Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
презентация

Бенке Ирина Вильгельмовна

Сотрудничество во имя ребёнка.  Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

Презентация "Вот и Стали мы на год взрослее"

Буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_vo_imya_rebenka.doc104.5 КБ
PDF icon vot_i_stali_my_na_god_starshe.pdf590.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа не должна вносить

 резкой перемены в жизни детей.

Пусть, став учеником,

ребенок продолжает делать сегодня то,

 что делал вчера.

Пусть новое проявляется вего

 жизни постепенно и не ошеломляется

лавиной впечатлений»  

В. А. Сухомлинский

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. 

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

  • методическая работа;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ:

Общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к школе;

Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности, активно используют семинары - практикумы, мастер- классы. Такие как: «Пластилинотерапия», «Торцевание», «Песочная терапия» и т. д.;

Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе.

Совместные праздники: Проводим праздники, развлечения, досуги. Такие как «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник посвященный дню матери», «День Победы». В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами, читают стихи, приносят свои угощения детям… Доброй традицией нашего коллектива стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, независящих от времени года. Этот учебный год мы начали с замечательного совместного праздника «День семьи». Каждую зиму проводим, совместно с родителями спортивные  праздники: «Все на горку», «Веселые санки», «Зимние забавы». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников воспитатели выпускают папки передвижки, буклеты, делают альбомы с фотографиями. Все это позволяет обеспечить физическое, психическое здоровье, интеллектуальное, эстетическое развитие детей.

Встречи учителей с родителями будущих первоклассников. Помогают

родителям определиться с выбором школьных принадлежностей  с учетом мнения и за действия ребенка (карандаши, ручки, тетради. дневник). Показать ребенку, что его мнение важно для вас, сделать подготовку к школе не проблемой, а радостью.

Как я уже говорила: одним из условий профилактической работы является организация совместных мероприятий с семьями воспитанников. В нашем ДОУ мы уделяем особое внимание практическим мастерским, где воспитатель совместно с детьми готовит необходимый материал, а родители в вечернее время имеют возможность изготовить с ребенком поделку , принять участие в изготовлении пособий , которые останутся в группе и вызовут гордость и эмоциональное благополучие у ребенка. Конкурсы-выставки на наш взгляд дают возможность детям и родителям организовать совместную деятельность.В детском саду были проведены выставки рисунков «Моя семья», «Юный пешеход», выставка поделок «Музыкальные инструменты своими руками». Мы практикуем в детском саду «День гостя». В этот день приглашаются дедушки и бабушки, братья и сестры, родители. Предлагаются совместные игры с детьми, которые можно использовать в домашних условиях. К таким дням подключаются специалисты детского сада и предлагают свои рекомендации по организации деятельности с детьми. В нашем детском саду театрализованные представления с участием родителей используются очень часто. Родители привлекаются к пошиву костюмов и могут быть обычными зрителями театрализованных представлений. Практическим занятиям с родителями мы уделяем особое внимание. Эти занятия организуют как воспитатели, так и специалисты ДОУ.

В центральном коридоре расположены информационные стенды, из которых родители могут узнать: информацию о выше стоящих образовательных организациях, контролирующих деятельность ДОУ, о школе,  информацию о педагогическом составе, как можно зайти на образовательный портал ДОУ, школы, адрес электронной почты ДОУ; информацию об основных направлениях воспитательно- образовательной деятельности детского сада и школы.

Работа с родителями будущих первоклассников ведется на протяжении всего учебного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”, “Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки”; встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора будущих программ обучения детей. Учитель будущих первоклассников отвечает на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.

Весной школа проводит День открытых дверей, на который приглашают и гостей из детского сада. Школьники готовят концерт, организуется выставка детских рисунков и поделок. Учителя и учащиеся рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.

Согласованная и дружная работа с детским садом позволяет оценить уровень психологического развития и подготовки к 1-му классу, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений.

Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у наших первоклассников высокий уровень адаптации к школе.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Закончить хочу совами  В.А.Сухомлинского:

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

     

     

 Семинар -практикум

Тема: «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ
ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»


Аннотация к семинару - практикуму с родителями.

Актуальность. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Успешному сотрудничеству педагога с родителями способствуют разнообразные активные  формы общения.

Практическая значимость. Данная форма общения с родителями поможет педагогам установить партнерские отношения с семьей  каждого воспитанника, объединить усилия взрослых для воспитания и развития детей в предшкольный период

Круглый стол проводится с использованием мультимедиа презентации, концертом детей, что позволяет активизировать работу родителей.

Инновационная направленность. В соответствии с ФГОС реализация  образовательной программы дошкольного учреждения осуществляется через взаимодействие  с семьями  воспитанников. От качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. При соответствующих условиях взаимодействия педагогов и родителей,  родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов ДОУ, охотно будут устанавливать с ними контакт по воспитанию  и развитию детей.

       Степень распространения. Рекомендовано старшим воспитателям, воспитателям, педагогам школ, специалистам ДОУ.

Цель: Обсуждение точек зрения родителей, учителей на роль семьи в предшкольный период.

Ход семинара - практикума

В.     Дорогие родители! Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений.  А что это значит готовность ребёнка к школе?

Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

В.    Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

  • Ответственность
  • Умение считать, читать, писать
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Самостоятельность
  • Настойчивость
  • Состояние здоровья
  • Умение логически мыслить
  • Умение организовать рабочее место
  • Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

 Можно выделить условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Специальная готовность: умение читать, считать, писать.

Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.

В. Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.

Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.

Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ. 

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)

15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17.Различать гласные и согласные звуки.

18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

   

В.  Малыши очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

1. «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!...» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

2. «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!...»(крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

3. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

4. «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?»(Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

5. «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

В. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному».Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Мы для вас приготовили газету Дошкольник ознакомьтесь с ней.

    Советы родителям:

  • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
  • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  • Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
  • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

Воспользуйтесь нашими советами терпения и удачи вам в подготовке детей к школе.

    В. Как бы вы ни гордились тем, что ребенок уже идет в школу, он - по-прежнему ребенок, а не только "ученик первого класса". Не попрекайте его "ты же уже в школу идешь!", когда ему хочется немного побаловаться, не отвечайте на вопрос о возрасте ребенка "в первый класс пошел". Школа, учеба - это важное, нужное, первостепенное дело, но никак не вся жизнь вашего ребенка, и не должны все его помыслы и устремления крутиться исключительно вокруг школьных дел. Оставьте маленькому человеку пространство для маневра: он на самом деле ваш любимый ребенок, а вовсе не только школьник и ученик. Чувствуя, что помимо приближающейся к нему школьной жизни у него остается и его собственная, личная жизнь маленького человечка, ваш ребенок будет увереннее и спокойнее чувствовать себя в новой для себя роли.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы помочь ребенку в подготовке к школе.

Анкета « Скоро в школу»

Уважаемые родители!

Совсем скоро для вашего ребенка откроет двери школа, закончится дошкольное детство, начнется новый, очень интересный и важный этап в жизни вашей семьи. Предлагаемая анкета поможет вам задуматься о готовности ребенка к школе, а нам- правильно построить взаимодействие с ребенком, чтобы помочь ему освоить обучение с увлечением!

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.______________________________________
  2. Как Вы считаете, что такое готовность к школе?_________________________
  3. Чего Вы ждете от обучения в школе?___________________________________
  4. Чего опасаетесь?____________________________________________________
  5. Высказывает ли Ваш ребенок боязнь общения с новыми друзьями в школе?________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Хорошо ли говорит Ваш ребенок?______________________________________

___________________________________________________________________

  1. Может ли Ваш ребенок длительное время( 10-15 минут) удерживать свое внимание на одном занятии: рисовании, игре, чтении или слушании детской литературы?________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Умеет ли Ваш ребенок:
  • Читать;________________________________________________________
  • Считать;_______________________________________________________
  • Решать простые задачи;__________________________________________
  • Чертить простым карандашом горизонтальные и вертикальные линии.________________________________________________________
  1. Готовы ли Вы сами помочь своему ребенку подготовиться к школе или считаете, что это должны делать только специалисты?____________________

_____________________________________________________________

  1. Какие формы взаимодействия по подготовке ребенка к школе для Вас наиболее приемлемы:
  • Просмотр открытых занятий;____________________________________
  • Консультации педагога-психолога;_______________________________
  • Родительские собрания;_________________________________________
  • Семинары?____________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Уважаемые  родители!

Вот вы и стоите вместе с детьми на пороге школы. Вы готовы перешагнуть его с радостью? Готов ли ваш ребенок к школе? Готовы ли вы помочь ему в подготовке? Для того чтобы достичь хороших результатов в этой работе, нам надо двигаться в одном направлении.

  1. Хвалите ребенка за любые,  даже незначительные, успехи.
  2. Наберитесь терпения, исключите из общения с ребенком окрики и резкость.
  3. Если у ребенка есть проблемы с нарушением речи, постарайтесь решить их до школы.
  4. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
  5. Ребенок должен знать домашний адрес, уверенно называть имена, отчества родителей.
  6. Учите ребенка удерживать внимание на выполнении одного задания в течение 10-15 минут.
  7. Различает ли ваш ребенок правую, левую стороны?
  8. Повторяйте с ребенком азбуку, учите складывать буквы в слоги, делить слова на слоги.
  9. Предлагайте ребенку решать простые задачи в одно действие.
  10. Знакомьте ребенка с цифрами.
  11. Учите ребенка сравнивать предметы по величине.
  12. Тренируйте навык прямого(до 10) и обратного( от 10) счета.
  13. Учите ребенка ориентироваться в пространстве, словами обозначать местонахождение предмета по отношению к себе.
  14. Развивайте умение давать обобщающие понятия предметам. Например, стол, стул, шкаф, диван – мебель и т.д.
  15. Внимательно относитесь к здоровью ребенка. Хорошее здоровье- залог успешного обучения в школе!

Желаем успехов!

                                                 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...

Семья на пороге школьной жизни ребенка

Уважаемые родители! Первого сентября ваш ребенок пойдет в школу. Его экзамен впереди. Теперь главное в его жизни станет учеба многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю...

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных с...

"Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода ...

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Задачи: 1. Создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение. 2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе. 3. Расширить возможности поним...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...