Чтобы не было проблем с речью
консультация

Тривоженко Екатерина Ивановна

Деловая игра с родителями на заседании родительского клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_razvitii_rechi_v_4.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба на тему «Проблемы речевого развития детей»

Деловое общение с родителями «Что делать, чтобы не было проблем с речью?»

                                                                    Подготовила

                                                                                                   учитель-логопед Тривоженко Е.И.

Слайд 1- Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы встретились с вами чтоб обсудить вопросы развития речи наших любимых детей.

-Как вы думаете для чего ребенку нужна речь?

-Что на ваш взгляд влияет на ее развитие?

-Как вам кажется хорошо ли говорит ваш ребенок? (ответы родителей)

- Какой должна быть речь детей к окончанию дошкольного возраста?

Слайд 2  Давайте посмотрим на слайде 2 (характеристика речи детей)

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от представителей животного мира. Только через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Речь является основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Каждый родитель с большим нетерпением ждет первые слова своего ребенка. У кого-то эти слова появляются до года, а у кого-то — после 1, 2 или даже 3 лет. Не стоит сравнивать своего ребенка с таблицами в книгах и огорчаться, если данные не совпадают. Все дети развиваются по-разному, ведь у каждого разный личный пример, среда проживания, воспитание, физическое развитие, гены. Особенно не стоит забывать, что физическое и умственное развитие очень тесно связаны между собой. Поэтому занимаясь развитием речи, не забывайте о зарядке и прогулках!

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

У нас сегодня с вами деловая игра, беседа, дискуссия, как хотите назовите, но хочется с вами общаться, а не учить вас.

Слайд 3 Что важно для развития речи?

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(текст на слайде).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Слайд 4

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям      )текст на слайде

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Вопросы

1. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

2. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

3. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

Вед: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

4 Вопрос: Стоит ли отвечать на вопросы детей?

А если вы не знаете ответа, что делать?

(Высказывания родителей)

Ведущий:

  5вопрос. А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина? (Отсутствие необходимых знаний.Нет устойчивого интереса к чему-либо.)

Вед:

7. Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

Из своего опыта при обследовании: многие дети затрудняются это сделать.

Ведущий: 8. А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Бабушек и дедушек? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы? Рассказываете ли кто кому кем приходится в семье?

(Предложить родителям высказаться.)

Ведущий Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Слайд 4,5

Вывод:   Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

  1. С  какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

В каких случаях?

Слайд 6

Знаете ли вы на какие стороны речи нужно обращать внимание пока ребенок растет?

Развитая артикуляционная моторика: умение владеть языком. Уметь его напрягать расслаблять, поднимать и опускать, удерживать в определенной позе. (далее на слайде)

Гуление, лепет, появление и развитие слов, формирование предложений, правильное употребление слов, умение связывать предложения в единое высказывание, пересказывать тексты, события,сказки, учить наизусть стихи, загадки, скороговорки, потешки -  вот что нужно замечать родителямв речевом развитии своего ребенка. А кроме этого еще умение слышать и различать не только физические звуки окружающего мира, но и звуки речи, владеть хорошим длительным ротовым выдохом, развитой мелкой моторикой.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет?

 Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Рассмотрим подробно все эти вопросы. Общее понятие и особенности мелкой моторики детей Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Очень важно видеть как ребенок держит ложку, карандаш, ножницы и вовремя помогать выработать правильный навык. Какие игры проводить? Это известно всем: собирание мелких предметов (бусы, мозаика, работа с бумагой, пластилином, лего, плетение, вышивание, вязание и т.п., с раннего возраста это пальчиковые игры народные и авторские)

Слайд 7, 8 Что же делать родителям дома?    (высказывания родителей)

Хочу познакомить вас с опытом одной мамы 4 детей. Она выработала для себя и для других родителей 8 принципов по развитию речи, которые одинаково хорошо помогли детям в раннем возрасте научиться сразу правильно произносить слова, строить полные предложения и понятно выражать свои мысли.

Слайд 9

Советы по развитию речи:

1. Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним (сейчас мы одеваем шапочку, моем хорошо ручки, какой приятный массаж делает мама, ты едешь на коляске…); рассказывайте о том, что он видит и слышит вокруг себя (это собака большая, ветер качает деревья, поезд шумит, птицы поют..) и говорите о ваших планах на день (после сна мы с тобой пойдем гулять, на выходных приедет бабушка..). Такие беседы не только развивают речь, а и вселяют спокойствие ребенку.

2. Читайте с ребенком книги и вместе рассматривайте картинки. Так развивается словарный запас. Когда дети совсем маленькие, я им пересказываю книгу по картинкам; с книгами начинаю знакомить примерно с 3 месяцев (картонные, яркие). После года-полтора прошу ребенка повторить прочитанное или рассказанное, закончить мое предложение. Моим детям в раннем возрасте нравятся сказки и энциклопедии тематические.

3. Нужно обязательно смотреть на ребенка, когда он с вами разговаривает, показывать ему, как внимательно вы его слушаете и как важны для вас его слова. Если во время прогулки он хочет что-то рассказать, то лучше остановиться и присесть, чтобы глаза взрослого были на уровне глаз малыша.

Слайд 10

4. Старайтесь не перебивать ребенка, не исправлять порядок слов и произношение.Со временем ребенок и сам поймет на слух, как правильно.

5. Я никогда не использую в разговоре с ребенком «детских» слов, чтобы потом не пришлось отучивать его от них. Такие слова, как «ляля», «биби», «вава», «кака» и т.п. не способствуют развитию речи. Лучше сразу четко и правильно называть все предметы и действия.

6. Будьте внимательным слушателем. Дайте ребенку возможность договорить то, о чем он хотел вам рассказать, даже если поняли с полуслова.

7. Давайте ребенку простые указания. Например, принеси мяч; покажи носик; садись на горшок; открой ротик.

8. И говорите с ним простыми предложениями. 

 Конечно, большую часть времени с детьми обычно проводят мамы, но при каждом удобном случае можно стараться привлечь папу, просто сказав ему: поговори с малышом о каких-то простых вещах. Ведь это очень просто, а польза для ребенка — огромная! Рядом с ребенком находятся и другие родственники и общение с ними тоже развивает речь детей.

Слайды 11-19 игры

«Какие слова спрятались на кухне?», «Вкусные слова» «Угощаю», «Четвёртый лишний», «Отгадай загадку», «Что я вижу?», «Чьи вещи?»

Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Чтобы все у вас получалось. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"

Занятие по противопожарной безопасности...

Чтобы не было пожара,чтобы не было беды.

Консультацмя для родителей...

Проект по ОБЖ "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"

В настоящее время актуальной проблемой является пожарная безопасность.Дети дошкольного возраста не всегда могут защитить себя от пожара, так как отсутствует навык осторожного обращения с огнём. Дети о...

« Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»

Консультация для родителей...

« Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»

Консультация для родителей....

Памятка для родителей "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды...."

Советы родителям по правилам пожарной безопасности...

«Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»

Консультация для родителей по ОБЖ...