Культура речевого общения
консультация

Лященко Татьяна Сергеевна

Культура речевого общения

 

      Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, а также в совершенствовании тех же умений у их родственников, речь которых должна служить образцом для ребёнка. К сожалению, общаясь с ними, мы довольно часто слышим неграмотную лексику.

      Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употребить то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Также вопросы постоянно возникают у каждого из нас. Каким должен быть тон общения? Давайте вместе подумаем, что же такое культура речи?

     Культура речи – сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но ещё и целая отрасль языкознания. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Класть – ложить, пара носков – пара носок, из школы – со школы. Возможны, и допустимые варианты: творог – творог, свёкла – свекла.

    Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослого. Ребёнок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора близких. Когда ребёнок подрастет, родители заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы.

    Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений. Не существует волшебных таблеток, которые если вложить в уста ребёнка, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной живой речи не даётся. Не стоит приходить в отчаянье, если ваш сын или дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить.

    Это тоже неплохо. Но каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи, и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной. 

    Важнейшим условием для того, чтобы дошкольник, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью необходима важна роль семьи. Ваш ребёнок скоро пойдет в школу. Всем вам хочется, чтобы он учился с интересом, с радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

    Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему, он должен чувствовать, что эти занятия не скучная, неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он должен обязательно выиграть.

    Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание покажется сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторять за вами готовый ответ.

    Предлагаем вам войти с нами в удивительный мир слов.

- Верьте в силу ребёнка и помогите обрести эту веру ему.

- Будьте умелым помощником, оставляя в душе ребёнка ощущение самостоятельности поиска и действия.

- Не давайте ребёнку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес к всё более трудным задачам.

- Обучайте в игре, ведь детство такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.

- Не забывайте о том, что ребёнок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всём.

- Будьте искренним, не носите масок.

- Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребёнком.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechevogo_obshcheniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речевого общения

      Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, а также в совершенствовании тех же умений у их родственников, речь которых должна служить образцом для ребёнка. К сожалению, общаясь с ними, мы довольно часто слышим неграмотную лексику.

      Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употребить то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Также вопросы постоянно возникают у каждого из нас. Каким должен быть тон общения? Давайте вместе подумаем, что же такое культура речи?

     Культура речи – сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но ещё и целая отрасль языкознания. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Класть – ложить, пара носков – пара носок, из школы – со школы. Возможны, и допустимые варианты: творог – творог, свёкла – свекла.

    Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослого. Ребёнок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора близких. Когда ребёнок подрастет, родители заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы.

    Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений. Не существует волшебных таблеток, которые если вложить в уста ребёнка, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной живой речи не даётся. Не стоит приходить в отчаянье, если ваш сын или дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить.

    Это тоже неплохо. Но каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи, и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.  

    Важнейшим условием для того, чтобы дошкольник, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью необходима важна роль семьи. Ваш ребёнок скоро пойдет в школу. Всем вам хочется, чтобы он учился с интересом, с радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

    Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему, он должен чувствовать, что эти занятия не скучная, неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он должен обязательно выиграть.

    Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание покажется сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторять за вами готовый ответ.

    Предлагаем вам войти с нами в удивительный мир слов.

- Верьте в силу ребёнка и помогите обрести эту веру ему.

- Будьте умелым помощником, оставляя в душе ребёнка ощущение самостоятельности поиска и действия.

- Не давайте ребёнку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес к всё более трудным задачам.

- Обучайте в игре, ведь детство такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.

- Не забывайте о том, что ребёнок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всём.

- Будьте искренним, не носите масок.

- Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речевого общения

Формирование культуры речевого общения. В общении с детьми современные родители испытывают определённые трудности, а отсюда и серьёзные недостатки речевого этикета. Причины: 1 родители ...

"Культура речевого общения"

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по формированию культуры речи дошкольников....

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения предназначен для совместного прочтения а так же для самостоятельного ознакомления детьми разных возрастных групп...

Культура речевого общения детей

«Дефи­цит общения в дошкольном воз­расте накладывает роковую печать на последующую судьбу личнос­ти», — отмечал В.В. Давыдов....

"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".

В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....

Воспитание культуры речевого общения.

Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонет...

Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения

Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на  не вербальной...