Мастер - класс для родителей «Словесные игры для детей 5–7 лет»
консультация (подготовительная группа)

Предлагаю вам подборку словесных игр.

Они не требуют подготовки, дополнительного материала, проводить можно в любых условиях и с любым количеством участников.

Словесные игры обогащают словарный запас; развивают речь, память, образное и логическое мышление, слуховое внимание, воображение, быстроту реакции.

Как любая совместная деятельность взрослого и детей - словесные игры объединяют, сплачивают; вносят в нашу жизнь разнообразие и хорошее настроение.

Если много участников: для определения очередности можно использовать мяч или считалку.

Игра: «Назови одним словом»

Ход игры: Называются 4 слова из 1 группы предметов-объектов. Ребенку необходимо назвать их одним общим словом.

Варианты:

- стол, стул, шкаф, диван - это.

- собака, кошка, корова, свинья - это.

- чашка, блюдце, тарелка, стакан - это.

- яблоко, груша, банан, апельсин – это…

- василек, ромашка, тюльпан, роза- это….

- капуста, картофель, лук, свекла – это…

- пальто, шарф, куртка, платье - это…

-зеленый, красный, синий, фиолетовый – это…

- восемь, шесть, три, семь –это…

Игра: «4 лишний»

Ход игры: Называются 4 слова, из которых 3 слова относятся к 1 группе предметов, а четвертое слово к другой (не подходит к 3 другим словам). Необходимо сказать: что здесь лишнее и почему? Подбор слов зависит от словаря ребенка, от его возраста.

Варианты:

- котенок, матрешка, мяч, пирамидка;

- медведь, лиса, голубь, заяц;

- стул, диван, платье, стол;

- А, О, 1, Б;

- весна, лето, понедельник, осень….

- круг, квадрат, зеленый, овал….

Игра на противоположность: «Наоборот».

Ход игры: ребенку называют «слово» к которому его необходимо подобрать противоположную пару.

Например: день-ночь, светло-темно, сладкий- соленый.

Варианты:

Кислый -?

Грустный - ?

Белый-?

Большой-?

Храбрый-?

Широкий-?

Высокий-?

Хороший-?

Покупать-?

Добрый-?

Вперед-?

Здоровый-?

Можно использовать стих:

Скажу я слово «Высоко»,

А ты ответишь…. (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … (близко).

Скажу тебе я слово «трус».

Ответишь ты… (храбрец).

Теперь «начало» я скажу, -

Ну, отвечай…. (конец).

Игра: «Рыба-птица-зверь»

Ход игры: ребенку бросают мяч и предлагают назвать, например: «рыбу», затем следующему ребенку «птицу» и т. д. по очереди. Если играете вдвоем, то называют по очереди «рыбу, птицу или зверя». Названия не повторять.

(как вариант: мебель-одежда-посуда)

Игра: «Бывает - не бывает»

Ход игры: Ребенку надо представить себе ситуацию, которую описывают, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если ребенок ответит правильно, то наступает его очередь загадывать загадку. Если не правильно – очередь пропускается. Обязательно чередуются реальные и нереальные варианты.

Например: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка гуляет по крыше», «Воробей кукарекает», «Собака гуляет по крышке» и пр. Можно использовать мяч. Игрок подбрасывает мяч, произнося фразу, а второй участник игры ловит его (если это действительно бывает) или откидывает (если такого не бывает).

Фразы могут быть разнообразными и неожиданными. Ошибайтесь иногда – это сделает игру с ребенком веселее.

Игра: «Да - нет»

Ход игры: Ребенку задают вопрос, на который нельзя отвечать «да или нет», а можно только другим словом.

Варианты:

Ты девочка (мальчик?

Тебе 7 лет?

Сейчас зима?

Трава красная?

Соль сладкая?

Птицы летают?

Мяч квадратный?

Кошка это насекомое?

Лягушка мяукает? И пр.

Игра: «Кто больше скажет слов на определенную букву».

Ход игры: Если вы играете в паре, то сначала определяем букву, а затем по очереди называем слова, кто больше.

Игра: «Съедобное - несъедобное»

Ход игры: Ребенку по очереди бросают мяч и называют съедобный или несъедобный предмет. Если называют «съедобное» - мяч необходимо поймать, если «несъедобное» – мяч необходимо отбросить.

Игра: «Живое - неживое»

Ход игры: Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

И т. д.

Игра: «Что бывает сладким?»

Ход игры:

Предлагаем детям: Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»

Взрослый говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».

Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.

Игра: «Отвечай быстро»

Ход игры: Взрослый, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.».

Например: «Зеленый», - говорит взрослый (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите.

«Трава», - отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему.

Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много. Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета (деревянный, стеклянный, железный, форма (круглый, квадратный и пр.). При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Игра: «Узнай!»

Ход игры: Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши.

Варианты: слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

Следующий вариант игры: "Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза".

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т. д.

Еще вариант: Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

- лимон и груша

- малина и земляника

- яблоко и слива

- смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?

Игра: «Почему?»

Ход игры: Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

- Кот или кит? Какое больше? Почему?

- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?" и пр.

Игра: «Придумай загадку»

Ход игры: Выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Другой ребенок (взрослый или дети) должен эту загадку отгадать. Меняются ролями.

Игра: «Отгадай предмет по его частям»

Ход игры: Детям называем части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, получает одно очко. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком, где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле, не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

Игра: «Отгадай предмет по описанию»

Ход игры: Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т. п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке….

«Игра не пустая забава.

Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития».

Д. В. Менджерицкая

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мастер-класс "Подвижные и народные игры для детей дошкольного возраста"

Весёлые подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы н...

Мастер-класс по теме:"Коммуникативные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста".

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей....

Мастер-класс для родителей "Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи"

В материале раскрываются вопросы развития подвижности детей с общим недоразвитием речи, предлагаются конкретные игры, развивающие общую моторику данной категории детей, улучшают коррдинацию дижений, с...

Методическая разработка (мастер-класс для родителей ) "Пальчиковые игры с деть ми 1 мл гр"

Показать родителям как можно формировать у детей творческую двигательную активность воображение, осмысленную моторику.Показать родителям как можно развивать связную речь по средствам авторских и фольк...

"Мастер-класс для родителей "Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Практические советы по организации игрт для развития сенсорных эталонов, которые можно провести дома...

Мастер-класс для родителей "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...