Авторитет родителей
материал

Вяткина Оксана Николаевна

Авторитет родителей в глазах ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoritet_roditeley.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Авторитет родителей в глазах ребенка.

Мы уже упоминали об авторитете родителей перед детьми. Да, все взрослые в семье, которые занимаются воспитанием ребенка, должны беспокоиться о своем авторитете. А авторитет этот, уважение и любовь к себе можно завоевать проявлением справедливости, объективности, честности, искренности, порядочности, участливости, разумной доброты и внимания к ребенку. Но не только к ребенку, но и другим людям. Ребенок быстро запоминает отношение к нему других людей и отвечает им тем же.

Взрослые, вспоминая свое детство и отношение к себе родителей и других людей, никогда не проявляют обиды, не осуждают их требовательность, даже строгость и всегда с чувством благодарности отзываются об объективности, справедливости, честности своих родителей, их трудолюбии, порядочности, высокой нравственности, принципиальности.

Родительский пример в поведении, поступке, способе решения какой-либо жизненной задачи оставляет в душе ребенка глубокий след. И этот ребенок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой он сам никогда раньше не был, поступает так, как когда-то в далеком детстве в  подобной ситуации поступил его отец, мать или другие родственники. Осознанно или не осознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модус решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. А зачем этот след, а потому что другого нет.

Меткое замечание о значении родительского примера для воспитания детей сделал в свое время Александр Дюма: «Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства». То же – отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель в широком смысле этого слова. Важно всегда помнить, что рядом с нами формирующийся человек, который все впитывает: виденное, слышимое, наблюдаемое, ощущаемое, переживаемое – и плохое, и хорошее.

Приведем пример. Папа и мама по вечерам в присутствии двоих детей четырех и шести лет постоянно отрицательно отзываются о своей работе, о сослуживцах, о недостатках своего начальника (они работали в одном учреждении). И вот однажды, когда речь зашла о детях, их будущем, их работе, 4-летний сын высказался так: — А я, папа, когда вырасту, работать не буду. Работать плохо! — А что же ты будешь делать? — Буду снимать начальников, начальники не нужны, они плохие. Ясно, что такая подготовка ребенка к будущему труду не приносит пользы.

    Если природа дает человеку натуру, темперамент, тип высшей нервной деятельности, то среда, семья, родители создают у ребенка навыки, привычки, «вторую натуру», формируют характер. А все это вместе с социальной направленностью во главе создает личность. И главными творцами, строителями личности ребенка являются ближайшие его создатели – папы, мамы, бабушки и дедушки. Их привычки — привычки их детей и внуков. Создается, кроме биологической, социальная система наследственности. И самое обидное, когда сами любящие родители прививают любимому ребенку плохие привычки. Воспитание – процесс вечный и бесконечный, как сама жизнь.

Известно, что привычки, привитые в детстве, сохраняются на всю жизнь. Взрослых учить, ломать в чем-то, труднее, подчас — невозможно. А учить красоте надо, причем понимать, что красивый человек – это не только его лицо, но и его походка, то, как он сидит, разговаривает. И каков он в обществе – поведение тоже входит эталон красоты. Вести себя среди людей так, чтобы не ранить душу, не оскорблять ничьего достоинства, не вызывать негодования и отвращения, — с этим не рождаются, этому учат.

Дети или подражают кому-то, или делают все так, как получается. Но как получается? Если неверно, взрослые поправляют. Мы терпеливо объясняем и показываем: правый ботинок надо надевать только на правую ногу, а носки – пятками назад и не иначе. Но в иных случаях мы беспомощны, и все потому, что сами чего — то не умеем, чему-то не придаем значения.

Многих родителей заботит проблема питания ребенка. Поэтому воспитательная миссия для них заключается в том, чтобы научить ребенка есть. Питаться, притом хорошо, конечно, необходимо. Но не напрасно специалисты по питанию говорят: важно не только то, что ты ешь, а как ешь. Детей надо учить есть медленно, тщательно пережевывая пищу. И, конечно, не чавкая, не втягивая в рот со свистом суп или чай. Культура поведения за столом тоже входит в понятие «красота». Поза за столом тоже должна быть правильной, не сутулясь и не привалившись к столу. Если родители хотят научить чему-то полезному своих детей, они должны настроиться на ежедневную, подчас ежечасную кропотливую работу. Быстро делается все только в сказках. Если учить ребенка от случая к случаю – толку не будет. Если кричать: «Я же тебе говорила, что так делать нельзя!» — еще меньше пользы. Все, что внушается ребенку криком, пролетает мимо ушей с той же скоростью, с которой вы говорите. Криком вообще мало чего можно добиться не только в отношениях с детьми, но и со взрослыми. И всегда придет на помощь один прием – собственный пример. Если родители, зевая, не прикрывают рот рукой, а при кашле и чихании не прикрывают рот платком, то и ребенок наблюдая, будет делать то же самое. В обществе людей это не только не красиво, но и опасно – путь передачи многих инфекций.

И еще некрасиво и вредно ходить грязному и неряшливому. Необходимо приучать детей мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения, обращать внимание на свой внешний вид и следить за его состоянием: ухоженная стрижка, короткие ногти, чистая опрятная одежда, приятный запах чистоты, чистые уши, нос, отсутствие гнилых зубов и запаха изо рта.

А как приятно смотреть на такого ребенка и при этом наблюдать воспитанность во всем: обращение ко взрослым на «Вы», по имени отчеству, при встрече – здоровается, при уходе – прощается, при нарушении чего-либо – извиняется, а с просьбой – пожалуйста, когда хочет что-либо: спрашивает тихо, на отказ не падает в истерики, а понимает и воспринимает объяснения взрослого. Это, конечно, в идеале, а идеальных людей не бывает. Но стремление к этому должно быть у каждого. А главное – больше терпения, трудолюбия и если поставил цель, то достигай ее, иди до конца, а не бросай на полпути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"что такое авторитет родителей?"

Консультация для родителей «Что такое авторитет родитлей?»Что такое авторитет родителя? Этот вопрос волнует многих.Приходилось ли вам задумываться над тем, почему семья считается воспитывающим к...

Консультация для родителей "Авторитет родителей и его влияние на развитие ребенка"

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания....

Консультация для родителей «Что такое авторитет родителей?»

Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношен...

Консультация для родителей "Авторитет родителей"

   Важным условием успешного воспитания ребенка является авторитет родителей.Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви ...

Консультация для родителей "Культура общения в семье - основа формирования авторитета родителей"

Счастлива та семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми....

Консультация для родителей "Авторитет родителей"

Авторитет - это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.         ...

Консультация для родителей Тема: «Значение авторитета родителей и влияние примера взрослых на детей в различных видах деятельности».

Консультация раскрывает формирование авторитета родителей, как одно из важных условий семейного воспитания....