Выступление на тему: "Информационные буклеты и памятки как форма работы с родителями по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста"
консультация по теме

Бородина Елена Александровна

Выступление о применении информационных буклетов и памяток как формы работы с родителями по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_buklety.docx451.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №58» НМР РТ

Выступление

на городском методическом объединении

тема: «Информационные буклеты и памятки как инновационная форма работы с родителями по воспитанию экологической культуры»

        

Составила:

воспитатель

Бородина Е.А.

высшая

квалификационная

 категория

Татарстан

г. Нижнекамск

В любое время года природа привлекает любителей отдыха на свежем воздухе. Активные движения среди окружающих красот полезны и для взрослых и для детей. Особенно интересны для детишек совместные походы или просто прогулки по лесу. Они обычно оставляют множество впечатлений и запоминаются на долгое время. Причем положительные эмоции приносят удовольствие и родителям, и малышам, играя немаловажную роль в развитии ребенка. Но любой «выход в природу»  – серьезное испытание и проверка знаний и норм поведения.

Культура поведения на природе подразумевает цивилизованное отношение к окружающему миру, ведь, как сказал философ, «мы не наследуем землю – мы одалживаем ее у наших детей». А наши дети – у своих детей, и для них очень важно с раннего возраста усваивать позитивную модель пребывания на природе.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры и экологически грамотное поведение. Глубже раскрыть эту тему помогают произведения М. Пришвина, В. Бианки, Р. Киплинга.

Обновление системы дошкольного образования призывает нас учитывать идею о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Сегодня педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть условия, которые исключительно важны для нравственного воспитания ребенка. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки.

Воплощая в жизнь современные установки взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, решая задачу психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, мы ищем новые подходы, формы и методы консультирования родителей по вопросам воспитания детей.

Одной из таких форм является разработка наглядно – информационных тематических буклетов и памяток, в содержание которых входит теоретический и практический материал для родителей по вопросам гармоничного развития детей. Положительным моментом в такой форме взаимодействия является то, что родители получают возможность ознакомиться с содержанием в спокойной домашней обстановке, обсудить его с другими членами семьи и принять решение, насколько приемлемо применение тех или иных советов и рекомендаций по отношению к их ребенку.

Материал каждого буклета или памятки содержателен, конкретен, красиво оформлен, читабелен, сопровождается иллюстрациями и фотографиями.

Буклет «Лесной этикет» для старших дошкольников (лето)

Страница 1. Титульный лист буклета.

C:\Users\Пользователь\Desktop\20161219_075042.jpg

Страница 2.

C:\Users\Пользователь\Desktop\20161219_075129.jpg

 

C:\Users\Пользователь\Desktop\20161219_075050.jpg

О ЧЕМ ПОБЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ ПЕРЕД ЛЕСНОЙ ПРОГУЛКОЙ?

Есть несколько важных тем, которые важно обсудить с ребятами перед прогулкой в лес:

  1. Рассказать дошкольникам о лесе и законах, по которым он существует.
  2. Побеседовать с ними о правилах поведения в лесу.
  3. Разъяснить, как подготовиться к походу: как одеться, что взять с собой и т.д.
  4. Дать элементарные сведения о том, как выйти из сложных ситуаций.

Малыши должны вынести из этого разговора:

В природе все устроено очень мудро: каждое дерево, растение, насекомое, животное выполняет свою работу. Лес – большой общий дом для них. Вот почему не надо повреждать кору березы ради глотка березового сока, разорять муравейники, трогать руками выпавших из гнезда птенцов. Задача человека – наблюдать, благодарно принимать дары природы в виде грибов, ягод, орехов, целебных трав и т.д., но при этом не вторгаться в жизнь лесных обитателей, которые живут по своим законам.

Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребенка. 

1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.

2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

3. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.

4. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

5. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.

6. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука –  может быть это последний экземпляр на всей земле.

7. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

8. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

9. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

10. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

11. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители.

12. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

13. Не оставляй костёр непотушенным.

14. Не оставляй в лесу (на лугу,

у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:

а) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

б) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;

в) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;

г) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

15. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.

16. Не засоряй водоёмы - может быть, тебе придётся отсюда брать воду для приготовления пищи? А может, ты захочешь искупаться?

Надеемся, что с вашей помощью

ребенок усвоит эти правила!

 «Пример родителей – самый надежный урок!»  Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей!

Буклет «Лесной этикет» для старших дошкольников (осень)

Страница 1. Титульный лист буклета.

Страница 2.

   О ЧЕМ ПОБЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ ПЕРЕД ЛЕСНОЙ ПРОГУЛКОЙ?

Лето и осень – время, когда природа щедро начинает одаривать нас грибами, и ягодами. Многие устремляются в лес собрать эти дары, чтобы заготовить на зиму, или продать. В любом случае, направляясь в лес необходимо помнить о правилах   поведения. Собирая грибы или ягоды нужно аккуратно, чтобы не навредить природе и самое главное  следует соблюдать меру.   

Как собирать грибы

  1. Никогда не следует брать незнакомый гриб, если есть сомнения, лучше оставить его или посоветоваться со взрослыми.
  2. Нельзя брать большие переросшие грибы. Даже в чистых районах, они - кладезь вредных веществ.
  3. Место для сбора грибов не должно быть расположено возле дорог и промышленных объектов – чем дальше в лес, тем безопасней.
  4. Собирать грибы лучше всего в утренние часы.
  5. Никогда нельзя пробовать грибы на вкус, даже если это сыроежки.
  6. Выкручивание и выламывание гриба из грибницы – кощунственное действие по отношению к природе. У грибника всегда с собой должен быть небольшой ножик, которым удобно подрезать ножку гриба.
  7. Нежелательно использовать пластиковые ведра и целлофановые мешки для сбора грибов – если поездка предстоит длительная, а погода теплая, то возможно перегревание содержимого мешка и его порча.

Для детей существуют те же правила сбора грибов, что и для их родителей. 

Только на своем примере можно показать как нужно вести себя во время сбора. Если взрослые хотят приучить ребенка к своему любимому занятию, то с самого раннего возраста следует заострять внимание на названиях грибов, на их отличиях, а особенно на том, что существуют смертельно опасные грибы.

Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребенка.

1. В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.

 На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

2. Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

3. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.

6. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука –  может быть это последний экземпляр на всей земле.

7. Не поджигайте сухую траву и листья;

8. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители.

9. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

10. Не оставляй костёр непотушенным.

14. Не оставляй в лесу (на лугу,

у реки) мусор.

Надеемся, что с вашей помощью

ребенок усвоит эти правила!

Буклет «Лесной этикет» для старших дошкольников (зима)

Страница 1. Титульный лист буклета.

Страница 2.

Приближается Новый год – веселый добрый праздник, но для природы это испытание. Особенно страдают хвойные деревья: ели и сосны.

В преддверии Нового года мы призываем вас не ставить в своих домах натуральные ели и сосны, ведь срубленные красавицы порадуют вас в течение нескольких дней и будут выброшены на улицу, как ненужные вещи. Вы можете заменить их искусственными ёлочками, которые будут радовать вас в течение многих лет.

Ты не руби ель топором:

Она растет в лесу – значит там ее дом!

Служит домом ель животным, 
Кормит жителей лесных: 
Может спрятать в непогоду, 
Даже вылечить больных.

Ель относится к хвойным деревьям. Это могучие легкие нашей планеты, животворные родники, дарующие людям здоровье. Эфирные масла и другие вещества, добываемые из хвойных деревьев, успешно применяются для профилактики и лечения многих распространенных заболеваний человека.

Целебные свойства хвои ели обусловлены высоким содержанием в ней аскорбиновой кислоты, витамина С, повышающего защитные силы организма, дубильных веществ, обладающих противовоспалительным действием, микроэлементов, поддерживающих нормальный обмен веществ, различных смол, обладающих бактерицидным действием, а также эфирных масел, которые губительны для болезнетворных микробов. 

Полезна не только хвоя, но и зеленые шишки. Они также считаются хорошим лекарством при лечении заболеваний дыхательных путей, гастритов, язвенной болезни желудка.

Елочку-красавицу 
Давайте сбережем: 
На праздник новогодний 
Из лесу не возьмем!

Служит домом ель животным, 
Кормит жителей лесных: 
Может спрятать в непогоду, 
Даже вылечить больных.

Если каждый ель возьмет 
К празднику на Новый год, 
То придут такие дни - 
В лесу будут только пни.

Пусть елочка-красавица 
В лесу своем стоит.
За это вас природа

ОТБЛАГОДАРИТ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Опыт работы « Роль сказки в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление: она как бы противоположна природной действительности. В сказке всё возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращени...

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

 Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...