работы, познакомить вас с музыкой, которая способствует развитию речи ребенка вообще и связной речи в частности. Учитывая то, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, именно музыкальные дидактические игры помогут эффективно решать задачи развития речи. Все музыкальны игры можно условно разделить на несколько групп.

 С некоторыми я хочу вас сегодня познакомить.

1.Игры на развитие слухового внимания

Очень часто родители жалуются: «Я ему говорю, говорю, а он не слышит». Можно назвать много причин такого поведения ребенка. Одна из них – отсутствие достаточного внимания. Задача педагога – сформировать слуховое восприятие, внимание и развить слуховую память детей. Начать можно с игр, направленных на знакомство со звуками окружающего мира. Стук, шорох, скрип можно превратить в необычную, но очень увлекательную игру.                                                                                                           Например, лист бумаги – он может звучать по-разному. Его можно – мять, рвать, шуршать и сразу появляются разные образы. Прислушайтесь и скажите, какие образы у вас возникли? (скрип снега, шелест листьев в парке).                                                                           Развитию слухового внимания способствуют игры:                                          «Что звучит?» (с предметами, с музыкальными инструментами);  

- игры на определение источника звука «Где живет игрушка?», «Кто зовет?», «У кого бубен?», «Холодно-горячо» и др.    

 (ИГРАЕМ)  «Что звучит?» (Ширма, инструменты);

Продемонстрировать звучание инструментов: бубен, металлофон, треугольник, маракас, тон-блок, кастаньеты.

Необходимо угадать звучание инструментов, находящихся за ширмой.

 «Поймай ритм!»

Главная цель этой игры - развитие умения слушать.

Родители становятся  в круг. Я хлопаю в ладоши ритмический рисунок, вы, по мере возможности присоединяетесь ко мне. Как только я подниму руки вверх, все останавливаются. Перед вами стоит задача - внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши.

Варианты

Можно отстукивать ритм на разных частях тела. Каждому участнику поочередно можно предлагать стать ведущим. Для сопровождения можно использовать аудиозапись. Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди. Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва                                                                               

2. Игры на развитие чувства ритма                                                       

  Научно доказано, что плохо развитое чувство ритма замедляет формирование и становление речи. Наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться. Чувство ритма можно развивать, проводя игры-знакомства. Дети учатся общаться. Снимается застенчивость, повышается речевая, познавательная активность.                                                                            Игра «Знакомство» - В этой игре мы с вами будем пропевать свои имена, прохлопывая в ладоши ритмический рисунок. (ИГРАЕМ) Затем, можно ввести игру на простых музыкальных инструментах: бубен, музыкальный молоточек, ложки и т.д. Далее игру можно усложнять, предложив детям пропеть свое имя, импровизируя. (Катя – Катенька, Саша – заинька и т.д.)            

  Развитию чувства ритма способствуют игры, упражнения, предполагающие согласование речи и движения. При этом работа над чувством ритма должна присутствовать во всех видах детской деятельности: похлопывание ритма в  песнях, стихах, выполнение ритмических движений в танцах, играх.

Игра «Пешком», «Бегом»

«У жирафа»

Цель игры. Согласовывать движения со словами песни, подпевать повторяющиеся фразы

 

Игра «Поющий молоточек»

Главная цель следующей игры - развитие чувства ритма, наблюдательности, сотрудничества в группе.

Все участники игры встают  в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают молоточек по кругу. Когда звучание музыки прерывается, участнику, у которого в этот момент оказался молоточек, нужно спеть ритмическую песенку о любом предмете, находящимся в комнате, а все остальные - повторяют. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается. Молоточек передавать нужно в ритме звучащей музыки

Темп музыки может влиять на скорость передачи молоточка.

Как вариант можно передавать другие ударные инструменты. Например – барабан, кастаньеты, румба.    (Присели на места)

    Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Пение вырабатывает у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию; пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо. Оно имеет огромное значение для развития речевого дыхания. Дети учатся рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках.

    Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Овладевая ритмическим строем языка, у детей развивается навык чтения. Ведь им приходится пропевать каждый слог. Во время пения дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков.

Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью.

Хочу привести пример одной увлекательной «Игры-сочинялки».

В процессе этой игры у детей формируются умения и навыки подбирать образные определения, укладывать слова в ритм музыки. Развиваются основы стихотворного творчества.

Ход игры

Скоро будет веселый праздник Масленица.  А самое главное лакомство на празднике?  Правильно-блины. И сейчас мы с вами сочиним песенку про блин. Нужно подобрать прилагательные к слову «блин»: жёлтый, круглый, ароматный, вкусный, горячий, масляный, душистый и т. д.

Звучит музыка «Полька» М. Глинки. Мне очень хочется на эту музыку придумать песенку про блин. (во время исполнения тактов 2,4,6,8 пропеваю«Блин, блин!») Далее присоединяю придуманные прилагательные и подбираю по два слова в строку в ритм музыке:

Жёлтый, круглый блин, блин!

Ароматный блин, блин!

Вкусный и горячий блин!

Масляный, душистый блин!

 3. Игры на развитие певческого дыхания 

Успешность формирования певческих данных дошкольника во многом зависит от умения пользоваться дыханием, а именно умения правильно вдыхать и правильно выдыхать. С детьми проводятся игровые упражнения: - для спокойного, плавного пения: звукоподражания свисту ветра – «с-с-с», шуму деревьев – «ш-ш-ш», полету пчелы «ж-ж-ж». Детям не просто понять сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать в играх. При выполнении упражнений ребенку надо напоминать, что вдох всегда делается через нос.

Игры на развитие правильного дыхания

 «Свечи», «Горячая картошка», «Цветок», «Одуванчик» и др. (играем)

 4. Коммуникативные игры

Практическое овладение нормами речи происходит при непосредственном общении детей друг с другом, со взрослыми. Дети учатся общаться, обмениваться информацией. Не все дети легко идут на контакт, открыты. Каждый – маленький человек, со своим характером. Задача взрослого – помочь ребенку освоить навыки общения, коммуникации, научиться устанавливать связи с другими детьми. Здесь нам помогут коммуникативные игры. Коммуникативная игра помогает установить атмосферы доверия, взаимодействия в коллективе. И в одну из многочисленного количества коммуникативных игр мы с вами поиграем.

Игра «Сороконожка» (Играем)

Ход игры

На голову водящего надевается шапочка-усики. На 1 часть музыки сороконожка двигается по комнате, На 2ую- каждый участник игры двигается свободно. Как только заканчивается звучание музыки, нужно быстро встать за ведущим.

 5. Игры с музыкальными инструментами 

Покупайте детям музыкальные инструменты! Игры с музыкальными инструментами обогащают словарь ребенка. Ведь ему нужно запомнить названия новых музыкальных инструментов (игры «Что звучит?», «Назови музыкальный инструмент»). В игре « Лесной оркестр» наряду с названием инструментов дети произносят звукоподражание. (Играем)

 Цель. Развивать чувство ритма, умение музицировать на детских музыкальных инструментах.

Ход игры

 Играем на инструментах, проговаривая текст.

Есть оркестр в лесу у нас, он сыграет вам сейчас.

Ты ладошек не жалей и в ладошки громче бей.

Мишки в бубен громко бьют, бум-бум, бум-бум.                              БУБЕН

Спать зверушкам не дают – бум-бум, бум-бум.

А лисичка в треугольник – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля.            ТРЕУГОЛЬНИК

Нежно, нежно ударяет – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!

Зайки весело играют, маракасы сотрясают.                               МАРАКАСЫ

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, пляска будет горяча.

Игры с музыкальными инструментами позволяют развивать звуковысотный (высота звучания (высоко-низко), динамический (быстро-медленно) и тембровый (тембр звучания музыкального инструмента) слух.

6. Игры на развитие восприятия музыки включаются в процессе слушания музыкальных произведений, развития эмоционального отклика на музыку, формирования умения понимать язык музыки (о чем рассказывает музыка). Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи – монологическую и диалогическую. Для того, чтобы высказать свои впечатления – строят предложения, небольшие рассказы из нескольких предложений. Формулируют вопросы. Начинать данную работу стоит с элементарных игр, например, «Что делают дети?»

Игра Что делают дети?   (ИКТ)

Слушая музыку, определяя ее характер, дети расширяют свой словарный запас.

На практике задачи  речевого развития решаются постоянно, при ежедневном общении взрослых и детей, детей в коллективе сверстников во всех видах образовательной деятельности.

 И  в конце своего выступления хочу вам пожелать: эмоционально общайтесь с ребёнком.

Создавайте условия для общения с другими детьми.

Пойте с вашими детьми.

Двигайтесь вместе с ними под любую музыку.

Музицируйте на детских музыкальных инструментах.

Поощряйте ребёнка, когда он сам двигается и поёт, услышав песню!

Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе!

Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

Семинар – практикум Тема: «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Берёзка» п.Горноправдинск»     Семинар &ndash...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития реб...

Практикум для родителей «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома»

Мероприятие провоодилось в рамках Семейного клуба "Содружество"...

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР».

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР». ...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно — ролевой игры»

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно — ролевой игры»...