Тренинг «Стрессоустойчивость педагога в профессиональной деятельности»
учебно-методический материал

Ленько Людмила Ивановна

Цель: Познакомить педагогов с различными приёмами, способами и методами для снятия психоэмоционального напряжения, усталости и стресса. Снятие напряжения, усталости различными способами. Формирование навыков самопознания и саморазвития. Обучение методам релаксации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

 «Стрессоустойчивость педагога в профессиональной деятельности»

Ход

  1. Включение участников  в работу. Упражнение «Радужный самолетик». Введение в тему.
  2. Понятие «стресс». Понятие «стрессоустойчивость». Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом». Притча «О бабочке».
  3. Упражнения «Дождь в джунглях», «Сложите свои проблемы в ящик»,  «Улыбка фараона»
  4. Заключительная часть. Упражнение на рефлексию «Солнечная поляна пожеланий». Памятка для воспитателей «Приемы психологической защиты»

Цель: Познакомить педагогов с различными приёмами, способами и методами для снятия психоэмоционального напряжения, усталости и стресса. Снятие напряжения, усталости различными способами. Формирование навыков самопознания и саморазвития. Обучение методам релаксации.

- «Здравствуйте! Рада приветствовать всех вас на практическом семинаре  «Стрессоустойчивость педагога в профессиональной деятельности».

Упражнение 1«Радужный самолетик»

Цель: создание в группе доброй, благожелательной атмосферы в начале тренинга.

В начале тренинга ведущий оговаривает условия упражнения. Надо бросать друг другу этот "радужный самолётик". Тот, кто пустил самолётик, тому, кто поймал, даёт пожелание. Необходимо, чтобы в этом пожелании было ровно семь слов (предлоги, союзы, частицы учитываются), а также, чтобы не было повторений с предыдущими пожеланиями. Примеры: "Я тебе желаю, Миша, быть веселым, активным!", "Маша! Желаю того, что сама себе желаешь!".
  Может случиться так, что отправитель и получатель - одно и то же лицо (самолётик так полетел). В этом случае участник говорит пожелание сам себе и повторяет бросок. Ведущий даже может подначить участников: «А может кто-нибудь сам себе отправить самолётик?»

Притча «О бабочке»

Основная мысль: каждый человек – хозяин своей судьбы.

«В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость.

И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся».

Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит к мысли, что каждый человек – хозяин своей жизни.

Вспомните мультфильм «Жили-были Ох и Ах». Он о том, что проблемы возникают у всех, вопрос лишь в том, как к ним относиться.

- ТЕСТ «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом» (по А.И. Тащевой). Перед вами анкета с вопросами, пожалуйста в течении 5 минут ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. 

- Однажды поэт заметил, что мы живём накануне чего-то. Трудно с ним не согласиться. Особенно сейчас, когда несколько мгновений нового тысячелетия мы уже постигли. Ещё один шаг, два, три и … Но не будем спешить - всему своё время. А сейчас время подумать, помечтать, сделать что-то важное. Порой, кажется, что приближение кануна ускоряет ход наших мыслей и действий. Не случайно в последние годы лавина новых идей и проектов прокатилась по образовательному пространству России, значительно обогащая и изменяя педагогическую теорию и практику. А точнее, мы сами шагнули навстречу инновационному вихрю, желая обновить содержание и способы организации жизнедеятельности дошкольных образований. Новым является и введение в сады проектной деятельности, ФГТ, ФГОС.

В наш нелёгкий век всем нужно уметь противостоять стрессам и другим психологическим перегрузкам. Чрезмерное проявление эмоций подстерегает нас везде. Как с этим бороться? Очевидно, нужен настрой на уравновешенность своей нервной системы. Иметь железные нервы - мечта любого педагога. Но как добиться этого?

- Можно воспользоваться самонастроем на спокойствие, хладнокровие. Инструкция: «Расслабьтесь и произнесите с закрытыми глазами несколько мысленных фраз с настроем на   спокойствие, выдержку, самообладание. Какие слова использовать - Вам поможет интуиция и фантазия но, если воспользоваться каким - то мысленным идеалом, постараться вжиться в этот образ, то Вы сможете открыть глаза и посмотреть на мир уже преображенным взором».

Если после этого упражнения ещё чувствуется перевозбуждение, усталость, повышенная нервозность, хорошо проделать следующее упражнение. Инструкция: "Расслабьтесь, можете закрыть глаза, мысленно настройтесь на укрепление своей нервной системы. Почувствуйте, как увеличиваются Ваши энергетические ресурсы, как к Вам возвращаются уравновешенность, мобилизуются неограниченные резервы, нервы здоровеют, крепнут, будто становятся металлическими. Вы непоколебимо сохраняете весёлое, жизнерадостное настроение и прекрасное самочувствие. Растет физическая выносливость, сердце становится здоровым, богатырским. Во всём теле нервы молодые, устойчивые, прочные, спокойные. Мышление становится ясным, оригинальным. Энергия бьёт ключом. Организм требует быстрых, энергичных действий. Вам теперь нипочем никакие нагрузки".

Упражнение 2 «Дождь в джунглях». 

Цель: расслабление мышц, снятия напряжения.

- Встать в круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Светит  солнышко, тепло. Подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Пошел мелкий дождик (легкие постукивания по спине). Вот начался ливень (движения пальцами ладони вверх – вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождик, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнышко.

Упражнение 3 «Сложите свои проблемы в ящик».

         Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что перед Вашей кроватью стоит большой ящик или деревянный сундук. Вы медленно открываете крышку и начинаете складывать туда все, что на Вас давит, например Ваше волнение перед завтрашними разворами с родителями, Ваш страх забыть о какой-нибудь важной встрече или не найти необходимые документы и т.д.

   Вы укладываете «спать» в сундук все, что Вас гнетет. А когда Вы на следующее утро проснетесь, сможете (мысленно) снова открыть крышку и вытащить обратно все свои задачи. Может быть, их станет меньше, может быть, их будет больше, они могут стать легче или тяжелее, но на время сна Вы смогли их поместить в надежное место.

Может быть, все это покажется Вам абсурдным, но эффект Вас поразит. Наше подсознание работает и «думает» очень образно. Вместе с представлением о том, что что-то можно снять и отложить в сундук, оно получает облегчение, и человек перестает беспокоиться обо всех этих раздражителях. На ночь Вы можете таким образом снять с себя ответственность и почувствовать себя расслабленней и свободнее.

- Вот потрясающий и очень важный факт: умственная деятельность сама по себе не может нас утомить. Звучит абсурдно. Но учеными доказано, что наш мозг может работать «так, же хорошо и так, же быстро в конце восьмичасового дня или даже двенадцатичасового рабочего дня, как и в начале». Мозг совершенно не устает... Так почему же мы устаём? Психиатры утверждают, что в большинстве случаев усталость является результатом психического и эмоционального состояния. Мы страдаем от усталости психического происхождения; изнеможение чисто физического происхождения встречается редко.

Какие эмоциональные факторы являются причиной усталости? Радость? Удовлетворение? Нет! Никогда! Это - скука, обида, чувство того, что его не ценят, ощущение бессмысленности труда, спешка, тревогоа, беспокойство, неудовлетворённость общением с родителями, с детьми — именно эти эмоциональные факторы вызывают усталость, способствуют снижению работоспособности. В самом деле, мы устаём, от того, что наши отрицательные эмоции вызывают нервное напряжение организма.

- Но жизнь современного человека невозможно представить без стрессов и стрессовых ситуаций. Что же такое стресс?

- Слово стресс в переводе с английского – напор, давление. И понятие «стресс» давно у нас связано с негативными жизненными ситуациями.
Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся, поэтому всякий раз, когда ситуация кажется опасной, реагирует, как на реальную угрозу. Стресс, который человек испытывает, на самом деле чаще всего существует в основном в его воображении, за исключением некоторых случаев.

- Мысли, представления и ожидания оказывают вполне реальное воздействие на работу организма. И организм очень активно реагирует на то, что создает воображение. Поэтому необходимо научиться жить настоящим. Не нужно думать о плохих вещах, произошедших раньше, и уж тем более, не имеет смысла волноваться заранее о том, что может произойти с вами в будущем. 

- Необходимо учиться мыслить позитивно. Не позволяйте мрачным мыслям овладеть вашим сознанием. Старайтесь искать плюсы в любой ситуации, ведь даже конфликт – это тоже своеобразный опыт, пусть и негативный. А наши враги на самом деле — наши друзья, которые толкают нас к самосовершенствованию и росту.

Упражнение 4 «Улыбка фараона»

- Гениальна выдумка голландских психологов, которые снимают у пассажиров страх перед полетами на самолетах. В аэропорту «Шипол» под самым потолком весит (по крайней мере, висел в 1995 году) огромный шар, по которому вспыхивают разноцветные буковки   «Hi - hi » и «Ha - ha ». Люди, читающие эту странную рекламу, про себя проговаривают странные сочетания букв и при этом начинают понемногу улыбаться, потому что загадочные буквы вдруг складываются в звуки «Хи-хи» и «Ха-ха». И страх куда-то отступает, так как мозг верит губам, расплывшимся в улыбке, а не испуганному сознанию, которое шепчет: «Сегодня туман, с самолетом может что-нибудь случиться».

- «Итак, в случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны.

Результаты этого упражнения:

Физиологический: улучшение кровообращения в мимических мышцах и позвоночнике.

Психологический: возможность посмотреть с юмором на ситуацию, а в результате - повышение устойчивости к источнику стресса.

Упражнение 5  «Солнечная поляна пожеланий»

Цель: снятие напряжения, создание тёплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих.

Материал: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце, цветная и белая бумага, ножницы, различные изобразительные средства.

Инструкция:

«Каждый на этой поляне найдёт свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своём воображении. Напишите на нём пожелание группе, раскрасьте, вырежьте этот цветок и приклейте на нашу солнечную поляну».

Поделитесь своим настроением, ощущениями.

- В завершении нашего семинара хочу сказать следующее, создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: “Стресс — это жизнь”. Так надо ли с ним бороться? Пока мы живы, мы будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, смягчать напряжение. Однако если оно вовсе исчезнет, то и жизнь закончится.

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А.И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Список литературы

  1. Грачева, Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала /Л.В. Грачева. — СПб.: Речь, 2005. — 60 с.
  2.  Монина, Г.Б. Тренинг. Ресурсы стрессоустойчивости»/Монина Г.Б., Раннала Н.В. -  СПб.: Речь 2009.- 256с.
  3. Инфоурок http://infourok.ru 
  4. Российская психология – информационно-аналитический портал http://www.rospsy.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО.

Материал создан для методистов и старших воспитателей ДОУ как помощь в проведении педагогического совета, методического объединения или семинара по теме готовности педагогов к введению ФГОС ДО....

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

Семинар-практикум "Здоровьесбережение педагогов в профессиональной деятельности"

Современному педагогу необходимо быть здоровым, сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Напряжённая работа педагога с детьм...

Успешный педагог – успешная профессиональная деятельность

laquo;Успешный педагог – успешная профессиональная деятельность» Целевая аудитория: педагогический коллектив ДОУ.Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогическ...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

Тренинг стрессоустойчивости для педагогов

Тема развития стрессоустойчивости педагогов, формирования навыков саморегуляции и позитивных паттернов поведения в условиях современной общественно-политической ситуации является одной из наиболее важ...

Педсовет «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»

Цель: повышение качества работы педагогов в ходе реализации Профессионального стандарта педагога.Форма проведения: круглый стол....