Тренинг стрессоустойчивости для педагогов
методическая разработка

Рябова Владилена Николаевна

Тема развития стрессоустойчивости педагогов, формирования навыков саморегуляции и позитивных паттернов поведения в условиях современной общественно-политической ситуации является одной из наиболее важных в работе педагога-психолога ДОУ.

Тренинг стрессоусточивости разработан специально для решения перечисленных выше задач.

Цель тренинга: обучение педагогов способам снятия психо-эмоционального напряжения, умению составлять индивидуальные сценарии  снятия нервно-психического напряжения.

Тренинг рассчитан на 5 дней. Продолжительность каждой встречи составляет 1,5 часа. Проводится на группе численностью не более 10 человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_stressoustoychivosti_dlya_pedagogov.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг стрессоустойчивости для педагогов.

Разработала педагог-психолог МБДОУ Десткий сад №52 «Аленький цветочек» г. Смоленска Рябова В.Н.

В современном мире тема стрессоустойчивости становится все более актуальной. Растет число факторов, негативно влияющих на психоэмоциональное состояние человека. Особенно сильно влиянию стресса подвержены представители профессий «Человек-человек», в частности педагоги. Учитывая значимость профессии, важно, чтобы ее представители умели справляться со стрессогенными факторами в личной и профессиональной сферах жизни.

Таким образом, тема развития стрессоустойчивости педагогов, формирования навыков саморегуляции и позитивных паттернов поведения в условиях современной общественно-политической ситуации является одной из наиболее важных в работе педагога-психолога ДОУ.

Тренинг стрессоустойчивости разработан специально для решения перечисленных выше задач.

Цель тренинга: обучение педагогов способам снятия психо-эмоционального напряжения, умению составлять индивидуальные сценарии  снятия нервно-психического напряжения.

Тренинг рассчитан на 5 дней. Продолжительность каждой встречи составляет 1,5 часа. Проводится на группе численностью не более 10 человек.

Конструктор тренинга.

Этап тренинга

Обсуждаемые темы

Методы

Ожидаемые результаты

Первый день.

13:15-13:30 Дебют. Создание работоспособности

Стресс на работе – важный фактор снижения работоспособности.

Введение. Цели и задачи. Заключение контракта. Обсуждение правил и регламент.

Понимание цели тренинга. Настрой на работу.

13:30-14:00

Что такое повседневный стресс для каждого из нас. Как он нами воспринимается.

Индивидуальная работа. Рисуем стресс. Обсуждаем рисунки в группе.

Рисунок, как проективный метод. Осознание участниками негативного влияния стрессовых ситуаций на эмоциональное состояние.

14:00-14:30

Как повлиять на ситуацию и справиться с негативом.

Рисунок «Превращение». Участники вносят изменения в свой рисунок так, чтобы превратить его во что-то хорошее.

Тренировка позитивного взгляда на проблему. Оживление, надежда. «А ведь не все так плохо…»

14:30-14:45

Шерринг. Завершение сессии.

Второй день

13:15-14:00

Общая информация по теме. Формирование представления о возможных способах релаксации.

Мини-лекция «Формы проявления стресса и критерии его оценки. Динамика развития стрессовых состояний».

Упражнение «Радуга» (снятие эмоционального напряжения).

Участники знакомятся с особенностями проявления стрессовых состояний. Учатся снимать напряжение. Появляется ощущение спокойствия и уверенности.

14:00-14:30

Информация о физиологии стресса (дыхание, зажимы). Способы снятия напряжения.

Мини-лекция «Физиология стресса». Упражнение «Дыхание моря»

Участники расслабились.

14:30-14:45

Шеринг. Завершение сессии.

Третий день

13:15-13:25

Разогрев.

Игра «Снежки» с обратной связью.

Эмоциональный подъем.

13:25-14:25

Целостное управление рабочей нагрузкой.

Осознание собственных стереотипов деструктивных способов провокации стресса (Упражнение «Вредные советы» в группах).

Обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния (обратная связь по способам преодоления стрессовых ситуаций).

Участники приобретают новый опыт выхода из стрессовых ситуаций. Рефлексия, анализ опыта.

14:25-14:45

Шеринг. Завершение сессии.

Четвертый день

13:15-14:30

Принципы преодоления стресса и выхода из негативных ситуаций.

Участники в группах формулируют негативные ситуации, вызывающие нервное напряжение. Выбрасывают в корзину. По очереди достают ситуации. Задание: разработать программу выхода из ситуации. Презентация программы.

Закрепление навыков преодоления негативного опыта.

14:30-14:45

Шеринг. Завершение сессии.

Пятый день

13:15-14:15

Разработка собственной мини-программы релаксации.

Участники на основании полученной информации индивидуальную программу для снятия нервно-психического напряжения. Презентация перед участниками.

Участники найдут индивидуальные пути снятия эмоционального напряжения. Спокойствие, уверенность.

14:15-14:35

Обратная связь.

Опрос по результатам тренинга. Какой опыт приобретен, что будет использоваться.

Участники умеют находить пути решения проблемных ситуаций, снимать эмоциональное напряжение. Уверены в своих силах.

14:35-14:45

Завершение сессии.

Мини-лекции.

  1. Стресс на работе,как фактор снижения работоспособности. Повседневный стресс.

Влияние на окружающих, донесение до них своей точки зрения — необходимая вещь, без который не обойтись в работе и личной жизни. Почему же иногда наши доводы оказываются неубедительными, а наше поведение отталкивает? Все дело в устройстве человеческого мозга.

Одна из ловушек, не позволяющая вам устанавливать связи с людьми, может показаться несколько странной. Вы должны признать, что отчасти являетесь представителем животного мира. Или что иногда вы являетесь человеком лишь отчасти — особенно в минуты стресса.

Наша история коротка. У человека не один мозг, а целых три. Дело в том, что природа потратила сотни тысяч лет на то, чтобы настроить наш мозг. Однако она не удаляла старые части, а только добавляла к ним новые. В результате мы имеем три различных "уровня" в мозгу, и у каждого из них своя задача. Мозг рептилии концентрируется на принятии решения "убегать или сражаться", мозг млекопитающего отвечает за эмоции, а человеческий мозг — за разумные рассуждения.

Чаще всего эта система оказывается очень эффективной, потому что каждая из ее частей отлично функционирует. Ваш человеческий мозг работает, когда вы вносите данные в электронную таблицу, мозг млекопитающего испытывает удовольствие, когда вы держите на руках младенца, а мозг рептилии командует "Беги!", когда на вас на полной скорости несется автомобиль. Проблемы появляются тогда, когда три мозга начинают мешать друг другу — в частности, в условиях стресса.

В такие моменты активируется эмоциональный сенсор в мозгу — амигдала, или миндалина, в результате чего возникает так называемый захват миндалины. В подобных ситуациях мозг будто расщепляется, и три его части начинают действовать независимо друг от друга. В этот момент вы становитесь одновременно и человеком, и млекопитающим, и рептилией.

Но на этом проблемы не заканчиваются. По мере нарастания возбуждения мозг рептилии, насчитывающий 245 миллионов лет и приученный "сражаться или убегать", начинает все сильнее контролировать вас. Это значит, что вы уже не в состоянии оценивать ситуацию, руководствуясь событиями, происходящими в настоящем времени. Миндалина заставляет вас реагировать старым и автоматическим способом. Ваше мышление теряет концентрацию, эмоции перехлестывают через край и поведение становится примитивным.

Это быстро приводит к формированию порочного круга — чем больше вы напоминаете рептилию, тем сильнее возбуждается миндалина. Довольно быстро человеческий мозг и мозг млекопитающего полностью выпадают из процесса. Иными словами, вы больше не связаны с людьми ни логически, ни эмоционально. Вместо этого вы оказываетесь загнанными в угол и стремитесь либо убежать от расстраивающих вас людей, либо затронуть их в ответ.

Разумеется, современные собрания и телефонные переговоры мало напоминают доисторические условия, в которых мозг разработал подобные виды ответной реакции. Однако вашей нервной системе все равно. Она не знает различий между тираннозавром и тираном-боссом. Даже если захват миндалины и не заставит вас с воплем выбежать из комнаты или стукнуть соседа палкой по голове, он точно приведет к тому, что вы потеряетесь на сугубо биологическом уровне. И в этом случае вы, как правило, будете следовать одной из двух фундаментальных стратегий. К сожалению, обе они глубоко ошибочны.

Первая состоит в бегстве. Это стратегия избегания и бездействия, полного отсутствия влияния. Вы выключаетесь или застываете в тот момент, когда вам лучше что-то делать. Вы капитулируете, сдаетесь или избегаете выбора, риска, возможности.

Вторая связана с борьбой. Следуя ей, вы пытаетесь давить на соперника, уговаривать, убеждать или заставлять его действовать в соответствии с вашими интересами.

Находясь в состоянии рептилии, вы не можете ни на кого влиять, поэтому такой ловушки стоит избегать любыми возможным способами. Полностью концентрируясь на своих страхах, стрессе и гневе, вы раз за разом возбуждаете свою миндалину. Сконцентрировавшись на чувствах других людей, вы сможете немного выпустить пар, а затем приступить к взаимодействию, вместо того чтобы спасаться бегством или атаковать.

  1. Формы проявления стресса и критерии его оценки. Динамика развития стрессовых состояний.

Стресс и его многоаспектность у человека столь велика, что стало необходимым разработать типологию его проявлений. Сейчас стресс разделяют на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Факторы, вызывающие психический стресс, некоторые авторы разделяют на две большие группы - информационный и эмоциональный. Но данное разделение условно. Такая классификация построена на основе характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике разделить информационные и эмоциональные стрессоры удается очень редко. Чаще всего информационные и эмоциональные стрессоры при стрессе неразделимы. Информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Поэтому в большинстве работ психологический и эмоциональный стресс отождествляются.

Информационный стресс возникает при ситуациях, вызывающих значительные информационные перегрузки, когда человек не справляется с переработкой поступающей информации и не успевает принимать правильные решения, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений.

Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. Эмоциональный стресс разделают на: импульсивный, тормозной и генерализированный.

Эмоциональный стресс вызывает определенные изменения в психической сфере, в протекании психических процессов, эмоциональные сдвиги, нарушения двигательного и речевого поведения.

Психологический стресс проявляется в изменениях функциональных систем организма, а интенсивность может варьироваться от незначительного изменения эмоционального настроения до серьезных заболеваний.

В основном стрессорные реакции разделяются на поведенческие (нарушение психомоторики), интеллектуальные (изменение образа жизни), эмоциональные (профессиональные изменения) и физиологические проявления стресса (нарушение социально-ролевых функций).

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики, при этом человек становится более тревожным, теряет веру в успех и может впасть в депрессию. У человека, испытывающего стресс, отмечаются эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся стресс приводит к изменению характера человека, появлению в нем новых черт или усилению уже имеющихся.

Таким образом, стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Традиционно выделяют три фазы развития стресса:

  1. Стадия тревоги, при которой происходит мобилизация защитных сил организма и повышается его устойчивость к конкретному воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением, но на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. Для большинства людей конец первой фазы характеризуется повышением работоспособности.
  2. Стадия стабилизации, сопротивления. Для человека характеризуется сбалансированным расходованием адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.
  3. Стадия истощения. Возникает, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки, но при их нехватке вызывает истощение.

3. Физиология стресса.

Активация гипоталамуса.

Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:

  1. является высшим центром вегетативной нервной системы;
  2. отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма;
  3. управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности, адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники;
  4. формирует эмоциональные реакции человека;
  5. регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.

Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций.

С одной стороны, он повышает активность симпатической нервной системы, а с другой — вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников.

Повышение активности симпатического отдела нервной системы
Нервная регуляция метаболизма в организме человека является итогом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела — помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха.

Соответственно на начальных этапах стресса первым повышается активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается достаточно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энергии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) активируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желудочно-кишечными расстройствами.

Включение гормональных механизмов.

Следует отметить, что Ганс Селье получил Нобелевскую премию за открытие именно этого аспекта стрессорных реакций — активации коркового слоя надпочечников, которые помогают организму человека и животных преодолевать различные трудности при помощи специальных антистрессорных гормонов. Данная реакция также запускается гипоталамусом, но существенно отличается от предыдущей. Под действием гормонов коркового вещества надпочечников (глюкокортикоидов) усиливаются все обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, организм становится менее чувствительным к боли — в результате повышается степень адаптации к повышенным требованиям среды обитания.

Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удастся справиться со стрессом, который последовательно проходит стадии тревоги, адаптации и истощения.

На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и составляет суть этой стадии.

Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация — стадия равновесия стрессора и защитных механизмов, на которой организму удается более или менее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, студент в первой половине экзаменационной сессии.

Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Поэтому, если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами — человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов.

Упражнения.

  1. «Радуга»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция

Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.

Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?

Следующий цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?

Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

Зеленый — цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.

Анализ

• Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?

• Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

  1. Снежки.

Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация.

Инструкция. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».

(После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)

Запомните с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас весь день.

Анализ

• Какие ваши ощущения до и после упражнения?

• Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

  1. Вредные советы.

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

Анализ

• Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?

• Каковы были последствия?

Примеры «советов»

1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит стоя — значит, голова все время работает.

2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это позволит скорее дойти до предела.

3. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.

  1. Способы снятия нервно-психического напряжения.

Цель: обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.

Инструкция. Мы все разные, и способы снятия напряжения у нас у всех разные. Вспомните и расскажите коллегам о своем способе выхода из стресса.

Анализ

• Чей способ вам показался наиболее необычным и интересным?

• Какой из способов вы хотели бы взять на вооружение?


Литература.

  1. И.В. Вачков «Основы технологии группового тренинга», Ось-89,1999.
  2. Дейл Карнеги «Как преодолеть тревогу и стресс», Поппури, 2022.
  3. Г.Б. Монина, Н.В.Раннала: «Тренинг "Ресурсы стрессоустойчивости"», Речь, 2009.
  4. Д.М. Рамендик «Тренинг личностного роста», Форум, 2010.
  5. Ганс Селье «Стресс без дистресса», Прогресс, 1979.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия, как средство формирования стрессоустойчивости у педагогов.

сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром....

Сказкотерапия, как средство формирования стрессоустойчивости у педагогов.

сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром....

Музыкотерапия – как средство формирования стрессоустойчивости у педагогов.

Музыкотерапия –  терапевтический эффект, который помогает поднять настроение и расслабиться....

Методическая разработка «Стрессоустойчивость молодого педагога»

Упражнение «Приветствие»Цель проведения: установить первичный контакт.Дискуссия на тему занятияУпражнение «Я и стресс»Цель проведения: осознание и вербализация своих предс...

Семинар-практикум "Эмоциональная стрессоустойчивость молодого педагога»

В последние годы проблема сохранения психологического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Профессия педагога является одной из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интелле...

Тренинг «Стрессоустойчивость педагога в профессиональной деятельности»

Цель: Познакомить педагогов с различными приёмами, способами и методами для снятия психоэмоционального напряжения, усталости и стресса. Снятие напряжения, усталости различными способами. Формирование ...

Тренинг с молодыми педагогами ДОУ "Стрессоустойчивость"

Тренинг с молодыми педагогами ДОУ "Стрессоустойчивость" посмотреть: https://disk.yandex.ru/i/nkXTmsKGjByfuA...