Игры на выявления ресурсов
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Кирсанова Наталья Владимировна

Игры на выявления ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на умение выявлять ресурсы

Робинзон Крузо" (старший дошкольный возраст).

 Цель: Учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.

Правила игры: 

Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность. 

Ход игры: 

В: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека? 

Д: Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. 

В: Молодцы! Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи? 

И так далее. 

Сюжетно-ролевая игра(при обучении детей самостоятельному подбору предметов-заместителей). 

В: Представьте ситуацию: вчера вы убрали в уголке все игрушки и пошли домой, а утром увидели, что в группе кроме кубиков ничего нет. Как быть, а ведь нам надо заниматься, играть, сидеть на чем-то. Кубиков много. 
Д: Если играть в кукольном уголке, то нужна мебель для куклы. Можно поставить кубики и сделать из них кроватки, стульчики. А если мы соберем их все вместе и поставим, будет высокий и большой стол. За ним мы будем рисовать и заниматься. 

В: А как же мы сядем, ведь стол наверное не прочный - он может упасть. 

Идет обсуждение. В зависимости от возраста - усложняется задача. 

Живая природа.

В: Представьте себе, что мы живем с вами в таком месте, где растут только грибы - полезные и ядовитые. Нам какое-то время придется жить в таких условиях. Надо будет питаться, сделать жилище и так далее. 

Д: Если вокруг больше ничего нет, то надо собрать грибы съедобные для того, чтобы приготовить пищу и засушить на всякий случай. 

В: Хорошо, но нам нужна одежда, жилище. 

Д: Платье сделать из шляпок съедобных грибов. Можно будет по лесу идти и никто из животных тебя не тронет. Ты же их угощать будешь грибами. А еще соберешься готовить себе суп, а за грибами идти не надо - они же у тебя на платье. Оторвешь и все. 

В: А жилище? 

Д: Из несъедобных грибов надо сделать дом. Их нужно много. Или сделать из съедобных, а дорожки к дому - из несъедобных, чтобы хищники попробовали и не дошли до нашего дома. А еще есть такие грибы. На ни наступишь и появляется дымок, а если такими грибами всю дорожку засыпать, то целый туман можно сделать и враг не пройдет.

"Аукцион" (со старшего дошкольного возраста).

Цель: Учить детей выделять дополнительные ресурсы предмет

Правила игры: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение. 

Ход игры: В: Для чего нужна линейка? 

Д: Для того, чтобы измерять чего-то. 

В: А как еще можно использовать линейку? 

: Вместо указки, помешать ею что -то, спину почесать. В цель метать. 

В: А как? 

Д: На кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать. 

Математика (при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки).

В: Как можно использовать веревочку? 

Д: Ей можно измерить все. 

В: Например? 

Д: Комнату, высоту дома, свой рост. 

При закреплении геометрических форм. 

В: Поиграем в игру. Я показываю фигуру геометрическую, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник. 

Д: Стол, окно, коробка из - под карандашей…

В: А у стола что прямоугольное? 

Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…

Изодеятельность

(при обсуждении отношений к предметам и явлениям окружающего мира, к предметам народного декоративно-прикладного искусства) 

В: Кисть. 

: Ею рисуют. 

: Как? 

Д: Всей кистью примакивать, кончиком, обратной стороной, можно наклеивать клеем, можно как указку, стирание пыли с листьев, как условную мерку. 

В: Красная краска. 

Д: Ее можно использовать для рисунков, огонь, кровь рисуют ею, она используется при окраске тканей, красными чернилами ставят отметки в школьных тетрадях. 

В: Картина. 

Д: Картину можно использовать в музее для красоты, для того, чтобы узнавать историю, как жили люди в прошлом. 

В: Как оформляется картина? 

Д: В рамку. 

В: Рамку можно использовать для собственных рисунков, фотографий. 

Музыкальное воспитание 

(при различении произведений разного жанра). 

В: Марш. 

Д: Его можно слушать, поднять настроение, можно дружно двигаться, гимнастику делать под него, просыпаться утром. 

При ознакомлении с инструментом. 

В: Барабан. 

Д: Музыкальный инструмент, используется в оркестре, в пионерском лагере, в игровом уголке, у нас на занятии, на военном параде... 

В: А барабанные палочки? 

Д: Как указку, как условную линейку, можно стучать друг об друга и ритм отбивать, на шпагах сражаться в игре, в игре "городки" использовать. 

Физическая культура. 

В: Как можно использовать мяч? 

Д: Им можно заниматься на физкультуре. 

В: Как? 

Д: Отбивать мяч одной рукой. 

В: Покажи. 

: Еще бежать и отбивать, подбрасывать, в цель метать, перебрасывать друг другу двумя руками. 

Показ детьми. 

Навыки самообслуживания. 

В: Как можно использовать вилку? 

Д: Для еды, нанесение узоров на тесте, торте, в зубе ковырять. 

В: В зубе ковырять очень некрасиво и опасно. 

Неживая природа. 

В: Песок. Как можно использовать? 

Д: Используют в строительстве, в промышленности, играть в него, приятно по нему ходить, пожар тушат, мама в огороде посыпает песком, добавляют в горшки с цветами. 

В: Да, ребята, много функций у песка. 

Игры с элементами ТРИЗ для занятий  с детьми дошкольного  возраста.

Составила Козлова И. И.,  практический психолог ДУЗ № 60

 Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок. 
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет? 

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? 

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? 

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".

3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.

Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов.

4-й вариант: учить находить общее и различное между двумя объектами.

Например – дерево и бумага, бумага и ткань, металл и дерево, стекло и глина.

Ход игры.

В условном теремке живет какое-то вещество или материал. Ребенок, исполняющий роль другого материала, стучится в теремок.

В: Ты кто?

1-й ребенок: Я бумага. Пусти меня в теремок.

В: А я - дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

1-й ребенок: Мы твердые, в нас живут твердые человечки. Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми.

2-й ребенок: Я стекло, пусти меня в теремок.

В: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

2-й ребенок: Я – хрупкое, а ты  - пластичная, я – прозрачное, а ты – нет

Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.

Игры с элементами ТРИЗ для занятий  с детьми дошкольного  возраста

" Чем был - чем стал"

 Правила игры:

 1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

 2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

 Ход игры:

В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.

 Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.

 В: Что хорошего в стеклянном столе?

 Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.

 В: А что плохого в таком столе?

 Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…

 В: А что еще может быть из стекла?

 Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.

 В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?

 Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.

 В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!

 Воспитатель обобщает ответы детей.

 В: Телевизор.

 Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей. 

«Цепочка»

Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.

Игра «Фантазия»

 Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты-игры для выявления музкальных способностей вашего ребенка

Методические разработки по выявлению музыкальных способностей детей в игровой форме. Могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в группе детей. Наряду со специфическими музыкальными...

Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по

 Я работаю   с детьми  в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...

дидактические игры на выявление и абстрагирование свойств предметов

в материале дана цель и  содержание дидактических игр, направленных на выявление и абстрагирование свойств предметов...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

«Балаларны татар һәм ана телләренә өйрәтүдә ИКТ уеннар һәм интернет чыганаклар” «ИКТ игры и интернет ресурсы в обучение детей татарскому и родному языку»

laquo;Балаларны татар һәм ана телләренә өйрәтүдә ИКТ уеннар һәм интернет чыганаклар” «ИКТ игры и интернет ресурсы в обучение детей татарскому и родному языку»...

Методический портфель: «Обобщение опыта педагога, как метод изучения и анализа состояния практики, выявления, выявления новых тенденций рождающихся в творческом процессе»

Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение ППО является важной частью методической работы в дошкольном учреждении. Роль заместителя заведующего по основной деятельности в обобщении оп...