Воспитание культуры речевого общения.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Бушукина Надежда Викторовна

   Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими) но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом  общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Выступление на методическом объединении)

Воспитатель:

Бушукина Н.В.

«Воспитание культуры речевого общения у дошкольников»

   Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими) но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом  общении.

   Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

   Большое значение в воспитании основ культуры общения имеет дошкольный возраст, т. к. именно в этом периоде жизни закладываются основы моральных качеств. Эта проблема особенно актуальна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увеличения числа контактов детей (в семье, детском саду, транспорте и т. д.) значительно увеличивается психологическая нагрузка на ребёнка даже при доброжелательном к нему общении. На протяжении дня ему приходится контактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный характер, настроение, интересы. В таких условиях дошкольнику необходимо выбрать определённый способ поведения: « Встаёт вопрос о защитном механизме, предотвращающем нервно – психические перегрузки организма. Некоторые учёные одним из таких защитных механизмов нервной системы ребёнка от перегрузки считают формирование у него культуры общения с окружающими людьми.

   Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это время научить ребёнка внимательно слушать собеседника. Спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

   Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что на 7 –ом году жизни у ребёнка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Существенной предпосылкой для этого является возникновение в старшем дошкольном возрасте гуманного отношения к сверстникам при условии организации эмоционально – положительного общения с ним. Это даёт основание предполагать возможность воспитания культуры общения, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней. Возрастающая потребность дошкольников старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание (основа вежливости), свидетельствует  воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения.

   Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и под его влиянием формируются привычки культурного общения с окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношения к людям.

   Таким образом, речевое общение – это сложная совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определённых норм и правил, которые должны стать привычными. Для ознакомления с правилами речевого общения можно использовать :

 - Беседы о воспитании культуры речевого общения как с детьми, так и с их родителями;

 - Проводить игры (дидактические, музыкальные, подвижные), в которых ребёнок подводится к осознанию необходимости правильного поведения («Урок вежливости», «Как поступают вежливые дети»).

 - При знакомстве с произведениями художественной литературы нужно развивать у дошкольников умение оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими действиями.

 - Кроме того, целесообразно создавать специальные ситуации, в которых дети самостоятельно выбирали бы речевую форму общения («Говорим по телефону», «Идём в гости»),

 - Широко применяли различные наглядные материалы (картинки, альбомы, фотографии, слайды, диафильмы, мультфильмы). Полезно к такой работе привлекать родителей, чтобы они вместе с ребёнком могли составить рассказ, записать его, сделать к нему рисунки.

   Большое значение в ознакомлении с правилами речевого общения имеет индивидуальная работа с отдельным ребёнком, в которой педагог должен учитывать особенности развития ребёнка, его статус в семье и уровень речевого развития.

   Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи – главный фактор решения общей задачи – воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарём, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.

   Культура речевого общения – прижизненное личностное образование, которое, безусловно, оказывает влияние на качество деятельности общения и формируется благодаря систематическому участию личности в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения

Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников...

Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения

Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников...

Проект Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»

Данный проект разработан в помощь воспитателям для организации работы по формированию речевого общения дошкольников....

Использование игровых технологий в воспитании культуры речевого общения и поведения

Использование игровых технологий в воспитании культуры речевого общения....

Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания.В предложенной системе обучения решаются задачи воспитания культуры общения во взаимосвязи со всеми за...

Анализ образовательных программ по вопросу воспитания культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей в средней группе ДОО

В презентации рассматриваются понятия "культура поведения дошкольника", "культура общения", их взаимосвязь. Рассмотрены задачи, содержание образовательной деятельности по вопросу в...