"Культура речевого общения"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по формированию культуры речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechevogo_obshcheniya.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста»

  Одним из компонентов общения выступает культура речи, которая определяет:

- формирование знаний норм и правил,

- умение взаимодействовать с окружающими,

- желание вступать в контакт.

  Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребенком правил и норм общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы. Обучение детей предполагает:

- введение в словарь этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения,

- объяснение их значения,

- формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

  Основные задачи обучения речевой культуры речи:

- ввести в активный словарь этические стереотипы,

- формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения,

- способности эффективно осуществлять деятельность,

- проводить работу по освоению собственно речевых форм.

Методические рекомендации педагогам

  1. При работе по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Предусматривайте сочетание различных форм деятельности:

- регламентированной,

- совместной педагога с детьми,

- самостоятельной детей.

    3. Соблюдайте принципы использования различных методов и приемов.

    4. Помните, что работа, проводимая в ДОУ по формированию речевой         культуры общения результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм как:

- индивидуальные беседы,

- консультации,

- круглые столы,

- родительские собрания,

- анкетирования,

- день открытых дверей.

5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению материала.

6. обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

- обращайтесь по имени,

- занимайте позицию на уровне глаз ребенка,

- используйте тактильные прикосновения.

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, даже если у вас мало времени. Не перебивайте ребенка.

8. Помните, что речь – отражение вашей личности. Следите за собственной речью:

- исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт,

- учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога,

- обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов,

- на интонирование, помните, что верно расставленные интонации влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический климат,

- постарайтесь избавится от слов – паразитов,

- трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить её для понимания детей.

9. Помните, что с ребенком дошкольного возраста вся информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия детьми: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10. Организуя общение с детьми, старайтесь понять их настроение.

11. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

12. Умейте анализировать процесс общения.

13. Для напоминания ребенку этикетных норм используйте игровые приемы, а не нотации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речевого общения

Формирование культуры речевого общения. В общении с детьми современные родители испытывают определённые трудности, а отсюда и серьёзные недостатки речевого этикета. Причины: 1 родители ...

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения предназначен для совместного прочтения а так же для самостоятельного ознакомления детьми разных возрастных групп...

Культура речевого общения детей

«Дефи­цит общения в дошкольном воз­расте накладывает роковую печать на последующую судьбу личнос­ти», — отмечал В.В. Давыдов....

"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".

В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....

Воспитание культуры речевого общения.

Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонет...

Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения

Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на  не вербальной...

Анализ образовательных программ по вопросу воспитания культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей в средней группе ДОО

В презентации рассматриваются понятия "культура поведения дошкольника", "культура общения", их взаимосвязь. Рассмотрены задачи, содержание образовательной деятельности по вопросу в...