Статья "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
статья

Кондратьева Ксения Викторовна

В статье дается характеристика адаптации как сложного периода жизни ребенка, рассматриваются степени адаптации и даются рекомендации для быстрого и успешного преободелния этого периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду».

Детский сад – важный период в жизни каждого ребенка. Начало посещения детского сада для каждого ребенка настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку-незнакомое помещение, отсутствие мамы, которая всегда готова помочь, отсутствие любимых игрушек, окружение из чужих взрослых, которых надо слушаться.

С приходом ребенка дошкольное учреждение жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования по поведению и постоянный контакт со сверстниками. Все это может привести к невротической реакции (страхам, капризам, истерикам, отказам от еды, частым болезням психической регрессии).

Особо остро проблема адаптации стоит у детей раннего возраста, они ранимы и менее приспособлены к отрыву от семьи. Чем взрослее ребенок, тем быстрее он может адаптироваться.

Длительность привыкания к новым социальным, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного возраста ведут себя по-разному, одни плачут, отказываются от еды, отворачиваются от игрушек, не идут на контакт, но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, спокойны, не отказываются от еды. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателя, а на другой день не отпускают маму, плачут, проявляют отрицательные эмоции в общении.

Выделяют несколько степеней прохождения адаптации.

1. Легкая форма – фаза компенсации. Длительность привыкания 1-2 недели.

2.     Средняя форма – подострая фаза. Длительность привыкания 20-40 дней.

3.     Тяжелая форма – острая фаза. Длительность привыкания от 2х до 6ти месяцев.

4.     Очень тяжелая форма. Около полугода и более.

Легкая форма. Большая часть детей выбрасывает все свои эмоции и переживания, показывая нежелание расставаться с родными. Они долго и громко кричат и плачут, после чего их организм истощается, и малыши могут ненадолго заснуть (минут 5 -8), чтобы восстановить свои силы. Детки кидаются игрушками, не смотря, что и кто перед ними, толкают всех, кусают щипают, бросаются к дверям и окнам. То ждут от взрослого ласки, то отталкивают его. Мечутся из стороны в сторону. Такая группа детей привыкает в течение 20-40 дней.

Средняя форма. Детки такой группы ко всему относятся настороженно. Зайдя в группу, ребенок может целый день просидеть, молча и неподвижно, чаще всего это говорящие дети, но со сверстниками и взрослыми в период прохождения адаптации они говорить не будут. Эти дети почти не плачут, держат все слезы в себе. Первое время игрушки их интересуют мало. Такие малыши любят отгородиться от всех. Ребенок весь день находится в сильнейшем напряжении.  Придя домой, он бегает, прыгает, шумит, выплескивая свое напряжение. Период адаптации для таких детей протекает достаточно сложно и длится 2-3 месяца, в отдельных случаях до 6 месяцев.

Тяжелая форма. В основном это хорошо говорящие малыши. Такой ребенок спокойно переступает порог группы, быстро идет на контакт со взрослыми. Требует постоянного внимания от воспитателей. Он говорит, что пришел к ребятам поиграть, а сам не обращает на них внимания. Долго и много ребенок рассказывает про свою жизнь, про друзей, про свои игрушки, про то, что он знает и с чем он знаком. Приблизительно на пятый день его короткий словарный запас заканчивается, так как в связи с возрастом у ребенка не хватает объема информации. Малыш и близко не хочет подходить к детскому саду и по стилю поведения ничем не отличается от первой группы детей. Период адаптации протекает у таких детей до 2-х недель.

Очень тяжелая форма. Это дети, которых с огромным трудом отрывают от мамы. Не имея жизненного опыта, в чужой обстановке ребенок может быть сильно напуган, без матери он впадает в панику. Иногда забывает, как говорить и молчит; забывает, как ходить, начиная ползать, забывает держать ложку, хотя давно всему обучен и многое умеет делать. Так как отец всегда поздно приходит домой, малыш целый день проводит с матерью. Она не общается с подругами и вообще другими людьми, отдавая все свое время любимому чаду, не водит малыша на шумные детские площадки, думая, что убережет его от травм и инфекций. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовский» ребенок.

Как же успешно организовать процесс адаптации детей раннего возраста?

Рекомендации для родителей по подготовке ребенка к посещению детского сада.

 1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим Вашему ребёнку именно сейчас. Вместе с тем, главный критерий готовности малыша - готовность его родителей. Если кто-то из членов семьи против посещения детского сада, то это следует отложить до тех пор, пока родители не объединятся в своём желании.

2. Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад. Но ни в коем случае не делайте из этого события проблему, не говорите часто о предстоящей перемене в его жизни. Вообще, всех бабушек-дедушек, нянечек или просто друзей-знакомых, которые твердят, что детский сад — это зло, слёзы и болячки, изолировать на время. Сейчас Ваша задача – позитивно настроить ребёнка на грядущие перемены.

3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. В присутствии малыша рассказывайте родным и знакомым об ожидаемом событии, о том, что Вы гордитесь тем, что его приняли в детский сад.

4. Подробно расскажите ребёнку о режиме дня в детском саду: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя малыш, когда пойдёт в сад. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя уверенно.

5. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

6. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, о том, к кому он может обратиться за помощью, как он сможет это сделать. При этом важно не создавать у ребёнка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и именно так, как он хочет. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома.

7. Приготовьте вместе с ребёнком "Радостную коробочку", с которой он отправится в детский сад: положите туда небольшие игрушки (не очень нужные, недорогие, может, самодельные), которые нравятся Вашему малышу и точно обрадуют других детей. От этого выигрывают все: ребёнок более спокоен, быстрее адаптируется, родители видят, что малыш чувствует себя уверенно, входя в группу, ведь у него в руках – частичка дома и тепла рук мамы, которая изготовила вместе с ним эти вещицы. Воспитатели тоже будут рады пополнению игрового материала группы. И ещё один плюс: когда у малыша есть, чем играть, чем поделиться с товарищем – он быстрее освоится в новом коллективе, подружится с ребятами.

8. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги, свои игрушки другим детям. Первые дни в детском саду можно начать с совместной прогулки. Дайте Вашему ребёнку возможность самому подойти, познакомиться с детьми, гуляющими на участке. Возможно, что Ваш малыш, заинтересовавшись, сам после прогулки попросится в группу.

9. Чем больше друзей (детей и взрослых) появится у Вашего ребёнка, тем быстрее он привыкнет и к детскому саду.  Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими детьми. Называйте их в присутствии Вашего ребёнка по именам. Дома спрашивайте своего малыша о Лене, Саше, Серёже. Поощряйте обращения Вашего ребёнка за помощью к другим людям.

10. Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает он с этой игрушкой, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

11. Поддерживайте положительные отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, так проще Вашему ребёнку будет привыкнуть к детскому саду и тем комфортнее он будет себя чувствовать.

12. Познакомьтесь с воспитателями и педагогами группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка.

13. Будьте снисходительны и терпимы к другим, идеальных людей нет. Но при этом обязательно проясняйте ситуацию, тревожащую Вас. Главное – делайте это в мягкой форме или с помощью специалистов.

14. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом, иначе позже Вам придётся пожинать эти горькие плоды. Если Вы заметите, что ребёнок опасается воспитателя или не очень ему доверяет, постарайтесь почаще говорить о воспитателе, хвалить его, спрашивать о воспитателе ребёнка, подчеркивая, какая она добрая, красивая, хорошая, заботливая и т.д.

15. В период адаптации поддерживайте малыша эмоционально. Теперь Вы проводите с ним меньше времени, поэтому компенсируйте это качеством общения – чаще обнимайте, разговаривайте. Скажите ему: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится".

16. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать Вас.

17. Не устраивайте ребёнка в садик только потому, что у вас родился ещё один ребёнок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как своё изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорождённого. Поэтому если вы, ожидая ребенка, всё же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

18. Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.

19. Помните, что на привыкание к детскому саду ребёнку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если в этот период у семьи будет возможность подстроиться под особенности адаптации своего малыша.

Всем нам необходимо помнить, что для ребёнка детский садик является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи.

Рекомендации для периода, когда ребенок уже остается в детском саду

 

  1. Скажите ребёнку уверенным и твёрдым тоном, что Вам пора идти. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь.
  2. Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: "Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день" (далее можно намекнуть воспитателю на то, что ребёнок сейчас займётся его любимым рисованием, или лепкой, или игрой...)
  3. Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьте обязательно точны при этом.
  4. Попрощавшись, – уходите, не оборачиваясь.
  5. Будьте терпеливы. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь и поддержка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...