"Вместе весело играем чувство ритма развиваем"
консультация на тему

Козлова Наталья Анатольевна

Приемы развития чувства ритма у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВМЕСТЕ  ВЕСЕЛО  ИГРАЕМ,  ЧУВСТВО  РИТМА  РАЗВИВАЕМ»

Мастер – класс для воспитателей

Цель мастер-класса:

        Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых         игр, пальчиковой гимнастики, музыкальных, музыкально-        дидактических  игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи:

        • Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства         ритма у детей дошкольного возраста.

        • Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного         участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического         чувства.

        • Убедить педагогов в важности и целесообразности развития         ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Форма проведения:

        практическое занятие с педагогами.

Материально-техническая база:

        помещение для проведения мастер-класса, 

        детские музыкальные шумовые инструменты,

        карточки музыкально – дидактических игр.

Продолжительность проведения: 30 минут.

Практическая значимость:

        повышение уровня профессиональной компетенции педагогов         ДОУ         по использованию различных приемов для развития         метроритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Участники: мастер-класс рассчитан на педагогов ДОУ

Структура мастер-класса:

        • Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у         детей дошкольного возраста»

        • Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных         приемов развития чувства ритма

        • Рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат:

        участники получат опыт использования упражнений, речевых игр,         пальчиковой гимнастики, музыкальных, музыкально - дидактических         игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Вступительное слово

        Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

        Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

        Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

        Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

        Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.

         Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

        Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.

        Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

        

        Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в дошкольном учреждении нацелены на воспитание чувства ритма, умение передавать в движении простой ритмический рисунок. Встречаются звуки долгие и короткие. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.

        От природы каждый ребенок имеет музыкальные задатки. На музыкальных занятиях необходимо считаться с тем, что все дети с различными задатками и уровнем развития. Здесь необходимо знать каждого ребенка: его музыкальные способности, темперамент, склонности. Поэтому необходимо создавать предпосылки к формированию чувства ритма через музыкально-дидактические игры, помогать детям через музыкально-речевые игры войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно, развивать у детей чувства ритма в процессе музыкально-дидактические игр, развивать двигательную координацию, развивать навыки элементарного импровизационного движения.

        Воспитание у детей чувства ритма через музыкально- ритмические игры на музыкальных занятиях и в свободное время.

        Существует много направлений в музыкально- ритмическом воспитании детей:

                основная гимнастика,

                танцевально-ритмическая гимнастика, 

                музыкально-подвижные игры,

                танцы,

                хореография и другие направления.

        Все они позволяют решать задачи физического, музыкально- ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.

        Технология ритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях, как и любая технология обучения,- это, прежде всего, взаимодействие педагога и ребёнка, направленная на достижение поставленной цели. Из этого следует, что организация занятий музыкально- ритмическими движениями и музыкально- ритмическими играми обеспечивается рядом методических приёмов, которые использует педагог в своей работе и вызывает у воспитанников желание творчества. Набор методов, приёмов работы педагога- музыканта направлен на музыкальное развитие детей.

        

        В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирование ритмических особенностей. Установлено, что сниженный слух, и как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой, т. е. слитной речи. Она невыразительна; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая сферу общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Ритм – это один из основных элементов выразительной мелодии. Мелодия же образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т. е. обладают определёнными длительностями. Ритм обладает большой силой, он подчас настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать лишь по обозначению длительностей звуков (марш, танец - вальс, танец-полька).

        Первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя детям сразу внушать понятие обязательного труда. Во время занятия с детьми не стоит забывать о том, что они пока не обладают большим умением сочетать музыку, ритм, движение. Занятия должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо негативных высказываний детям, а только с положительной оценкой. С особенным терпением и мягкой, но неуклонной настойчивостью нужно работать над нервными, робкими натурами, стараться побороть их волнение и вселить уверенность в своих силах. Каждое занятие должно заключать в себе что-нибудь новое, чтобы интерес воспитанников к познаниям не иссякал.

        

Предлагаю несколько музыкально- ритмических игр:

Игра «Дорожка»

        Цель:

        учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на         детском музыкальном инструменте.

        Ход игры:

         дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек,         барабан, садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или         ребенок).

        Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширют,

        Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную         долю.

                И мои шагают ножки.

                А потом, а потом                                 (бегут на месте)

                Все бегом, бегом, бегом.

                Через лужи прыг-скок.

                Прыг-скок, прыг-скок                         (прыжки с ноги на ногу).

                А теперь на бугорок,

                Стоп                                                 (притоп)

                Надоело мне стоять, лучше буду танцевать

                                                                (исполняют                                                                                         простые движения: нога на                                                                         носок, на пятку, ковырялочка                                                                 и т. п.).

        Игра «Мишка»

        Цель:

        озвучивание ребенком стихотворных строк.

        Ход игры:

         воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома,         а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

        Воспитатель:

                Шлепал мишка по дорожке:                                по тексту

                Шлеп-шлеп-шлеп!

                И захлопал он в ладошки:

                Хлоп-хлоп-хлоп!

                А потом, а потом,

                Побежал скорей бегом:

                Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

                Он по кочкам топ-топ-топ!

                Добежал до дому — Стоп!

        Или:

                Мишка весело шагал:

                Топ! Топ! Топ! Топ!

                А потом он побежал:

                Топы-топ, топы-топ!

                Вдруг споткнулся и упал: Бух!

                Отряхнулся и сказал: Ух!

                Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

                И ворча, заковылял домой.

Игра «Прогулка»

        Цель:

        закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

        Игровой материал

        музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан,         бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

        Ход игры:

         Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это         будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в         этом музыкальные инструменты.

        Вот мы с вами спускаемся по лестнице         (медленные удары                                                                 молоточком по столу),

        а теперь мы вышли на улицу.

        Светит яркое солнышко, мы         обрадовались, побежали 

                                                                (частые удары по барабану                                                         или можно         молоточками по столу).

        Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча,

        подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь.         Сначала это были редкие капли,

         а потом начался частый сильный ливень

                                                                (ритм ускоряется, дети могут                                                 стучать в барабан, бубен, молоточками по                                                 металлофону, ударять в тарелки,                                                                 колокольчиком передавать редкие капли                                                         дождя; используются все инструменты                                                         для передачи состояния погоды; редкие                                                         капли дождя и сильный частый ливень                                                         дети передают в определенном ритме,                                                         вследствие чего у них закрепляются                                                         знания о длительностях нот).

        Воспитатель:

        Испугались ребята такой погоды и побежали домой 

                                                                (снова быстрые и ритмичные                                                 удары).

        Игра постепенно усложняется, дети с помощью взрослого         придумывают новые события, которые происходят на «прогулке», и         каждый раз ритмические рисунки становятся все разнообразнее и         сложнее.

Пальчиковая игра «Дятел»

        Цель:

        Учить детей передавать чёткий ритм

        Как из леса слышен звук:                         (подносим ладошку к одному                                                 уху, а затем к другому)

        «Так-так-так» и «Тук-тук-тук»                 (держим одну ладонь                                                                 вертикально ребром перед собой,                                                                 пальчиками свободной руки стучим в                                                         середину ладошки)

        Это кто ж там силы тратит                         (пожимаем плечами)

        Ну, конечно, это дятел                                 (раскрыть ладони перед                                                         собой)

        Вот сейчас жучка достанет,                         (раскрываем и закрываем                                                         пальцы перед собой)

        И опять стучать он станет,                         (держим одну ладонь                                                                 вертикально ребром перед собой,                                                                 пальчиками свободной руки стучим в                                                         середину ладошки)

        И опять польётся звук:                                 (подносим ладошку к одному                                                 уху, а затем к другому)

        «Так-так-так» и «Тук-тук-тук»                 (бьём пальчиками по                                                                 вертикальной ладони)

«Музыкальный перепляс» средняя группа

        Музыканты, веселей! Барабанов не жалей 

                                                                (хлопки)

        1,2,3 и 3,2,1-начинаем перепляс                 (притопы)

        Собирайтесь плясуны, бегемоты и слоны 

                                                                (идут в круг)

        Зайцы, ёжики, еноты – все, кому плясать охота 

                                                                (из круга)

        Мы ногами топ- топ, мы руками хлоп-хлоп.

        А потом прыг-скок,

        А потом ещё разок.

        А потом вприсядку, и снова по порядку.

        Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

«Дождик»

        Кто там топает по крыше?                         (хлопки)

        -Топ-топ-топ.                                         (шаги на месте)

        Чьи шаги всю ночь я слышу?

        -Топ-топ-топ.

        Я теперь усну едва ли

        Топ-топ-топ.

        Может, кошек подковали?

        Топ-топ-топ.

«Три фасольки, два боба» средняя группа

        Дети стоят парами по кругу

        Ора-ора-ора-ра(2 раза)-                                 хлопки

        Три фасольки, два боба(2 раза)-                 удары по коленям

        Побежали в огород(2 раза) -                         идут по кругу

        Положили прямо в рот(2 раза)

        Ора-ора-ора-ра(2 раза)-                         хлопки

        Три фасольки, два боба(2 раза)-                 удары по коленям

Музыкально – дидактические игры разработаны в соответствии с возрастными особенностям и возможностям детей:

«Музыкальные человечки» .

        Цель

        развивать чувство ритма, внимание, память; закреплять         понятия «долгие» и «короткие» звуки и умение применить их в         построении ритмических цепочек.

        Способ изготовления:

        Изготавливается из пластиковых бутылочек и цветных ниток по         задумке педагога. Бутылочки используются разной высоты: высокие         обозначают долгие звуки, низкие – короткие звуки. Аксессуары и цвета         ниток могут быть любыми.

        Ход игры:

         педагог исполняет ритмический рисунок (прохлопывает или         простукивает на любом музыкальном инструменте). Ребёнок должен         выложить ритмический рисунок «музыкальными человечками».

«Весёлые нотки».

        Цель

        развивать чувство ритма, внимание, память; закреплять         понятия «долгие» и «короткие» нотки и умение применить их в         построении ритмических цепочек.

        Способ изготовления: 

        изготавливается из непригодных к рисованию фломастеров, цветных         ниток по выбору педагога и сентипона, которым набиваются         вывязанные заготовки.

        Ход игры:

        Вариант 1.

        Педагог может использовать предыдущую игру для         обозначения ритмического рисунка или, так же простучать его.         Ребёнок должен выложить ритмическую цепочку из «весёлых ноток».         Вариант 2.

        Один ребёнок выкладывает рисунок, а другой проигрывает на         любом музыкальном инструменте.

        Эту игру можно сочетать и с другими подобными играми.

«Цветочная полянка» 

        Цель:

        закреплять понятия «долгие» и «короткие» нотки и умение применить         их в построении ритмических цепочек; развивать чувство ритма,         внимание, память.

        Способ изготовления:

         изготавливается из картонного изображения цветочной полянки и         цветных ниток, из которых вывязываются цветы разных разметов:         большие обозначают долгие звуки, маленькие – короткие звуки.

        Ход игры:

         Вариант 1.

         Прохлопать или простучать детям ритмический рисунок. Ребёнок         должен его выложить из цветочков.

        Эту игру можно сочетать с другими играми подобного         вида. Например: «Весёлые нотки», «Музыкальные человечки» и др.

        Вариант 2.

         Педагог выкладывает ритмический рисунок их «музыкальных         человечков», а ребёнок должен выложить его из цветов.

«Ёлочки» 

        Цель:

         продолжать закреплять «долгие» и «короткие» звуки, уметь         сопоставлять их с проигранными ритмическими рисунками; развивать         чувство ритма, слух, внимание, память.

        Способ изготовления:

         можно изготовить игру из бросового материала: ёлочек из         конструктора и флаконов из-под пены для ванны.

        Ход игры:

        Вариант 1.

        Предложить ребёнку выложить ритмический рисунок, проигранный         педагогом (или прохлопать в ладоши).

        Вариант 2.

        Педагог выкладывает ритмический рисунок из «весёлых ноток», а         ребёнок должен выложить его из ёлочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

"Вместе весело играем, чувство ритма развиваем"

Несколько игр и упражнений, с помощью которых решается самый сложный вопрос - развитие чувство ритма у дошкольников....

Сценарий спортивного развлечения «Вместе весело шагать, вместе весело играть»

Формировать у детей основы здорового образа жизни, приобщение к спорту, совершенствовать двигательные умения и навыки, содействовать укреплению здоровья....

"С инструментами играем - чувство ритма развиваем"

Данный материал содержит рекоментации для педагогов по развитию чувчтва ритма у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов и родителей "С инструментами играем чувство ритма развиваем"

Консультация для педагогов и родителей "С инструментами играем - чувство ритма развиваем"...

Педагогический проект "Вместе мы играем, чувство ритма развиваем"

Разработка проекта по развитию чувства ритма...