РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ О РАЗВИТИИ ВОЛИ РЕБЁНКА
консультация (подготовительная группа)

Карпова Татьяна Владиславовна

    Воля – многогранное понятие. Обычно в ней выделяют два компонента. Первый компонент воли – умение  сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т. е.  сознательное управление своими действиями.

      Не менее чем способность управлять своим поведением, важен второй компонент воли – умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца.

ТРУДНО

  ЕСЛИ ТРУДНО – СМЕЛЕЙ И СТАРАЙСЯ СИЛЬНЕЙ

СКУЧНО

   РАБОТУ ТЫ ЗАКОНЧИ ПОСКОРЕЙ, ЧТОБЫ СО СКУКОЙ СПРАВИТЬСЯ БЫСТРЕЙ.

НЕУДАЧА

    КОЛЬ ОШИБКА ПРИКЛЮЧИТСЯ, БУДУ Я  НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, БУДУ  Я НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ О РАЗВИТИИ ВОЛИ РЕБЁНКА

      Часто воспитатели в детском саду, а затем и педагоги в школе жалуются родителям на ребёнка: не сидит спокойно, не доделывает задание до конца, выкрикивает с места, разговаривает с соседом на уроке.  Иногда они прямо утверждают, что у ребёнка не сформировано волевое поведение.

    Воля – многогранное понятие. Обычно в ней выделяют два компонента. Первый компонент воли – умение  сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т. е.  сознательное управление своими действиями.

      Если говорить о первокласснике, то уже в начале учёбы перед ним встанет громадная  «корзина» школьных правил, которые необходимо усвоить, причём достаточно быстро. Как поднимать руку, когда хочешь ответить? Как проситься в туалет на уроке? Что делать когда звенит звонок? Сколько клеточек в тетради отступать после домашнего задания, а сколько между примерами? Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются  дети, особенно активные, - невозможность высказаться на уроке всегда, когда хочется. Действительно, когда ребёнок знает ответ, он тянет руку, но в классе много учеников, и приходиться ждать, когда до него дойдёт очередь. Есть вероятность того, что он перенаправит свою энергию от учёбы на что – либо другое, например щипание за бок своего соседа.

           Начальный этап развития воли – тренировочный: ребёнку дают игровые задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение. Главное – помочь первокласснику поверить, что он способен их выполнить. Для тренировки волевой готовности хороши  графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв).  И только  после этого можно переходить к стимулированию ребёнка проявлять данный аспект волевого поведения в реальной жизни. Постоянно нужно поощрять ребёнка, фиксировать его маленькие победы.

     Конечно, не стоит ожидать быстрых результатов. Контроль взрослых за проявлением волевого поведения от 1-го к 4-му классу должен снижаться, но не исчезать полностью. Важно помнить, что если взрослый говорит «нельзя», но ребёнок продолжает выполнять запрещаемое действие, а после слов «надо делать уроки» он убегает, и невыполнение требований остаётся для него без последствий, - нужный стереотип  волевого поведения не вырабатывается.

     Следует учитывать, что ребёнку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что – либо, чем указанию делать что – то другое. Поэтому взрослым целесообразнее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме: «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать».

      Не менее чем способность управлять своим поведением, важен второй компонент воли – умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца.

     Действительно, в школе ребёнок встретиться с разными учебными заданиями. Одни ему будут интересны, он легко их выполнит и получит похвалу взрослых. Другие окажутся не только менее интересными, но явно скучными и сложными. Некоторые не будут получаться, и захочется их бросить. И как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учёбе, начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе.  Обычно данный процесс происходит непросто. Одна из причин – отсутствие у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать трудности.

     В связи с этим полезно прочитать с ребёнком и обсудить следующую сказку.

      Жил – был на белом свете котёнок Маша.  Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками  или Мурзиками, но нашего котёнка звали именно Маша. И был он самым обычным котёнком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, как работает телефон, отчего звёзды не гаснут, и куда солнышко спать ложиться. И тогда решил Маша уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

     Долго ли, коротко ли бродил котёнок по полям, по лесам, но дошёл он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля  - то ли Яга, а то ли  не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь – дорогу к знанию, да ещё и о трудностях этого пути предупредила. И вот что она ему рассказала.

     Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль неё уложены.  Вступаешь на неё и радуешься, что весь путь к Знанию можно  легко, весело и быстро пробежать. Но не ведаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придётся. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

     Первая гора называется «ТРУДНО». И действительно очень трудно по ней подниматься, и всё хочется бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И, кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «ЕСЛИ ТРУДНО – СМЕЛЕЙ И СТАРАЙСЯ СИЛЬНЕЙ». Шёпотом её проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями. Подойдёшь тогда к  другой горе.

     Она называется «СКУЧНО». И вроде бы легко по ней подниматься, но  так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется всё бросить, вскочить с места, побежать, побежать, поиграть с кем – нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «РАБОТУ ТЫ ЗАКОНЧИ ПОСКОРЕЙ, ЧТОБЫ СО СКУКОЙ СПРАВИТЬСЯ БЫСТРЕЙ». И тогда научишься справляться со скукой и подойдёшь к третьей – самой крутой горе.

      Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «НЕУДАЧА». Вроде бы и всё получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И всё вокруг, даже ветры ругают тебя за  ошибки. А  солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы, будто, «двойки» выстраиваются и шепчут « Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «КОЛЬ ОШИБКА ПРИКЛЮЧИТСЯ, БУДУ Я НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, БУДУ Я НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Учёным Котом, Котом – пятёрочником.

     Поблагодарил котёнок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда лёгкий. Но он обязательно пройдёт его до конца и поможет другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много   знать и очень радостно знать, как помогать людям.

 С возрастом сложность предъявляемых ребёнку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что с его увеличившимися потребностями считаются, т. е. признают его самого уже «большим».  Однако при этом надо учитывать и меру трудностей, которые придётся преодолеть ребёнку, и не превращать развитие его волевой сферы в самоцель, в скучное и нудное занятие.

      В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьёзную опасность.

    Первая заключается в том, что ребёнка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия.  Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата – совершенно необходима в жизни, но она не даётся сама собой, к ней нужно приучать. Когда дело совершенно не привычное, оно кажется непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение.

      Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоёмкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создаётся привычка бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить дело до конца.

Литература: Справочник педагога – психолога. Зыков Е. В., Хухлаева О. В. – «Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности».

ТРУДНО

     ЕСЛИ ТРУДНО – СМЕЛЕЙ И СТАРАЙСЯ СИЛЬНЕЙ.

СКУЧНО

     РАБОТУ ТЫ ЗАКОНЧИ ПОСКОРЕЙ, ЧТОБЫ СО СКУКОЙ СПРАВИТЬСЯ БЫСТРЕЙ.

НЕУДАЧА

     КОЛЬ ОШИБКА ПРИКЛЮЧИТСЯ, БУДУ Я  НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, БУДУ  Я НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ.

      Жил – был на белом свете котёнок Маша.  Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками  или Мурзиками, но нашего котёнка звали именно Маша. И был он самым обычным котёнком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, как работает телефон, отчего звёзды не гаснут, и куда солнышко спать ложиться. И тогда решил Маша уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

     Долго ли, коротко ли бродил котёнок по полям, по лесам, но дошёл он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля  - то ли Яга, а то ли  не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь – дорогу к знанию, да ещё и о трудностях этого пути предупредила. И вот что она ему рассказала.

     Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль неё уложены.  Вступаешь на неё и радуешься, что весь путь к Знанию можно  легко, весело и быстро пробежать. Но не ведаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придётся. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

     Первая гора называется «ТРУДНО». И действительно очень трудно по ней подниматься, и всё хочется бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И, кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «ЕСЛИ ТРУДНО – СМЕЛЕЙ И СТАРАЙСЯ СИЛЬНЕЙ». Шёпотом её проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями. Подойдёшь тогда к  другой горе.

     Она называется «СКУЧНО». И вроде бы легко по ней подниматься, но  так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется всё бросить, вскочить с места, побежать, побежать, поиграть с кем – нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «РАБОТУ ТЫ ЗАКОНЧИ ПОСКОРЕЙ, ЧТОБЫ СО СКУКОЙ СПРАВИТЬСЯ БЫСТРЕЙ». И тогда научишься справляться со скукой и подойдёшь к третьей – самой крутой горе.

      Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «НЕУДАЧА». Вроде бы и всё получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И всё вокруг, даже ветры ругают тебя за  ошибки. А  солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы, будто, «двойки» выстраиваются и шепчут « Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «КОЛЬ ОШИБКА ПРИКЛЮЧИТСЯ, БУДУ Я НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, БУДУ Я НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Учёным Котом, Котом – пятёрочником.

     Поблагодарил котёнок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда лёгкий. Но он обязательно пройдёт его до конца и поможет другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много   знать и очень радостно знать, как помогать людям.

ТРУДНО

     ЕСЛИ ТРУДНО – СМЕЛЕЙ И СТАРАЙСЯ СИЛЬНЕЙ.

СКУЧНО

     РАБОТУ ТЫ ЗАКОНЧИ ПОСКОРЕЙ, ЧТОБЫ СО СКУКОЙ СПРАВИТЬСЯ БЫСТРЕЙ.

НЕУДАЧА

     КОЛЬ ОШИБКА ПРИКЛЮЧИТСЯ, БУДУ Я  НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, БУДУ  Я НА НЕЙ УЧИТЬСЯ, НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию школьно-значимых функций

Данная памятка подготовлена мною для родителей детей старшей и подготовительной групп. Особенность предлагаемых игр и упражнений состоит в том, что они не требуют специально организованных занятий и м...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Мастер -класс дает возможность представить приемы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребенка навыки связной речи, расширение словарного запаса....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Практикум для родителей будущих первоклассников Тема: "Развитие и обогащение словаря дошкольника"

Помощь родителям в подготовке ребёнка 6 лет к школьному обучению....

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...