Авторитет родителей
материал
Предварительный просмотр:
Авторитет родителей в глазах ребенка.
Мы уже упоминали об авторитете родителей перед детьми. Да, все взрослые в семье, которые занимаются воспитанием ребенка, должны беспокоиться о своем авторитете. А авторитет этот, уважение и любовь к себе можно завоевать проявлением справедливости, объективности, честности, искренности, порядочности, участливости, разумной доброты и внимания к ребенку. Но не только к ребенку, но и другим людям. Ребенок быстро запоминает отношение к нему других людей и отвечает им тем же.
Взрослые, вспоминая свое детство и отношение к себе родителей и других людей, никогда не проявляют обиды, не осуждают их требовательность, даже строгость и всегда с чувством благодарности отзываются об объективности, справедливости, честности своих родителей, их трудолюбии, порядочности, высокой нравственности, принципиальности.
Родительский пример в поведении, поступке, способе решения какой-либо жизненной задачи оставляет в душе ребенка глубокий след. И этот ребенок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой он сам никогда раньше не был, поступает так, как когда-то в далеком детстве в подобной ситуации поступил его отец, мать или другие родственники. Осознанно или не осознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модус решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. А зачем этот след, а потому что другого нет.
Меткое замечание о значении родительского примера для воспитания детей сделал в свое время Александр Дюма: «Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства». То же – отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель в широком смысле этого слова. Важно всегда помнить, что рядом с нами формирующийся человек, который все впитывает: виденное, слышимое, наблюдаемое, ощущаемое, переживаемое – и плохое, и хорошее.
Приведем пример. Папа и мама по вечерам в присутствии двоих детей четырех и шести лет постоянно отрицательно отзываются о своей работе, о сослуживцах, о недостатках своего начальника (они работали в одном учреждении). И вот однажды, когда речь зашла о детях, их будущем, их работе, 4-летний сын высказался так: — А я, папа, когда вырасту, работать не буду. Работать плохо! — А что же ты будешь делать? — Буду снимать начальников, начальники не нужны, они плохие. Ясно, что такая подготовка ребенка к будущему труду не приносит пользы.
Если природа дает человеку натуру, темперамент, тип высшей нервной деятельности, то среда, семья, родители создают у ребенка навыки, привычки, «вторую натуру», формируют характер. А все это вместе с социальной направленностью во главе создает личность. И главными творцами, строителями личности ребенка являются ближайшие его создатели – папы, мамы, бабушки и дедушки. Их привычки — привычки их детей и внуков. Создается, кроме биологической, социальная система наследственности. И самое обидное, когда сами любящие родители прививают любимому ребенку плохие привычки. Воспитание – процесс вечный и бесконечный, как сама жизнь.
Известно, что привычки, привитые в детстве, сохраняются на всю жизнь. Взрослых учить, ломать в чем-то, труднее, подчас — невозможно. А учить красоте надо, причем понимать, что красивый человек – это не только его лицо, но и его походка, то, как он сидит, разговаривает. И каков он в обществе – поведение тоже входит эталон красоты. Вести себя среди людей так, чтобы не ранить душу, не оскорблять ничьего достоинства, не вызывать негодования и отвращения, — с этим не рождаются, этому учат.
Дети или подражают кому-то, или делают все так, как получается. Но как получается? Если неверно, взрослые поправляют. Мы терпеливо объясняем и показываем: правый ботинок надо надевать только на правую ногу, а носки – пятками назад и не иначе. Но в иных случаях мы беспомощны, и все потому, что сами чего — то не умеем, чему-то не придаем значения.
Многих родителей заботит проблема питания ребенка. Поэтому воспитательная миссия для них заключается в том, чтобы научить ребенка есть. Питаться, притом хорошо, конечно, необходимо. Но не напрасно специалисты по питанию говорят: важно не только то, что ты ешь, а как ешь. Детей надо учить есть медленно, тщательно пережевывая пищу. И, конечно, не чавкая, не втягивая в рот со свистом суп или чай. Культура поведения за столом тоже входит в понятие «красота». Поза за столом тоже должна быть правильной, не сутулясь и не привалившись к столу. Если родители хотят научить чему-то полезному своих детей, они должны настроиться на ежедневную, подчас ежечасную кропотливую работу. Быстро делается все только в сказках. Если учить ребенка от случая к случаю – толку не будет. Если кричать: «Я же тебе говорила, что так делать нельзя!» — еще меньше пользы. Все, что внушается ребенку криком, пролетает мимо ушей с той же скоростью, с которой вы говорите. Криком вообще мало чего можно добиться не только в отношениях с детьми, но и со взрослыми. И всегда придет на помощь один прием – собственный пример. Если родители, зевая, не прикрывают рот рукой, а при кашле и чихании не прикрывают рот платком, то и ребенок наблюдая, будет делать то же самое. В обществе людей это не только не красиво, но и опасно – путь передачи многих инфекций.
И еще некрасиво и вредно ходить грязному и неряшливому. Необходимо приучать детей мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения, обращать внимание на свой внешний вид и следить за его состоянием: ухоженная стрижка, короткие ногти, чистая опрятная одежда, приятный запах чистоты, чистые уши, нос, отсутствие гнилых зубов и запаха изо рта.
А как приятно смотреть на такого ребенка и при этом наблюдать воспитанность во всем: обращение ко взрослым на «Вы», по имени отчеству, при встрече – здоровается, при уходе – прощается, при нарушении чего-либо – извиняется, а с просьбой – пожалуйста, когда хочет что-либо: спрашивает тихо, на отказ не падает в истерики, а понимает и воспринимает объяснения взрослого. Это, конечно, в идеале, а идеальных людей не бывает. Но стремление к этому должно быть у каждого. А главное – больше терпения, трудолюбия и если поставил цель, то достигай ее, иди до конца, а не бросай на полпути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-218269-1700022073.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"что такое авторитет родителей?"
Консультация для родителей «Что такое авторитет родитлей?»Что такое авторитет родителя? Этот вопрос волнует многих.Приходилось ли вам задумываться над тем, почему семья считается воспитывающим к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-203536-1386355365.jpg)
Консультация для родителей "Авторитет родителей и его влияние на развитие ребенка"
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания....
Консультация для родителей «Что такое авторитет родителей?»
Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-414350-1412670450.jpg)
Консультация для родителей "Авторитет родителей"
Важным условием успешного воспитания ребенка является авторитет родителей.Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-401609-1415543707.jpg)
Консультация для родителей "Культура общения в семье - основа формирования авторитета родителей"
Счастлива та семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми....
Консультация для родителей "Авторитет родителей"
Авторитет - это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-454072-1537200471.jpg)
Консультация для родителей Тема: «Значение авторитета родителей и влияние примера взрослых на детей в различных видах деятельности».
Консультация раскрывает формирование авторитета родителей, как одно из важных условий семейного воспитания....