Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
презентация
Сотрудничество во имя ребёнка. Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
Презентация "Вот и Стали мы на год взрослее"
Буклет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_vo_imya_rebenka.doc | 104.5 КБ |
vot_i_stali_my_na_god_starshe.pdf | 590.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа не должна вносить
резкой перемены в жизни детей.
Пусть, став учеником,
ребенок продолжает делать сегодня то,
что делал вчера.
Пусть новое проявляется вего
жизни постепенно и не ошеломляется
лавиной впечатлений»
В. А. Сухомлинский
Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.
С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
- методическая работа;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ:
Общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к школе;
Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности, активно используют семинары - практикумы, мастер- классы. Такие как: «Пластилинотерапия», «Торцевание», «Песочная терапия» и т. д.;
Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе.
Совместные праздники: Проводим праздники, развлечения, досуги. Такие как «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник посвященный дню матери», «День Победы». В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами, читают стихи, приносят свои угощения детям… Доброй традицией нашего коллектива стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, независящих от времени года. Этот учебный год мы начали с замечательного совместного праздника «День семьи». Каждую зиму проводим, совместно с родителями спортивные праздники: «Все на горку», «Веселые санки», «Зимние забавы». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников воспитатели выпускают папки передвижки, буклеты, делают альбомы с фотографиями. Все это позволяет обеспечить физическое, психическое здоровье, интеллектуальное, эстетическое развитие детей.
Встречи учителей с родителями будущих первоклассников. Помогают
родителям определиться с выбором школьных принадлежностей с учетом мнения и за действия ребенка (карандаши, ручки, тетради. дневник). Показать ребенку, что его мнение важно для вас, сделать подготовку к школе не проблемой, а радостью.
Как я уже говорила: одним из условий профилактической работы является организация совместных мероприятий с семьями воспитанников. В нашем ДОУ мы уделяем особое внимание практическим мастерским, где воспитатель совместно с детьми готовит необходимый материал, а родители в вечернее время имеют возможность изготовить с ребенком поделку , принять участие в изготовлении пособий , которые останутся в группе и вызовут гордость и эмоциональное благополучие у ребенка. Конкурсы-выставки на наш взгляд дают возможность детям и родителям организовать совместную деятельность.В детском саду были проведены выставки рисунков «Моя семья», «Юный пешеход», выставка поделок «Музыкальные инструменты своими руками». Мы практикуем в детском саду «День гостя». В этот день приглашаются дедушки и бабушки, братья и сестры, родители. Предлагаются совместные игры с детьми, которые можно использовать в домашних условиях. К таким дням подключаются специалисты детского сада и предлагают свои рекомендации по организации деятельности с детьми. В нашем детском саду театрализованные представления с участием родителей используются очень часто. Родители привлекаются к пошиву костюмов и могут быть обычными зрителями театрализованных представлений. Практическим занятиям с родителями мы уделяем особое внимание. Эти занятия организуют как воспитатели, так и специалисты ДОУ.
В центральном коридоре расположены информационные стенды, из которых родители могут узнать: информацию о выше стоящих образовательных организациях, контролирующих деятельность ДОУ, о школе, информацию о педагогическом составе, как можно зайти на образовательный портал ДОУ, школы, адрес электронной почты ДОУ; информацию об основных направлениях воспитательно- образовательной деятельности детского сада и школы.
Работа с родителями будущих первоклассников ведется на протяжении всего учебного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”, “Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки”; встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора будущих программ обучения детей. Учитель будущих первоклассников отвечает на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.
Весной школа проводит День открытых дверей, на который приглашают и гостей из детского сада. Школьники готовят концерт, организуется выставка детских рисунков и поделок. Учителя и учащиеся рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.
Согласованная и дружная работа с детским садом позволяет оценить уровень психологического развития и подготовки к 1-му классу, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений.
Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у наших первоклассников высокий уровень адаптации к школе.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Закончить хочу совами В.А.Сухомлинского:
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
Семинар -практикум
Тема: «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ
ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Аннотация к семинару - практикуму с родителями.
Актуальность. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Успешному сотрудничеству педагога с родителями способствуют разнообразные активные формы общения.
Практическая значимость. Данная форма общения с родителями поможет педагогам установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия взрослых для воспитания и развития детей в предшкольный период
Круглый стол проводится с использованием мультимедиа презентации, концертом детей, что позволяет активизировать работу родителей.
Инновационная направленность. В соответствии с ФГОС реализация образовательной программы дошкольного учреждения осуществляется через взаимодействие с семьями воспитанников. От качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. При соответствующих условиях взаимодействия педагогов и родителей, родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов ДОУ, охотно будут устанавливать с ними контакт по воспитанию и развитию детей.
Степень распространения. Рекомендовано старшим воспитателям, воспитателям, педагогам школ, специалистам ДОУ.
Цель: Обсуждение точек зрения родителей, учителей на роль семьи в предшкольный период.
Ход семинара - практикума
В. Дорогие родители! Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. А что это значит готовность ребёнка к школе?
Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.
В. Тест «Пирамида».
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек
Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.
Должна получиться вот такая пирамида:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
- Ответственность
- Умение считать, читать, писать
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками
- Самостоятельность
- Настойчивость
- Состояние здоровья
- Умение логически мыслить
- Умение организовать рабочее место
- Развитие речи и памяти.
Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)
Можно выделить условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:
Специальная готовность: умение читать, считать, писать.
Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.
Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.
В. Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.
Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.
Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.
Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.
Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
В. Малыши очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
1. «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!...» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
2. «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!...»(крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
3. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
4. «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?»(Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
5. «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
В. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному».Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Мы для вас приготовили газету Дошкольник ознакомьтесь с ней.
Советы родителям:
- Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
- Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
- Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
- Приучайте ребёнка к самостоятельности.
- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
Воспользуйтесь нашими советами терпения и удачи вам в подготовке детей к школе.
В. Как бы вы ни гордились тем, что ребенок уже идет в школу, он - по-прежнему ребенок, а не только "ученик первого класса". Не попрекайте его "ты же уже в школу идешь!", когда ему хочется немного побаловаться, не отвечайте на вопрос о возрасте ребенка "в первый класс пошел". Школа, учеба - это важное, нужное, первостепенное дело, но никак не вся жизнь вашего ребенка, и не должны все его помыслы и устремления крутиться исключительно вокруг школьных дел. Оставьте маленькому человеку пространство для маневра: он на самом деле ваш любимый ребенок, а вовсе не только школьник и ученик. Чувствуя, что помимо приближающейся к нему школьной жизни у него остается и его собственная, личная жизнь маленького человечка, ваш ребенок будет увереннее и спокойнее чувствовать себя в новой для себя роли.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы помочь ребенку в подготовке к школе.
Анкета « Скоро в школу»
Уважаемые родители!
Совсем скоро для вашего ребенка откроет двери школа, закончится дошкольное детство, начнется новый, очень интересный и важный этап в жизни вашей семьи. Предлагаемая анкета поможет вам задуматься о готовности ребенка к школе, а нам- правильно построить взаимодействие с ребенком, чтобы помочь ему освоить обучение с увлечением!
- Фамилия, имя, отчество ребенка.______________________________________
- Как Вы считаете, что такое готовность к школе?_________________________
- Чего Вы ждете от обучения в школе?___________________________________
- Чего опасаетесь?____________________________________________________
- Высказывает ли Ваш ребенок боязнь общения с новыми друзьями в школе?________________________________________________________________________________________________________________________________
- Хорошо ли говорит Ваш ребенок?______________________________________
___________________________________________________________________
- Может ли Ваш ребенок длительное время( 10-15 минут) удерживать свое внимание на одном занятии: рисовании, игре, чтении или слушании детской литературы?________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Умеет ли Ваш ребенок:
- Читать;________________________________________________________
- Считать;_______________________________________________________
- Решать простые задачи;__________________________________________
- Чертить простым карандашом горизонтальные и вертикальные линии.________________________________________________________
- Готовы ли Вы сами помочь своему ребенку подготовиться к школе или считаете, что это должны делать только специалисты?____________________
_____________________________________________________________
- Какие формы взаимодействия по подготовке ребенка к школе для Вас наиболее приемлемы:
- Просмотр открытых занятий;____________________________________
- Консультации педагога-психолога;_______________________________
- Родительские собрания;_________________________________________
- Семинары?____________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Уважаемые родители!
Вот вы и стоите вместе с детьми на пороге школы. Вы готовы перешагнуть его с радостью? Готов ли ваш ребенок к школе? Готовы ли вы помочь ему в подготовке? Для того чтобы достичь хороших результатов в этой работе, нам надо двигаться в одном направлении.
- Хвалите ребенка за любые, даже незначительные, успехи.
- Наберитесь терпения, исключите из общения с ребенком окрики и резкость.
- Если у ребенка есть проблемы с нарушением речи, постарайтесь решить их до школы.
- Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
- Ребенок должен знать домашний адрес, уверенно называть имена, отчества родителей.
- Учите ребенка удерживать внимание на выполнении одного задания в течение 10-15 минут.
- Различает ли ваш ребенок правую, левую стороны?
- Повторяйте с ребенком азбуку, учите складывать буквы в слоги, делить слова на слоги.
- Предлагайте ребенку решать простые задачи в одно действие.
- Знакомьте ребенка с цифрами.
- Учите ребенка сравнивать предметы по величине.
- Тренируйте навык прямого(до 10) и обратного( от 10) счета.
- Учите ребенка ориентироваться в пространстве, словами обозначать местонахождение предмета по отношению к себе.
- Развивайте умение давать обобщающие понятия предметам. Например, стол, стул, шкаф, диван – мебель и т.д.
- Внимательно относитесь к здоровью ребенка. Хорошее здоровье- залог успешного обучения в школе!
Желаем успехов!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...
Семья на пороге школьной жизни ребенка
Уважаемые родители! Первого сентября ваш ребенок пойдет в школу. Его экзамен впереди. Теперь главное в его жизни станет учеба многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю...
Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных с...
"Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода ...
Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Задачи: 1. Создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение. 2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе. 3. Расширить возможности поним...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...
Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"
-Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Л. А. Венгер...