"С инструментами играем - чувство ритма развиваем"
консультация

Данный материал содержит рекоментации для педагогов по развитию чувчтва ритма у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx324.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  родителей

«С инструментами играем – чувство ритма развиваем»

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Основоположником современной теории ритмического воспитания дошкольников явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах.

Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений - произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

Интересны игровые упражнения с использованием детских музыкальных инструментов, они являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т. к. дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка, составляющего обязательный элемент мелодического движения.)

Примеры игровых упражнений

1. «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).

2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).

3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» (используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст).

6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.

Примеры игр с использованием музыкальных инструментов

Игра «Веселый бубен» (муз. Л. Шварца) Развивает чувство ритма, координацию движений; воспитывает самостоятельность.

Дети стоят в кругу. Дети проговаривают текст стихотворения и одновременно передают бубен из рук в руки по кругу.

Ты катись, веселый бубен

Быстро быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот сейчас сыграет нам!

На конец стихотворения тот ребенок, у кого в руках остался бубен выходит в центр круга и играет несложный ритмический рисунок. Дети в кругу повторяют ритмический рисунок с помощью хлопков или других звучащих жестов (притопы, шлепки, щелчки и др.)

   

       Вариант игры «Весёлый бубен» Дети встают в круг и передают друг другу бубен, проговаривая слова:                                                                                                                                                  Побежал весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам,

У кого весёлый бубен.

Тот сейчас сыграет нам!

Ребенок, у которого на окончание текста оказался бубен, играет на нем плясовую, а все дети произвольно танцуют.

Игра «Не зевай»

Игровой материал: любой музыкальный инструмент.

Дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает музыкальный инструмент. Под текст дети выполняют задания, у кого остался музыкальный инструмент придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.

Раз, два, три -              (ребенок играет ритмический рисунок)                                              

Не зевай!                      (передает соседу муз. инструмент)

Поиграл -                     (выполняют действия первой строки)                                            

Передай!                       (передают следующему соседу)

Раз, два, три -               (выполняют действия первой строки)

Не спеши!                     (передают следующему соседу)

Как играть–                 (выполняют действия первой строки)

Покажи!»

 Ритмическая игра «Ёжик и барабан»

 Музыкальное оборудование: барабан

Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! (или  БУМ-БУМ-бум-бум-бум)

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами - Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Игра «Кубик-оркестр»

Игровой материал: кубик с изображением детских музыкальных инструментов

Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:                                                                                                                                  Кубик движется по кругу,                                                                                                                         Передайте кубик другу.                                                                                                                                      Кубик может показать,                                                                                                                                               На чем тебе теперь играть!                                                                                           Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет со стола выпавший на кубике инструмент и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

Речевая игра «Капли». Цель - развитие темпового чувства (медленно-быстро)

Капля — раз! Капля — два                                                                                                       Капли медленно сперва.                                                                                                        Стали капли ударять,                                                                                                       Капля каплю догонять.                                                       А потом, потом, потом                                                                                                           Все бегом, бегом, бегом.                                                                                                       До свиданья, лес густой!                                                                                           Побежим скорей домой!  (Во время чтения стихотворения сначала медленные удары ладошкой по коленям, затем ускоряя темп быстрые шлепки по коленям)

  «Шур – шур – песенка»

В тиши шуршунчики шуршат: 

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур. 

Они похожи на мышат. 

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур. 

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках                                                                       с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

 Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

(подыгрывают на колокольчиках)

Во сне он песенку поет: -

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

"Вместе весело играем, чувство ритма развиваем"

Несколько игр и упражнений, с помощью которых решается самый сложный вопрос - развитие чувство ритма у дошкольников....

"Вместе весело играем чувство ритма развиваем"

Приемы развития чувства ритма у дошкольников....

Консультация для педагогов и родителей "С инструментами играем чувство ритма развиваем"

Консультация для педагогов и родителей "С инструментами играем - чувство ритма развиваем"...

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма. Игры, развивающие чувство ритма.

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.Игры, развивающие чувство ритма:«Научи матрешку танцевать»;«Сыграй попевку»;«Раз, два, три, ну – ка...

Педагогический проект "Вместе мы играем, чувство ритма развиваем"

Разработка проекта по развитию чувства ритма...