Мастер- класс «Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике»
методическая разработка

Свирирдова Н.С.

Мастер- класс.  Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике.

Мастер-класс по теме «Возможности использования кейс-метода или метода анализа конкретной ситуации в педагогической практике» посвящен вопросу внедрения кейс-технологии в образовательно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений. В основной части мастер-класса раскрывается теоретические аспекты технологии, виды кейсов и правила их разработки, а также методика работы с кейсом. Содержательное приложение способствует многостороннему раскрытию материала.

Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в воспитательно- образовательном процессе.
Задачи
1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: педагоги

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, портфель, видеопрезентация по теме, маркеры, мольберт, лист бумаги А2.
Ожидаемые результаты:
Получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • особенности применения данного метода в обучении;
  • какие задачи решаются при использовании кейс-технологий  в учебном процессе;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;

Выработают умения:

  • анализировать конкретные ситуации (кейсы);
  • применить метод анализа конкретной ситуации;
  • подбирать варианты кейсов к конкретной ситуации.

План проведения:
1. Введение – 1 мин.
- вступительное слово. 


2. Теоретическая  часть – 4 мин.
- теоретические основы кейс-метода.

 
3. Практическая часть -7 мин.
- работа с кейсом;
- защита кейса;

- подведение итогов работы  – 3 мин.

 

Ход мастер-класса:
(звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации)

 

Вступление:
Добрый день, уважаемые  члены жюри, коллеги!

Мне хотелось бы обратиться с вопросом к аудитории. Как вы думаете, что такое  кейс? (Варианты ответов). Спасибо большое  за ответы.

Внимание на экран.

Теоретическая  часть

Название кейс-метод  произошло от латинского слова «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. В кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием  и   источником информации для осознания вариантов эффективных действий.  

При  использовании  конкретной  ситуации  или случая, участники  должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном,  фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.   По сути, кейс-метод представляет собой специфическую   разновидность проектной технологии.

Методы кейс-технологии

Их шесть: метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);

 игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);

метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);

ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);

кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);

 метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

В своей работе  кейс-метод я применяю недавно. Преимуществом  кейса является возможность оптимально сочетать теорию и практику,  это  минимизирует  время,   важная роль отводится «диалогу».   Главное  предназначение кейс –метода – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.  Данный метод соответствует  требованиям ФГОС ДО  провозглашающие  сегодня принцип вариативности, который дает возможность образовательным организациям   выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.

Приглашаю коллег  для участия.

Практическая  часть.

       Я   подготовила  кейс- ситуацию, с которой  мы  будем   работать.  В портфеле  вы найдетепапки  с инструкцией  по работе с кейсом, приложение, задания, методические   рекомендации,которые помогут нам  решить проблему и  защитить кейс. При работе с  материалами вы можете  делать записи, подчеркивать тезисы в статьях, документах.
      Работать мы  будем коллективно в общей группе. Нам предстоит защитить кейс, ответив на всепоставленные вопросы.
Модератор  группы   - я Свиридова Н.С. Наша задача - выбрать «секретаря»,  фиксирующего результаты  нашей работы и «спикера» - представляющего    задания  на обсуждение.

Прошу   познакомиться с материалами.

Кейс - информационный комплекс, состоящий из трёх  частей: вспомогательная  информация  необходимая для анализа  кейса, описание конкретной  ситуации, задания  к кейсу.

Виды кейса:

Печатный кейс – содержит графики,  таблицы, диаграммы и т.д.  Мультимедия кейс  -   наиболее  популярный в последнее время, зависит от технического  оснащения,   видео  кейс – может  содержать  фильм,  видеоматериалы.

Материалы кейса

 

Вот ситуация…

          Родители ребенка находятся в   постразводной  ситуации, не могут согласовать  с кем из родителей (с отцом  или  матерью) лучше находиться ребёнку. Отец обратился в суд с исковым заявлением в отношении своей супруги о нахождении  ребёнка  с одним из родителей.  Суд,  рассмотрев    все  доводы сторон,  принял решение оставить ребёнка с матерью, отец может забирать к себе ребёнка по определённым дням недели и в определённое время, но отец нарушает  решение суда. Он не отдаёт матери ребёнка по несколько дней. Мать вынуждена искать ребёнка с органами опеки, а также  отец может прийти и забрать ребёнка из детского  сада в любое время.  Между супругами происходят разногласия, происходящие  при ребёнке.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ №1
 

Пояснительная записка


Данная конкретная ситуация (кейс) разработана для решения реальной ситуации педагогами  по теме: «Взаимодействие  с родителями».

Использование  выпискииз 223-ФЗ «Семейного кодекса Российской Федерации»,  выписки  из закона об «Образовании РФ», на основании Конвенции о правах ребёнка, позволит педагогам, избежать конфликтов в процессе обсуждения, легкоориентироваться в сложившейся ситуации, где каждая из сторон (отец - мать)отстаивает свое мнение, свои права.   Ориентируясь  на умение   работать с  информацией, руководитель, используя кейс-метод, решает изадачи формирования необходимых ключевых компетенций: способности адекватно вести себяв различных ситуациях, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, выработкенавыков критического оценивания различных точек зрения и принятия правильного решения наоснове анализа ситуации, самоанализа, самоконтроля, самооценки, инициативности.На ряду с образовательными и развивающими решаются и воспитательные задачи:
чуткость и внимание к окружающим людям, забота о детях, толерантность.
Представленная к разбору ситуация жизненная, реальная. Это тот случай, который можетпроизойти в каждой организации.

Ситуация требует серьезного разрешения, опирающегося на знание нормативных    документов.
Средством достижения поставленных целей преподавания  является кейс,   как  пакет  документов для работы с участниками.

Содержание кейса:
1) Конкретная ситуация «Вот ситуация…»;
2)  приложение №1;

3) выпискаиз 223-ФЗ «Семейного кодекса Российской Федерации»;

4)выписка из закона об «Образовании РФ»

5) выписка из ФГОС ДО

6)«Конвенция о правах ребёнка»

7) режим работы с кейсом;
8) задания;
9) методические рекомендации «Как работать с кейсом»;
10) правила ведения дискуссии;
11) критерии оценки работы участников.

 

Режим (алгоритм) работы по кейс-методу в аудитории
 


п/п

Наименование этапа работы с кейсом

Время работы

1.

Организационная часть. Этап введения в кейс
1. Ознакомление с кейсом: индивидуальная,  самостоятельная
работа участников  (чтение и осмысление предложенной к
разбору ситуации)
2. Представление главных персонажей кейса и иххарактеристика
3. Изложение сути проблемы

2 минуты
 

2.

Основная часть. Работа участников  в группе
1. Анализ ситуации:
- групповое обсуждение;
- изучение и оценка дополнительной информации;
- рассмотрение альтернатив и выработка общего решения;
2. Представление результатов анализа кейса, общая дискуссия

6  минут
 

3.

Заключение. Защита кейса

  1. подведения итогов;

2 - вынесение решения
3  -  выставление и комментирование оценок участникам.

2  минуты

 

Примерные вопросы для проведения дискуссии

1.Правомерны ли действия родителей  в сложившейся ситуации?
2.В чем вы видите неправильность действий каждой из сторон?
3.Какие статьи Семейного кодекса Российской Федерации», нарушаются и кто их нарушает?
4.Ущемлены  ли права отца?

5. Кто из родителей в данной ситуации поступает неверно и по каким причинам на ваш взгляд?


6.Как лучше всего в сложившейся ситуации поступить воспитателям  ребёнка?

Задания
1. Определите тему кейса.
2. Определите главных персонажей ситуации.  Охарактеризовать их по возможности.

3. Провести анализ  ситуации  и  сформировать  проблему кейса.
4. Определите пути выхода из сложившейся ситуации. 

5. Составить  кластер- анализ.


Как работать с кейсом
(методические рекомендации)
1. Прочитайте кейс два раза: один раз, чтобы ознакомиться, второй раз, чтобы
хорошо разобраться в фактах.
2. Выпишите главных персонажей ситуации и дайте характеристику каждому из
них, отметив их положительные и отрицательные черты.
3. Составьте список проблем, с которыми придется иметь дело.
4. Внимательно прочтите и проанализируйте ту информацию, (то есть, отметьте, кто из персонажей говорит и поступает верно, илиневерно).
5. Примените уже имеющиеся у Вас знания и полученную информацию к
обозначенным проблемам (при необходимости обратитесь к информации, данной в   приложениях).

6. Разработайте план или схему выхода из сложившейся ситуации, пути решения проблем.
7. Предложите свое решение членам группы.
8. Обсудите в группе каждое решение.
9.Выберите наиболее приемлемое решение.

10. Если это необходимо, подготовьте иллюстративный материал: рисунки, схемы,таблицы и др.

                                              Правила ведения дискуссии
1. Во время дискуссии не нарушайте доброжелательную атмосферу!
2. Возражать лучше по формуле: «Да - но». Например: «Все это, конечно так,
но…», «Вы правы, но если взглянуть с другой стороны…», «Хотелось бы принять Ваш    довод, но…» и т.д.
3. Вопросы выступающим задавайте в корректной форме: «хотелось бы уточнить»,   «интересно узнать» и т.п.
4. Уважайте точку зрения другого человека, стремитесь понять ее.
5. Сосредоточьтесь на теме дискуссии, не перебивайте, следите за ходом мысли
оппонента.
6. Поблагодарите    оппонента за полезный разговор.

Критерии оценки работы участников

 


п/п

Наименование критерия

Кол-во
баллов

ФИО участников

 

 

 

 

 

 

1.

Полнота характеристики
персонажей ситуации

10

    

 

2.

Точность критериев решения
проблемы

5

    

 

3.

Профессиональность,
грамотность решения
проблемы

10

    

 

4.

Новизна и неординарность
решения проблемы

10

    

 

5.

Активность работы всех
членов группы

5

    

 

6.

Этика ведения дискуссии

5

    

 

7.

Нарушение правил ведения
дискуссии, некорректность
поведения членов группы

5

    

 

 

Итого:    50

     

 

 

Рефлексия  

 

Коллеги,  мы обсудили с вами героев данной ситуации   и  для того чтобы прийти к единому решению, начнём с чистого листа. Проведём кластер – анализ т.е. создадим схему.  

 

Итог 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sviridova_n.s.ppt2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности использования кейс -метода конкретной ситуации в педагогической практике Свиридова Наталья Сергеевна Старший воспитатель МБДОУ №19 «Золушка» г. Моршанск, 2018

Слайд 3

Источники формирования кейса Реальные события из жизни Художественная или публицистическая литература Произведения искусства Научные статьи,монографии Интернет

Слайд 4

метод инцидентов игровое проектирование метод разбора деловой корреспонденции ситуационно-ролевая игра кейс-стади метод дискуссии

Слайд 8

Родители ребенка находятся в постразводной ситуации, не могут согласовать с кем из родителей (с отцом или матерью) лучше находиться ребёнку. Отец обратился в суд с исковым заявлением в отношении своей супруги о нахождении ребёнка с одним из родителей. Суд, рассмотрев все доводы сторон, принял решение оставить ребёнка с матерью, отец может забирать к себе ребёнка по определённым дням недели и в определённое время, но отец нарушает решение суда. Он не отдаёт матери ребёнка по несколько дней. Мать вынуждена искать ребёнка с органами опеки, а также отец может прийти и забрать ребёнка из детского сада в любое время. Между супругами происходят разногласия, происходящие при ребёнке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в педагогической практике детского сада

Цель данного материала - создание рекомендаций по внедрению в образовательный процесс ДОУ  технологии -"метод проектов". Данные рекомендации направлены на педагогов ДОУ.  Использование метод...

Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"

Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...

Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»

Мастер - класс для педагогов  использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....

Мастер-класс“Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе”

ldquo;Возможности использования    интерактивной  доски в   образовательном  процессе&rdquo...

Мастер-класс "Возможности использование традиционных народных тряпичных кукол в работе с детьми"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.   Познавая кра...

Мастер – класс «Возможности «Педагогической гостиной» в ДОО».

Мастер – класс  «Возможности «Педагогической гостиной» в ДОО»....