Работа с родителями по воспитанию навыков культуры поведения «Дайте пожалуйста»
электронный образовательный ресурс (средняя группа)

Белоус Ольга Вячеславовна

Общение детей дошкольного возраста прежде всего происходит в семье. У ребенка поступившего в детский сад, этот круг расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и другими работниками дошкольного учреждения.

Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?

В детском саду маленькому ребенку прививают навыки, связанные с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласованно с другими детьми); с самообслуживанием и гигиеническими требованиями (самостоятельно умываться, есть, раздеваться и одеваться и др.) Он должен усвоить необходимый  порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.

Усваивая необходимые навыки, ребенок постепенно, в естественных ситуациях знакомится с правилами, связанными с соблюдением чистоты и опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями по воспитанию навыков культуры поведения

«Дайте пожалуйста»

Общение детей дошкольного возраста прежде всего происходит в семье. У ребенка поступившего в детский сад, этот круг расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и другими работниками дошкольного учреждения.

Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?

В детском саду маленькому ребенку прививают навыки, связанные с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласованно с другими детьми); с самообслуживанием и гигиеническими требованиями (самостоятельно умываться, есть, раздеваться и одеваться и др.) Он должен усвоить необходимый  порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.

Усваивая необходимые навыки, ребенок постепенно, в естественных ситуациях знакомится с правилами, связанными с соблюдением чистоты и опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками.

По мере взросления ребенка расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести тебя на занятиях»; «Как вести себя на улице, в транспорте»; «Соблюдай правила пешехода»; «Как вести себя во время разговора со взрослыми»; «Правила вежливости» и др. Чтобы руководствоваться этими правилами, ребенку недостаточно знать их. Например, ему известно, что при встрече принято здороваться, за услугу благодарить, за нечаянно доставленное неудобство извинится, но, очутившись в одной из подобных ситуаций, ребенок «забывает» об этом. Однако если его товарищ уклонился от подобных правил, он быстро подмечает это, искренне критикует его, но не знает, что сам поступает также.

ВАЖНО ЧТОБЫ И В СЕМЬЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТИХ ПРАВИЛ ДЫЛО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

Если родители требуют, чтобы ребенок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, анне иначе.

Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры.

Четырехлетнему ребенку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом наоминют ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность за услугу.

- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи Елене Александровне: «Дайте, пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «Спасибо». Говори четко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.

Эти же требования для ребенка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов: «Прежде чем войти к соседям, что нежно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Елена Александровна с кем-нибудь разговаривает, как ты поступишь?»

Когда ребенок получит поручение, можно спросить его: «Расскажи, как ты выполнил почему ты так думаешь?» Это побуждает его проанализировать собственное поведение.

Только убедившись в том, что ребенок знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения.

Чем младше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает ему об их соблюдении: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи в шкаф и пойдем умываться»; «Ты помнишь, что нужно сделать перед мытьем рук, чтобы не замочить рукава?» Подсказывая, как надо поступить, он как бы программирует эти действия, предотвращая отрицательные проявления.

Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь ты был вежлив»; «Проверь все ли ты сделал как надо»; «Посмотри на себя в зеркало, все ли у тебя в порядке».

Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызвали в ребенке внутреннего сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, учет индивидуальных особенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим. Полагается называть взрослых на «вы». В другом – сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем – воздержаться от замечания, но при случаи напомнить: «Ты вел себя не хорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвертом – спросить: «Как ту думаешь, ты хорошо себя вел?». Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребенка, предусматривать уважение к нему как к развивающейся личности.

Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях необходимы игровые приемы.

Можно использовать знакомые потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г.Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намек на неопрятность, невежливость?!

Я под краном руки  мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!»

Используются педагогами и такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковского; «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка» А.П.Барто; «Что такое хорошо и что такое плохо» В.В.Маяковского; «Неумейка» Я.Акима и многие другие.

Хорошо воздействуют на ребенка к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы: «Когда я ем – я глух  и нем», «Кончил дело гуляй смело», «Скучен день до вечера когда делать нечего».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них заложено уважение к труду взрослых («Вытер ноги, убрал за собой – значит , уважаешь труд мамы»); к покою, удобству, отдыху окружающих(«Нельзя громко разговаривать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают, - это значит проявлять неуважение к людям») и т.д. Взрослые помогают ребенку уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе («Если ты не умеешь вести себя хорошо, то вызываешь у окружающих осуждение, тебя сочтут невоспитанным, не станут уважать»).

Дети старшего дошкольного возраста способны понять, почему. Общаясь с окружающими людьми и сверстниками, они должны соблюдать общепринятые нормы поведения. Взрослые разъясняют им, что привлекать внимание окружающих непрелично; находясь на улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встречному потоку пешеходов нельзя, потому что это доставляет людям неудобство, является признаком невоспитанности и не уважения к окружающим. Тот, кто не умеет с уважением относитсч к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.

Дети воспринимают правила поведения осознано тогда, когда взрослые конкретно обосновывают их. Можно сказать так: «На садовую скамейку становиться ногами и сыпать землю не положено». Но можно выразить эту мысль и иначе: «На скамейку люди садятся отдохнуть.  Надо, чтобы она была чистой, а то можно испачкать одежду».

В первом случае требования категоричны, они не вызывают у ребенка раздумий и осмысления. Во втором случае – рассчитаны на их осознанность и понимание, а мотивировка связывается с удобствами для других, поэтому и ответственность за собственные поступки повышается.

Для расширения представлений детей о культуре отношений между людьми рекомендуется использовать ролевые игры, такие как «Магазин», «Почта», «Поликлиника» и др., правила и условия которых обязывают ребят проявлять такт, вежливость, умение обратиться с просьбой. По ходу игры взрослые напоминают детям, что они должны быть вежливыми, предупредительными, иначе ни врач ни продавец, не будут обслуживать их.

Осмыслению нравственной основы правил способствуют этические беседы, которые проводятся со старшими дошкольниками. Ребенку можно задать вопросы: «Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый что то уронил?»; «Тебя послали к соседям одолжить соль: как бы ты обратился с просьбой?»; «Ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе. Как правильно поздороваться с ними?»

Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию.

И воспитатели, и родители широко используют, формируя положительное поведение ребенка, пример друзей. Сила примера в его наглядности и конкретности. Особенно действенен пример в сочетании со словом взрослого: «Максим поступил как гостеприимный хозяин – предложил гостю стул и вежливо предложил ему сесть». Воздействие от такого примера усиливается, если еще и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо»; «Это по-товарищески»; «Можно гордится поведением Егора» и т.д.

Воспитатель рассказывает родителям, что в детском саду обычно отмечают положительное поведение не только тех детей, которые всегда ведут себя примерно, но и  каждого, кто каким-либо действием, поступком заслужил это: «Боря проявил вежливость»; «Лиза больше не отнимает игрушки у ребят»; «Соня сегодня поздоровалась приветливо и громко, так что слышали все дети». Это вселяет в ребенка веру в свои возможности, в то, что он может стать примером для товарищей.

Мнение коллектива как фактора, воздействующего на отдельного ребенка, нельзя недооценивать, но нельзя и злоупотреблять им. Уже малыши испытывают чувство неловкости и стыда за допущенный проступок, особенно если о нем рассказывают при всех. Это сильный способ воздействия на детей, а в отдельных случаях он равен наказанию. Его можно применять лишь в крайних случаях, когда другие, долее мягкие способы, применяемые ранее не имели успеха. Если детский поступок часто подвергается общественному осуждению, то чувствительность ребенка невольно притупляется.

Руководя поведением детей, важно подходить к этому творчески, что проявляется в умении понимать ребенка и находить решение в выборе средств воздействия. В любом случае взрослый должен предвидеть реакцию на избираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить»; «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые лучше реагируют на игровые приемы, добрую шутку, потешку.

Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребенка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Однако контроль не должен быть навязчивым, с указаниями типа: «Так не полагается»; «Извинись»; «Уступи»; «Проверю, как ты себя будешь вести» и т.д. Руководство поведением детей должно сочетаться с представлением им разумной самостоятельности. Когда они овладеют правилами культуры поведения, то будут себя вести так, как их учили, и в отсутствии взрослого.

Предлагаю вашему вниманию конспекты занятий на данную тему.

«ЧТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА»

Программное содержание. Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им.

Пособия. Кукла Незнайка с воздушными шарами.

Ход занятия

Раздается стук в дверь. Воспитатель спрашивает у детей: «Что это за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим». Открывается дверь и вносит куклу Незнайку с воздушными шарами в руках.

Незнайка. Ох! Еле приземлился. Здравствуйте ребята! Это детский сад?

Дети. Да

Незнайка. Я специально к вам прилетел. Говорят, у вас ребята хорошие, друг другу помогают, товарищей не обижают. Захотелось мне посмотреть на вас. Я по свету летал на воздушных шариках высоко, видел очень далеко. То, что видел, вам расскажу. А вы мне скажите, может быть, у вас такое бывает. Слушайте внимательно:

«Двум мальчишкам - драчунишкам не играется с утра ни в хоккей, ни в мяч, ни с книжкой не хотят побыть «Друзья». Кулаками размахались, слезы мажут по лицу. И кричат: «Сейчас побью!»

 Есть у вас такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам!

А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в одной группе сидят на полу игрушки и грустную песню хором поют.

Мы бедные игрушки, поломанные!

Мы бедные игрушки, несложенные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас посадит?

Кто на место отнесет?

Кто нам платьице поправит,

В косы ленты заплетет?

Ой! Ай! Ой! Ай!

Ребята, скажите, ваши игрушки такие песни поют? (Ответы) Молодцы! Берегите их, не ломайте. (Воспитатель беседует с детьми о том, как и где надо хранить игрушки, как за ними ухаживать.)

Незнайка. Как-то я видел такую картину: на полу лежит малыш, от крика весь красный, ногами об пол стучит, руками машет: «Не хочу я кашу есть, не хочу я чаю!» Вызвали доктора: не заболел ли мальчик? Но доктор сказал: «Здоров!»

А среди вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу и расскажу о них другим детям. Стыд и срам! Стыд и срам капризулям, крикунам! (Воспитатель беседует с детьми о правилах поведения.)

Незнайка. Однажды я летал, летал, устал и на подоконник сел отдохнуть. Заглянул в окно и вижу: такой же, как вы, мальчик играет с малышом. И песенку ему поет.

Подрастай побыстрей братишка!

Будем вместе мы играть,

И в солдатиков, и с Мишкой,

Научу тебя считать.

А у вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу и расскажу, какие добрые, хорошие старшие братья и сестры бывают. (Воспитатель беседует с детьми об отношении к младшим братьям и сестрам.)

Незнайка. Хорошо у вас, но мне пора лететь дальше. Всем расскажу, какие вы дружные, воспитанные. Молодцы! До свидания!

«КАРЛСОН В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ»

Программное содержание. Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность(«пожалуйста», «разрешите, пожалуйста»). Продолжать учить здороваться и прощаться, употреблять слова «здравствуйте», «до свидания»

Пособия. Кукла Карлсон.

Ход занятия

Воспитатель. К нам в гости прилетел Карлсон, который живет на крыше. Он умеет летать, но не знает вежливых слов. Давайте его сегодня поучим вежливости и подружимся с ним. (обращается к кукле). Поздоровайся с детьми.

Карлсон. А я и не знал, что нужно здороваться. Здравствуйте ребята!

Воспитатель. Когда приходят гости, что им говорят, как их приглашают?

Дети. Нужно сказать: «Проходите, пожалуйста» - и подать стул.

Воспитатель. Правильно. И еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста». А ты, Карлсон, должен ответить детям: «Спасибо».

Карлсон. Спасибо за приглашение и за то, что на стул посадили.

Воспитатель. Ребята, Карлсон у нас сладкоежка. Он очень любит варенье.

Карлсон. Ам у вас есть варенье? (Педагог ставит на стол банку с «вареньем». Карлосон лезет в нее рукой.)

Воспитатель. Ребята, объясните Карлсону, как надо вести себя за столом. (Дети рассказывают, что нужно подвязать салфетку, положить варенье на блюдце и ложкой есть его с чаем, при этом надо вежливо просить, благодарить)

Карлсон. Спасибо, ребята. Мне было с вами очень хорошо. Можно я еще раз прилечу к вам в гости? Вы меня научили вести себя за столом, быть вежливым.

Воспитатель. Когда уходят из гостей, что надо сказать?

Дети. До свидания.



Предварительный просмотр:

Работа с родителями по воспитанию навыков культуры поведения

«Дайте пожалуйста»

Общение детей дошкольного возраста прежде всего происходит в семье. У ребенка поступившего в детский сад, этот круг расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и другими работниками дошкольного учреждения.

Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?

В детском саду маленькому ребенку прививают навыки, связанные с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласованно с другими детьми); с самообслуживанием и гигиеническими требованиями (самостоятельно умываться, есть, раздеваться и одеваться и др.) Он должен усвоить необходимый  порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.

Усваивая необходимые навыки, ребенок постепенно, в естественных ситуациях знакомится с правилами, связанными с соблюдением чистоты и опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками.

По мере взросления ребенка расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести тебя на занятиях»; «Как вести себя на улице, в транспорте»; «Соблюдай правила пешехода»; «Как вести себя во время разговора со взрослыми»; «Правила вежливости» и др. Чтобы руководствоваться этими правилами, ребенку недостаточно знать их. Например, ему известно, что при встрече принято здороваться, за услугу благодарить, за нечаянно доставленное неудобство извинится, но, очутившись в одной из подобных ситуаций, ребенок «забывает» об этом. Однако если его товарищ уклонился от подобных правил, он быстро подмечает это, искренне критикует его, но не знает, что сам поступает также.

ВАЖНО ЧТОБЫ И В СЕМЬЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТИХ ПРАВИЛ ДЫЛО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

Если родители требуют, чтобы ребенок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, анне иначе.

Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры.

Четырехлетнему ребенку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом наоминют ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность за услугу.

- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи Елене Александровне: «Дайте, пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «Спасибо». Говори четко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.

Эти же требования для ребенка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов: «Прежде чем войти к соседям, что нежно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Елена Александровна с кем-нибудь разговаривает, как ты поступишь?»

Когда ребенок получит поручение, можно спросить его: «Расскажи, как ты выполнил почему ты так думаешь?» Это побуждает его проанализировать собственное поведение.

Только убедившись в том, что ребенок знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения.

Чем младше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает ему об их соблюдении: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи в шкаф и пойдем умываться»; «Ты помнишь, что нужно сделать перед мытьем рук, чтобы не замочить рукава?» Подсказывая, как надо поступить, он как бы программирует эти действия, предотвращая отрицательные проявления.

Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь ты был вежлив»; «Проверь все ли ты сделал как надо»; «Посмотри на себя в зеркало, все ли у тебя в порядке».

Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызвали в ребенке внутреннего сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, учет индивидуальных особенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим. Полагается называть взрослых на «вы». В другом – сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем – воздержаться от замечания, но при случаи напомнить: «Ты вел себя не хорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвертом – спросить: «Как ту думаешь, ты хорошо себя вел?». Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребенка, предусматривать уважение к нему как к развивающейся личности.

Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях необходимы игровые приемы.

Можно использовать знакомые потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г.Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намек на неопрятность, невежливость?!

Я под краном руки  мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!»

Используются педагогами и такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковского; «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка» А.П.Барто; «Что такое хорошо и что такое плохо» В.В.Маяковского; «Неумейка» Я.Акима и многие другие.

Хорошо воздействуют на ребенка к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы: «Когда я ем – я глух  и нем», «Кончил дело гуляй смело», «Скучен день до вечера когда делать нечего».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них заложено уважение к труду взрослых («Вытер ноги, убрал за собой – значит , уважаешь труд мамы»); к покою, удобству, отдыху окружающих(«Нельзя громко разговаривать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают, - это значит проявлять неуважение к людям») и т.д. Взрослые помогают ребенку уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе («Если ты не умеешь вести себя хорошо, то вызываешь у окружающих осуждение, тебя сочтут невоспитанным, не станут уважать»).

Дети старшего дошкольного возраста способны понять, почему. Общаясь с окружающими людьми и сверстниками, они должны соблюдать общепринятые нормы поведения. Взрослые разъясняют им, что привлекать внимание окружающих непрелично; находясь на улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встречному потоку пешеходов нельзя, потому что это доставляет людям неудобство, является признаком невоспитанности и не уважения к окружающим. Тот, кто не умеет с уважением относитсч к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.

Дети воспринимают правила поведения осознано тогда, когда взрослые конкретно обосновывают их. Можно сказать так: «На садовую скамейку становиться ногами и сыпать землю не положено». Но можно выразить эту мысль и иначе: «На скамейку люди садятся отдохнуть.  Надо, чтобы она была чистой, а то можно испачкать одежду».

В первом случае требования категоричны, они не вызывают у ребенка раздумий и осмысления. Во втором случае – рассчитаны на их осознанность и понимание, а мотивировка связывается с удобствами для других, поэтому и ответственность за собственные поступки повышается.

Для расширения представлений детей о культуре отношений между людьми рекомендуется использовать ролевые игры, такие как «Магазин», «Почта», «Поликлиника» и др., правила и условия которых обязывают ребят проявлять такт, вежливость, умение обратиться с просьбой. По ходу игры взрослые напоминают детям, что они должны быть вежливыми, предупредительными, иначе ни врач ни продавец, не будут обслуживать их.

Осмыслению нравственной основы правил способствуют этические беседы, которые проводятся со старшими дошкольниками. Ребенку можно задать вопросы: «Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый что то уронил?»; «Тебя послали к соседям одолжить соль: как бы ты обратился с просьбой?»; «Ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе. Как правильно поздороваться с ними?»

Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию.

И воспитатели, и родители широко используют, формируя положительное поведение ребенка, пример друзей. Сила примера в его наглядности и конкретности. Особенно действенен пример в сочетании со словом взрослого: «Максим поступил как гостеприимный хозяин – предложил гостю стул и вежливо предложил ему сесть». Воздействие от такого примера усиливается, если еще и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо»; «Это по-товарищески»; «Можно гордится поведением Егора» и т.д.

Воспитатель рассказывает родителям, что в детском саду обычно отмечают положительное поведение не только тех детей, которые всегда ведут себя примерно, но и  каждого, кто каким-либо действием, поступком заслужил это: «Боря проявил вежливость»; «Лиза больше не отнимает игрушки у ребят»; «Соня сегодня поздоровалась приветливо и громко, так что слышали все дети». Это вселяет в ребенка веру в свои возможности, в то, что он может стать примером для товарищей.

Мнение коллектива как фактора, воздействующего на отдельного ребенка, нельзя недооценивать, но нельзя и злоупотреблять им. Уже малыши испытывают чувство неловкости и стыда за допущенный проступок, особенно если о нем рассказывают при всех. Это сильный способ воздействия на детей, а в отдельных случаях он равен наказанию. Его можно применять лишь в крайних случаях, когда другие, долее мягкие способы, применяемые ранее не имели успеха. Если детский поступок часто подвергается общественному осуждению, то чувствительность ребенка невольно притупляется.

Руководя поведением детей, важно подходить к этому творчески, что проявляется в умении понимать ребенка и находить решение в выборе средств воздействия. В любом случае взрослый должен предвидеть реакцию на избираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить»; «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые лучше реагируют на игровые приемы, добрую шутку, потешку.

Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребенка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Однако контроль не должен быть навязчивым, с указаниями типа: «Так не полагается»; «Извинись»; «Уступи»; «Проверю, как ты себя будешь вести» и т.д. Руководство поведением детей должно сочетаться с представлением им разумной самостоятельности. Когда они овладеют правилами культуры поведения, то будут себя вести так, как их учили, и в отсутствии взрослого.

Предлагаю вашему вниманию конспекты занятий на данную тему.

«ЧТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА»

Программное содержание. Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им.

Пособия. Кукла Незнайка с воздушными шарами.

Ход занятия

Раздается стук в дверь. Воспитатель спрашивает у детей: «Что это за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим». Открывается дверь и вносит куклу Незнайку с воздушными шарами в руках.

Незнайка. Ох! Еле приземлился. Здравствуйте ребята! Это детский сад?

Дети. Да

Незнайка. Я специально к вам прилетел. Говорят, у вас ребята хорошие, друг другу помогают, товарищей не обижают. Захотелось мне посмотреть на вас. Я по свету летал на воздушных шариках высоко, видел очень далеко. То, что видел, вам расскажу. А вы мне скажите, может быть, у вас такое бывает. Слушайте внимательно:

«Двум мальчишкам - драчунишкам не играется с утра ни в хоккей, ни в мяч, ни с книжкой не хотят побыть «Друзья». Кулаками размахались, слезы мажут по лицу. И кричат: «Сейчас побью!»

 Есть у вас такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам!

А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в одной группе сидят на полу игрушки и грустную песню хором поют.

Мы бедные игрушки, поломанные!

Мы бедные игрушки, несложенные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас посадит?

Кто на место отнесет?

Кто нам платьице поправит,

В косы ленты заплетет?

Ой! Ай! Ой! Ай!

Ребята, скажите, ваши игрушки такие песни поют? (Ответы) Молодцы! Берегите их, не ломайте. (Воспитатель беседует с детьми о том, как и где надо хранить игрушки, как за ними ухаживать.)

Незнайка. Как-то я видел такую картину: на полу лежит малыш, от крика весь красный, ногами об пол стучит, руками машет: «Не хочу я кашу есть, не хочу я чаю!» Вызвали доктора: не заболел ли мальчик? Но доктор сказал: «Здоров!»

А среди вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу и расскажу о них другим детям. Стыд и срам! Стыд и срам капризулям, крикунам! (Воспитатель беседует с детьми о правилах поведения.)

Незнайка. Однажды я летал, летал, устал и на подоконник сел отдохнуть. Заглянул в окно и вижу: такой же, как вы, мальчик играет с малышом. И песенку ему поет.

Подрастай побыстрей братишка!

Будем вместе мы играть,

И в солдатиков, и с Мишкой,

Научу тебя считать.

А у вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу и расскажу, какие добрые, хорошие старшие братья и сестры бывают. (Воспитатель беседует с детьми об отношении к младшим братьям и сестрам.)

Незнайка. Хорошо у вас, но мне пора лететь дальше. Всем расскажу, какие вы дружные, воспитанные. Молодцы! До свидания!

«КАРЛСОН В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ»

Программное содержание. Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность(«пожалуйста», «разрешите, пожалуйста»). Продолжать учить здороваться и прощаться, употреблять слова «здравствуйте», «до свидания»

Пособия. Кукла Карлсон.

Ход занятия

Воспитатель. К нам в гости прилетел Карлсон, который живет на крыше. Он умеет летать, но не знает вежливых слов. Давайте его сегодня поучим вежливости и подружимся с ним. (обращается к кукле). Поздоровайся с детьми.

Карлсон. А я и не знал, что нужно здороваться. Здравствуйте ребята!

Воспитатель. Когда приходят гости, что им говорят, как их приглашают?

Дети. Нужно сказать: «Проходите, пожалуйста» - и подать стул.

Воспитатель. Правильно. И еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста». А ты, Карлсон, должен ответить детям: «Спасибо».

Карлсон. Спасибо за приглашение и за то, что на стул посадили.

Воспитатель. Ребята, Карлсон у нас сладкоежка. Он очень любит варенье.

Карлсон. Ам у вас есть варенье? (Педагог ставит на стол банку с «вареньем». Карлосон лезет в нее рукой.)

Воспитатель. Ребята, объясните Карлсону, как надо вести себя за столом. (Дети рассказывают, что нужно подвязать салфетку, положить варенье на блюдце и ложкой есть его с чаем, при этом надо вежливо просить, благодарить)

Карлсон. Спасибо, ребята. Мне было с вами очень хорошо. Можно я еще раз прилечу к вам в гости? Вы меня научили вести себя за столом, быть вежливым.

Воспитатель. Когда уходят из гостей, что надо сказать?

Дети. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по воспитанию навыков культуры поведения.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, этот круг С этой целью необходимо ежедневно повторение обязательных, совершаемых под влияни...

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения у детей"

Информация может быть использована педагогами для родительского стенда, или родителями для воспитания культуры поведения у своих детей...

Выступление на тему: "Информационные буклеты и памятки как форма работы с родителями по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Выступление о применении информационных буклетов и памяток как формы работы с родителями по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ»

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и д...

Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста

Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста № п/пМероприятияТемыСрок1.Родительские собрания«Роль дидактических игрушек в интеллектуальном ...

«Система работы с родителями по воспитанию коммуникативной культуры ребёнка»

laquo;У меня не было детей, но было 6 теорий их воспитания.Теперь у меня 6 детей - и ни одной теории…»Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в ко...

Работа с родителями по воспитанию навыков культуры поведения.

Эта статья поможет построить работу с родителями по воспитанию навыков культуры поведения....