Конспект родительского собрания "Кризис 3-х лет"
план-конспект занятия (младшая, средняя группа)

Елена Михайловна Киселева

О важном этапе в развитии ребенка - кризисе 3-х лет...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_krizis_treh_let.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Возрастные психологические особенности детей 3 лет. Кризис 3-х лет»

Цель: повышение осознанного родительского потенциала.

План

1.        Мини-лекция «Возрастные психологические особенности детей 3 лет. Кризис 3-х лет»

2.        Деловая игра «Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет»

3.        Шеринг

Содержание

1.        Мини-лекция «Возрастные психологические особенности детей 3 лет. Кризис 3-х лет»

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах возрастной психологии.

          Ребёнок 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

          Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

          У детей 3 лет  недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем. Что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.

          Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.

          Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.

         Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не  вместе».                Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

        Речь находится на стадии формирования; Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния; Внимание, мышление, память - непроизвольны.

Кризис 3 лет

        До трех лет ребенок ощущает себя единым целым с мамой, познает мир с   помощью мамы, ищет защиты у мамы. Но примерно в возрасте 2,5-3 лет (не думайте, что перемены наступят ровно в   час «Х», кризис всегда подкрадывается незаметно)   происходит перестройка старых отношений, ребенок начинает ощущать себя совершенно отдельным от мамы человечком. Прежнее «Мы»   уступает место новому местоимению «Я». Не все родители готовы к еще более возросшей активности и самостоятельности   ребенка. Вот и приходится ребенку бунтом отстаивать   свои новые приобретения, особенно, если инициативу проявлять не дают,   указывают что делать можно, а что нельзя.   Сопровождается этот бунт целым букетом «замечательных» признаков, которые известны практически всем родителям, имеющим трехлетнего отпрыска.

Негативизм. Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. «Жабу проглочу, а другому насолю». Некоторые хитрые родители в таких случаях действуют методом от противного -   «заставляют» ребенка сделать диаметрально противоположное тому, чего хотят добиться. Иногда срабатывает.

 Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. Особенно ярко это проявляется в семьях, где ребенок один, и множество бабушек, дедушек, тетушек, готовых выполнить любой каприз деточки.

 Упрямство. Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Если хочется апельсиновый сок, то это должен быть апельсиновый сок, и об этом вскоре узнает весь магазин, включая уборщицу. Даже, если бунтарь очень хочет пить, яблочный не подойдет.

 Строптивость. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

Своеволие. Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Если кто-то захотел гулять, то он пойдет гулять, и ему все равно, что у мамы свои планы. Он добьется «своего» любой ценой, даже если ныть, канючить и рыдать придется целый час.

Симптом обесценивания – симптом, характерный для всех переходных периодов. Теряет свою ценность все то, что было дорого раньше. Ребенок может начать ругаться, сквернословить (и откуда только слова такие узнал) в адрес родителей, бабушки, т.е. обесцениваются прежние отношения. Если не предавать этому значения,   встречать ругательства с улыбкой и умилением, вскоре это может войти в привычку. И когда в 7-8 лет ребенок начнет дерзить вполне осмысленно и целенаправленно,   делать что-либо будет уже поздно.

 Протест – бунт. Конфликты со взрослыми становятся постоянными.

         Все эти кризисные проявления возникают только в отношении взрослых (и никогда сверстников). И вполне понятно,   что первой реакцией большинства родителей на подобное поведение своего любимого чада, становится раздражение и желание поставить на место не в меру самостоятельного и «наглого» ребеночка. Однако если внимательно приглядеться к поведению взрослого в ситуации противостояния с сыном или дочкой, то оно мало чем   будет отличаться – то же упрямство, желание настоять на своем и уверенность в собственной правоте. И все-таки взрослый, в отличии от ребенка может и должен уметь взглянуть на ситуацию со стороны,   может сдерживать свои эмоции и предусмотреть различные варианты развития событий.

2.        Деловая игра «Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет»

Цель: развитие творческого мышления.

        Каждому из родителей выдается по одной карточке, на которой написана рекомендация «Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет». Участникам игры надо перефразировать предложение в позитивном ключе, т.е. «Как надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет». Примерные карточки:

•        Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.

•        Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

•        Не пытаться любыми путями сгладить кризис.

•        Не приучать малыша к легким победам.

•        Не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем.

•        Все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не с позиции ребенка.

•        Не идите на поводу ребенка, покупая сладости,  игрушки и дорогие вещи.

•        Не надо злиться, гневаться, раздражаться, орать, угрожать, обзывать ребенка, т.е. проявлять вербальную агрессию.

•        Не надо бить, дергать, шлепать ребенка, т.е. применять физическую силу.

•        Не стоит обижаться на ребенка, за его неадекватное поведение или негативные эмоции.

•        Не испытывайте чувство вины.

•        Не обманывайте ребенка.

•        Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам.

3.        Шеринг

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"

«Любя своих детей, учите их любить вас, не  научите – будете  плакать на старости лет. Вот, по-моему, одна из самых мудрых  истин  материнства и отцовства»    ...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»

 Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией....

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Формировать представления детей о традиционных семейных праздниках.Вызывать у детей радостные эмоции, способствующие становлении его личности, закреплять знания об окружающем мире, развивать речь, тво...

Конспект родительское собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Это мероприятие способствует возникновению  взаимосвязи детей воспитателей и их родителей. Воспитывать у детей желание радовать своих родителей своими результатоми в творческой и интеллектуальной...