Статья: Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка
статья (старшая группа)

Федорова Татьяна Викторовна

Статья: Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка

 

 Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок стремится все познать через игру. Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения и воспитания детей, в частности и формировании у них познавательных интересов.

       Игра - это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений дошкольник будет обучаться. Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат. В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.

         Дидактическая игра одновременно является своеобразной формой обучения, наиболее характерной для детей, они позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. В дидактической игре содержатся все структурные компоненты, характерные для деятельности: замысел (игровая задача), содержание (знания), средства игры (роли - правила, атрибуты и  место действия), игровые действия (поступки, ведущие к выигрышу), результат (самооценка и рефлексия – анализ причин выигрыша или проигрыша).Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия, дидактические материалы. Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения.

         Играя, ребенок учится, и наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть. Это ведущий вид деятельности дошкольников, он получает новые знания, умения и навыки только через игру.

          Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических материалов заключается в том, что они создаются в обучающих целях.

           В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

         Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

          Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, умению регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

          Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

        Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.

Аванесова, В. Н. Дидактические игры / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. - М. : Наука, 1969. - С. 176-212.

Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М., 1987.

Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. - Минск, 1976.

К.Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - С. 213-220.

Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории детской игры / Д. Б. Эльконин // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - С. 11-37.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_didakticheskoy_igry_v_vospitanii_rebenka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка

 Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок стремится все познать через игру. Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения и воспитания детей, в частности и формировании у них познавательных интересов.

         Игра - это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений дошкольник будет обучаться. Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат. В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.

         Дидактическая игра одновременно является своеобразной формой обучения, наиболее характерной для детей, они позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. В дидактической игре содержатся все структурные компоненты, характерные для деятельности: замысел (игровая задача), содержание (знания), средства игры (роли - правила, атрибуты и  место действия), игровые действия (поступки, ведущие к выигрышу), результат (самооценка и рефлексия – анализ причин выигрыша или проигрыша).Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия, дидактические материалы. Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения.

         Играя, ребенок учится, и наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть. Это ведущий вид деятельности дошкольников, он получает новые знания, умения и навыки только через игру.

          Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических материалов заключается в том, что они создаются в обучающих целях.

           В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

        Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

          Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, умению регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

          Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

        Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Список литературы:

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.

Аванесова, В. Н. Дидактические игры / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. - М. : Наука, 1969. - С. 176-212.

Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М., 1987.

Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. - Минск, 1976.

К.Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - С. 213-220.

Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории детской игры / Д. Б. Эльконин // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - С. 11-37.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....

Роль дидактической игры в воспитании личности ребенка

роль дидактической игры в воспитании личности ребенка...

Статья "Роль дидактической игры в развитии дошкольников".

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Дидактическая игра- это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную и интелектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, ...

Роль дидактической игры в воспитании и обучении ребенка.

Статья полезна воспитателям  и родителям дошкольника...

Роль дидактической игры в воспитании и обучении ребенка.

Освещение роли дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста....

«Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»

laquo;Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста» • Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольны...