Сказкотерапия, как средство формирования стрессоустойчивости у педагогов.
консультация (средняя группа) на тему

Шкуратова Наталья Сергеевна

сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия, как средство формирования стрессоустойчивости у педагогов.

Арт - сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [6].

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В. [1], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [10].

В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Ткач Р.М. [9] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных. (Приложение №1).

Приложение №1

Упражнение – «Неваляшка» - направленно на формирование и развитие коллектива. Время 10мин.;

Ребята стоят в кругу, поплотнее друг к другу. Кто-то один выходит в центр круга. Этот человек полностью должен расслабиться, глаза у него закрыты. Остальные вытягивают руки вперед и легко покачивают стоящего в центре. Каждый должен побывать в центре круга, после чего все делятся впечатлениями.

Упражнение « Стеснительный булочник»

Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

– А теперь посмотрим, как сказка может помочь решению серьезных психологических задач. Послушайте...

СКАЗКА

В одном городе жил булочник. Каждый день он вставал рано утром, замешивал тесто, выпекал ароматные булочки, а потом продавал их в своем магазинчике. И хотя он пек и продавал булочки много лет подряд, каждый день он сомневался и переживал, достаточно ли хорошо он поработал и удались ли сегодня булочки.

Жители города часто заходили в булочную. Одни хвалили товар, другие критиковали: то соли мало, то изюма, кому-то сахару в избытке, кому-то недостает... Некоторые вообще ничего не говорили. Но все приходили опять. И несмотря на это булочник продолжал переживать, так что иногда ему даже казалось, будто в его жизни ничего радостного нет. Однажды в булочную пришел молодой лесник из соседней березовой рощи. Он сказал, что очень хочет попробовать булочки, но у лесников не бывает денег, поэтому ему нечем заплатить. Зато у него есть целый мешок разных самоцветов. Булочник сразу предложил леснику несколько душистых булочек за маленький самоцветик.

— Хорошо, — ответил лесник. — Только я не могу отдать самоцветы за что-либо материальное. Поэтому я подарю тебе самоцвет, если ты назовешь мне свое положительное качество.

Булочник был очень стеснителен и поэтому сказал:

— Мне очень трудно это сделать. Можно я сначала узнаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

Я прошу каждого из вас помочь булочнику и назвать свое положительное качество. Не старайтесь придумывать их, назовите первое, что придет в голову, не ориентируйтесь на чужие оценки. Если кому-то трудно назвать свои качества, назовите дело, в котором вы преуспели.

Итак, булочник услышал ваши положительные качества, и это помогло ему назвать леснику свои. Он получил в подарок самоцвет и подарил леснику несколько сладких булочек.

Лесник ушел. А спустя несколько дней появился опять. Оказывается, он собрался жениться, а слух о вкусных булочках уже разнесся по всему лесу. И теперь гостям на свадьбу нужно много булочек. Заплатить же лесник  опять может только самоцветами, и не за булочки, а за рассказ булочника о хорошем событии, которое совсем недавно случилось в его жизни.

Стеснительный булочник опять задумался и спросил:

— А можно я сначала послушаю, что расскажут о своих хороших событиях другие люди?

Чтобы помочь булочнику, я прошу вас рассказать о хорошем событии, которое было у вас совсем недавно — сегодня, вчера или на днях. Это может быть получение письма, телефонный звонок хорошего человека, понравившийся фильм, посещение театра... Приятным событием может быть какое-то достижение своё или близких, сопереживание другим людям.

Это может быть и очень неприметное событие — купание воробья в луже, игра котенка, пение птиц, лучи солнца из-за туч... Назовите ваши переживания, связанные с этими приятными событиями.

Булочник передает вам большую благодарность, он услышал ваши приятные события, и это помогло ему рассказать о своем хорошем.

Итак, он получил от лесника самоцветы и подарил ему свои вкусные булочки. Но к вечеру лесник вернулся.

— Выручай, — сказал он. — Гостям не хватило угощенья. Грибы и ягоды им надоели, теперь все хотят сладких булочек.

И опять лесник попросил булочника назвать событие его жизни, но теперь то, которое позволяет ему гордиться собой. И конечно, рассказать, почему им можно гордиться....

И снова стеснительный булочник попросил помощи: как на этот вопрос ответили бы другие люди?

Давайте вспомним, какое событие в вашей жизни позволяет вам гордиться собой и почему. Иногда это бывает приятное, но незначительное событие, иногда трудное, но успешно преодолеваемая проблема. Неважно, какие из них вспомнятся сейчас...

И опять булочник принял вашу помощь, справился со своим заданием, получил самоцветы и насыпал целый пакет булочек для гостей лесника.

Долго не видели лесника в городе. Через несколько месяцев он пришел и сказал, что приглашает булочника на крестины своего первенца - лесника. А чтобы накрыть стол для гостей ему нужны булочки. Лесник просит булочника назвать событие из его будущей жизни, о котором он мечтает.

И снова застенчивый булочник просит:

— Можно я сначала послушаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

И я снова обращаюсь к вам. Пожалуйста, назовите положительное событие, которого вы ожидаете в вашей будущей жизни. Неважно, каков их масштаб и как скоро наступит их время. Просто назовите событие и обозначьте то позитивное переживание, которое его будет сопровождать.

Благодарю вас за помощь героям сказки. Булочник и лесник передают вам большое спасибо.

Крестины удались на славу. На праздник собрались все лесные жители — от лис и медведей до леших и кикимор. И все хвалили аппетитные булочки.

В разгар праздника булочник набрался смелости и спросил лесника, откуда у него так много самоцветов?

– Это очень просто, — ответил лесник. — Всякий раз, когда какой-нибудь человек называет свое положительное качество или рассказывает что-то хорошее, что было или ожидается в его жизни, в недрах земли рождается новый самоцвет. А если вспоминается событие, которым можно гордиться, появляются самые крупные самоцветы. Ночью, когда земля становится влажной от росы, камни выходят на поверхность, и уже к утру можно заметить, как они поблескивают из-под корней травы. Вот так и появляются сапфиры, изумруды, алмазы...

Сказка окончена. И теперь давайте проведем небольшую аналитическую работу. Сначала актуализируйте свои ощущения, чувства по поводу каждого из заданий: положительное личностное качество, новое хорошее событие, прошлое событие, которым можно гордиться, будущее положительное событие. Как вы думаете, какая может быть связь между будущими событиями и событиями из недавнего или более отдаленного прошлого? Как прошлое влияет на достижения в будущем?

Выскажите свое мнение.

Давайте обсудим, что происходило в процессе выполнения заданий.

• Скажите, трудно ли было подобрать и назвать свои положительные качества?

• Легко ли вспомнились ситуации, которые воспринимались как новые и хорошие?

• Легко ли вспомнились события, которыми можно гордиться?

• Легко ли было сформулировать, о чем мечтаешь? Как вы думаете, почему?

Человеческая жизнь сопровождается приятными и неприятными событиями разной значимости. У большинства людей опасные и неприятные ситуации фиксируются более ярко, и это связано с потребностью в безопасности. В само представлении некоторых людей эта негативная реакция начинает чрезмерно доминировать. И тогда кажется, что «у меня все плохо», появляется склонность к пессимизму, депрессивным состояниям, неврозам. Чтобы человеку переключиться на позитивные переживания, преодолеть этот дисбаланс, необходимо актуализация образов позитивных событий недавнего времени и фиксирование их в сознании. Это помогает человеку гармонизировать представления о своих жизненных ситуациях. Эти воспоминания — ценный для нашего психологического самочувствия эмоциональный ресурс.

Упражнение: «Семь свечей» - на дыхание и релаксацию  снятия напряжения, сочетающее концентрацию на воображаемом объекте.                                         Описание:

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...».

 Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатенённом помещении.

Обсуждение: Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Встреча в театре поучительных сказок» - куклотерапия и сказкотерапия как средство формирования привычки к здоровому образу жизни

В данном пособии представлены авторские сказки, с помощью которых формируется привычка к здоровому образу жизни и  к каждой сказке  изготовлены куклы.  Данное пособие будет по...

Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников.

Статтья посвящена проблемам психологической безопасности дошкольников в современном мире....

Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"

И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....

Сказкотерапия, как средство формирования стрессоустойчивости у педагогов.

сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром....

Музыкотерапия – как средство формирования стрессоустойчивости у педагогов.

Музыкотерапия –  терапевтический эффект, который помогает поднять настроение и расслабиться....

Опыт работы «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у дошкольников»

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особ...

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Консультации для родителей. педагогов, анкетирование. занятие, награды, достижения...