Характеристика речевого развития детей
консультация (старшая группа)

Максимова Татьяна Петровна

Характеристика речевого развития детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_rechevogo_razvitiya_detey.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

                         Характеристика речевого развития детей.  

Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления. К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарный состав языка, совокупность слов, употребляемых ребёнком), особое внимание следует уделять качественной стороне словаря: увеличению лексического запаса за счет слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, а также многозначных. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребёнка – этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развёрнутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым названием предмета или явления, а, как, правило, выделяют его характерные признаки и свойства, дают достаточно развёрнутый и полный их анализ. Формируется умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании. Наиболее яркая характеристика речи детей шестого года – активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем, некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования). У ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в высказывании. В старшем дошкольном возрасте детей продолжают знакомить со звуковой стороной слова и вводят новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Формирование у детей представления о том, что речь состоит из предложений, предложения -  из слов, слова – из слогов и звуков, т.е. выработка осознанного отношения к речи, необходимо для подготовки дошкольников к усвоению школьной грамоты. Круг учебных задач по отношению к детям старшего дошкольного возраста остается тот же, что и на предыдущих этапах, однако каждая задача усложняется как в смысле содержания, так и в отношении методики. Дети учатся устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, с удовольствием вступать в речевое общение. У старших дошкольников развиваются важные умения – слушать и понимать речь взрослых и сверстников, грамматически правильно отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по своей инициативе. Характер общения ребёнка с педагогом и другими детьми – инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета – это яркая характеристика сформированности речевых и коммуникативных умений старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика речевого развития детей

Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи.Речь становится более связной и последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны ре...

«Характеристика речевого развития детей 5–6 лет»

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интон...

Характеристика речевого развития детей

Характеристика речевого развития детей Освоение связанной монологической речи-это главное направление развития речи на пятом году жизни. Начинается активное словотворчество, п...

Характеристика речевого развития детей.

Знание   возрастных особенностей речи ребенка поможет родителям и педагогам  правильно оценить динамику в речевом развитии и подскажет дальнейшие действия....

Основные характеристики речевого развития детей третьего года жизни

В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически...

Характеристика речевого развития детей дошкольного возраста

Раскрываются этапы речевого развития детей дошкольного возраста...