Консультация "Организация и проведение артикуляционной гимнастики"
консультация

Шаварская Виктория Юрьевна

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти), необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»

   Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений.

     4. Подходить к выполнению упражнений творчески.

     5. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
   
6. С целью предупреждения и исправления дислексий и дисграфий больше внимания уделять артикуляции гласных. Часто дети с дизартрией произносят их смазано, не обращают внимания на произношение, как следствие не слышат их и пропускают при письме).

Примерные упражнения.

Первый комплекс 

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3. Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование положений языка: широкий - узкий.

8. Подъём языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх - вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.

Основной комплекс

1. Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

Упражнения для губ

1.«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

3.«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

4.«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.

5.«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

6.Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка», «Хоботок».

7.«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Рекомендации родителям.

1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

2. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

4. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

5. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

6. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

     Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

                                        Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики"

Правила и принципы коррекционно-логопедической работы. Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кин...

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэто...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...