Консультация «Роль семьи в обеспечении психологического здоровья и безопасности детей»
материал (средняя группа)

Гойдина Светлана Константиновна

Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Согласованность воспитательных действий родителей помогает ребенку сформировать систему нравственных ценностей, научиться вести себя в обществе в соответствии с ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rol_semi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

детский сад №15 «Аистенок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Роль семьи в обеспечении психологического здоровья

и безопасности детей»

                                                                    Подготовила воспитатель

             Гойдина Светлана Константиновна

                                                                                   

                                                                                 

Пушкино

2017


Роль семьи в обеспечении психологического здоровья

и безопасности детей

Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Согласованность воспитательных действий родителей помогает ребенку сформировать систему нравственных ценностей, научиться вести себя в обществе в соответствии с ними.

Детям, воспитывающимся в детском доме, свойственны определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, обусловленными различными факторами, в том числе, невозможностью полноценной реализации врожденной потребности в общении с близкими людьми (в большей степени с мамой). Характерные нарушения развития у детей проявляются в:

- отставании общего и речевого развития;

- снижении познавательной активности;

- недостаточном развитии тонкой моторики и мимики;

-нарушениях эмоционально-волевой сферы (однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, эмоциональная поверхностность, повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству);

- поведенческих отклонениях (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте).

На сегодняшний день альтернативной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является замещающая семья. По многочисленным научным данным, в замещающей семье эмоциональное и интеллектуальное развитие детей происходит успешнее, чем в интернатных учреждениях.

Процесс адаптации ребенка в замещающей семье проходит гораздо легче в ранний период (от года до трех лет).

У детей старше трех лет, переживших различные социальные и физические лишения и имеющих в своем жизненном багаже психотравмирующий опыт, нарушается «базовое доверие к миру», к окружающим людям. Пережитые лишения существенно затрудняют их дальнейшую жизнь, ограничивают способности к обучению, профессиональный выбор и личностную активность. Поэтому одной из задач приемной семьи является восстановление у детей доверия к людям.

Вместе с тем, существуют семейные факторы, оказывающие негативное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:

- нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т.п.);

- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).

Рассмотрим первый фактор. Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Когда согласие между родителями нарушается, то ребенок может чувствовать себя виновным в возникшем конфликте, неуверенным, так как не может понять истинных причин происходящего. У детей могут проявиться такие невротические симптомы как энурез (недержание мочи), депрессивные настроения (сниженный фон настроения, заторможенность, вялость, апатия и другие), острые приступы страха, негативные изменения в поведении.

Рассмотрим второй фактор. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку принято называть родительской позицией, которая проявляется в диапазоне от жесткого доминирования до полного безразличия.

Следует отметить, что отношение значимых взрослых к ребенку влияет на формирование его самооценки. Заниженная самооценка формируется у ребенка в семье, где родители часто наказывают его, предъявляют завышенные требования. В семье, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая, у него формируется завышенная самооценка. У детей с неадекватной (завышенной, либо заниженной) самооценкой могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, родителям необходимо разработать гибкую систему наказаний и поощрений с целью формирования у ребенка адекватной самооценки.

Существуют воспитательные позиции родителей, способствующие формированию доброжелательных, доверительных взаимоотношений с ребенком, благоприятно влияющих на развитие его личности и состояние психологического здоровья.

Позиция принятия ребенка.

Принятие ребенка таким, какой он есть, без субъективной оценки его внешности, характера, умственных способностей.

Позиция взаимопонимания, взаимодействия с ребенком.

Активность родителей в отношениях с детьми, внимание к их развитию способствуют благоприятному формированию личности.

Позиция признания прав ребенка.

Родители признают ребенка как личность, как равноправного члена семьи, проявляют уважение к его индивидуальности.

В таких условиях у детей постепенно вырабатывается дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи, они учатся полагаться на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что способствует проявлению творческого начала. Предоставление ребенку свободы выбора в соответствии с его возрастом, проявление заботы о здоровье и безопасности, доверие воспитывают в нем свободную личность, способную к конструктивным взаимоотношениям с окружающими.

Таким образом, семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...

"Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...

Совместная детяельность и семьи в обеспечении психологического здоровья детей

в статье описана психологическая работа по социальной адаптации воспитанников в детском саду. Авторами выделены основные правила для проведения совместной деятельности....

Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки псих...

Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/

Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/  «Все мы родом из детства.  Все – хорошее, и плохое человек получает в семье». Антуан де Сент – ...

Консультация для родителей «Семья как фактор психологического здоровья и безопасности детей»

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Недаром говорят: «Тысяча вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье». Определение здоровья, данное Всемир...