Мастер - класс "Формирование фонетико - фонематических представлений с использованием приемов Су - джок терапии"
материал

Шуракова Лариса Васильевна

Мастер - класс подготовлен для родителей с целью знакомства с приемами работы по развитию фонематического восприятия у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_su_-_dzhok_terapiya.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  № 48»

Подготовила учитель – логопед Шуракова Л. В.

Формирование фонематических представлений с использование приемов су – джок терапии

(мастер – класс для родителей)

Цели:

1. Познакомить родителей с приемами работы по развитию фонематического восприятия. 2. Раскрыть влияние су – джок терапии на развитие речи детей.                                                       3. Познакомить родителей с техникой су – джок терапии, которую осваивают дети.                                                

          Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний.                                                                                                                       Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать их последовательность в словах  и близкие по звучанию звуки.                                                                            Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и произношением слов.                                          Ученые, проследив закономерности формирования ФС, установили, что ребенок при переходе к овладению фонетической системой языка должен научиться употреблять слово как название определенной вещи. Фонематическое восприятие формируется у детей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепление в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия необходимы специальные звуковые упражнения. Целесообразно начинать обучение детей действию звукового анализа с 4 лет.                                                                                                             Работа по формированию ФС осуществляется в два этапа:                                                                                          -развитие слухового внимания;                                                                                                                                         - формирование ФС.                                                                                                                                                     На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.                                                                                      Упражнения и игры на развитие слухового внимания  «Что услышал?», «Музыкальные инструменты», «Найди игрушку по силе удара барабана», «Колокольчик», «Что в коробке?»,  «Угадай по звуку предмет», «Угадай по звуку, что делать».                                                                                               Работа по выработке у детей навыков элементарного звукового анализа начинается с обучения делению слов на слоги. Детям предлагается игра «Раздели слово на слоги». Вызвать интерес у детей помогает использование су-джок  шариков. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает число слогов.                                                    После этого проводится анализ гласных звуков. Знакомя с изолировнным гласным звуком, связываем его с конкретным образом («У» гудит дудочка,  «А» - девочка плачет). Рассказываем артикуляцию звука, вводим условное обозначение – звук «у» -  маленький красный кружок, звук «а» - большой красный кружок. Детям раздаем по два массажных шарика. Педагог произносит один или два звука, например «а». «ау», а дети на столах раскладывают такое количество шариков, которое соответствует числу произнесенных звуков.  Далее учим слышать, различать и определять первый гласный звук в слове.                                После гласных звуков приступаем к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала учим выделять последний согласный звук из слова. Происходит это следующим образом: называя картинку, выделяем последний звук голосом. Твердые согласные звуки обозначаем -  синим цветом. На дифференциацию гласных и согласных звуков проводится игра «Разноцветные шарики».                                                                                                                                                               В дошкольном возрасте основной   вид деятельности ребенка -  игра. Занимательная игровая ситуация помогает дошкольникам психологически комфортно и эффективно развивать ФС и преодолевать дефектное произношение звуков.

 Использование су – джок  массажеров «Чудо – валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико – грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно – быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц  и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико – грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий с ребенком в домашних условиях.  С использованием су-джок шариков можно проводить следующие упражнения по автоматизации звуков и развитию грамматического строя.

Практические задания на автоматизацию звуков.

1. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики. На правой руке:

Этот малыш – Илюша (на большой палец).

Этот малыш – Ванюша (указательный).

Этот малыш – Алеша (средний).

Этот малыш – Антоша (безымянный).

А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец).

На левой руке:

Эта малышка – Танюша,

Эта малышка – Ксюша,

Эта малышка – Маша,

Эта малышка – Даша,

А меньшую зовут Наташа.

2. Ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворения на автоматизацию определенного звука (автоматизация звука Ж):

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого,

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Совершенствования лексико – грамматических категорий.

Упражнение «Один – много». Взрослый катит «чудо – валик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав в ладонью массажер, откатывает его назад называя существительные во множественном числе.  

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Статья "Использование приемов Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-дефектолога"

В статье описаны приемы использования Су-Джок терапии в работу учителя-дефектолога....

Мастер-класс "Использование элементов Су-Джок терапии в коррекциии речи"

Су-Джок терапия используется на фоне комплексной помощи как нетрадиционный метод терапии, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...

Мастер-класс для педагогов " Использование метода Су-Джок терапии на занятиях с дошкольниками"

В мастер-классе представлены этапы:1)презентация пед.опыта по использованию Су-Джок терапии,2)представлена система занятий,3)показана имитационная игра "Ёжик"4)этап моделирования.5)рефлексия...

Система работы по преодолению нарушений фонетико- фонематического восприятия с использованием нейропсихологических приемов и методов

Система работы по преодолению нарушений фонетико- фонематического восприятия с использованием нейропсихологических приемов и методов...