Роль игрушки в развитии ребенка в дошкольном возрасте
консультация

Щукина Анастасия Сергеевна

В данной статье рассмотрины рекомендации для родителей и воспитателей по подбору игрушек в соответствии с потребностями и возрастными особенностями ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushki_v_razvitii_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx600.73 КБ

Предварительный просмотр:

https://static.onlinetrade.ru/img/items/b/melissa_doug_544_pervye_busiki_907609_4.jpg

Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44

Щукина Анастасия Сергеевна

«Роль игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста»

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, связанной с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью.

Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета.  Игрушка выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.

Правильно подобранная игрушка – серьезное дело.

  • Все игрушки, независимо от их классификационной принадлежности, нужно группировать так, чтобы они своими размерами соответствовали друг другу, росту ребенка и тому предметному стационарному окружению, в котором ребенок играет.

Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон.

Для игры на полу нужны более крупные игрушки соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя.

Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а для игр в песке лучше средние по размеру; мелкие игрушки для двора не годятся.

  • Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлениями к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.
  • Все игрушки, которые ребёнок использует в сюжетно - обозрительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине в соответствии со своими жизненными прототипами.
  • Желательно, чтобы новые игрушки вносил в игру взрослый.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка. 

Перечень игрушек по возрастам

9 – 12 месяцев

1. Пирамидка с большими отверстиями в кольцах.https://i03.fotocdn.net/s115/0f4ce68185b12563/public_pin_l/2606135524.jpg

2. Подставка с комплектом втулочек или грибочков.

3. Крупная кукольная посуда: чашки, миски, тарелки, кастрюли.

4. Устойчивые деревянные или пластмассовые машинки.

5. Тележки деревянные, пластмассовые.

6. Заводные игрушки.

7. Цилиндрические и прямоугольные игрушки-гнезда.

8. Крупный строительный набор.

9. Логический куб, игрушки с различными прорезями.

10. Металлофон.

11. Кукла с подвижными частями тела.

12. Кукла-перчатка.

13. Коробочки с крышками.

14. Игрушка-качалка, на которой можно сидеть (лошадка, слоник).

15. Барабан.

16. Гвозди-перевертыши с молоточком («стучалка»).

1 год – 1,5 года

1. Пирамидка с кольцами равной величины.

2. Коробка с отверстиями в виде квадрата и круга и соответствующими объемными вкладышами.

3. Матрешка одноместная, двуместная неокрашенная и окрашенная.

4. Шароброс с шарами двух размеров.

6. Столик одноцветный с втулочками соответствующего цвета.

7. Кубы-вкладыши (2-3 местные).

8. Лоток с шарами 4 основных цветов.

9. Крупные деревянные пазлы из 4-5 частей.

10. Наборы для игр с песком (совок, ведро, формочки).

11. Кукла с волосами.

12. Кукла-голыш

13. Посуда: кухонная, столовая, чайная и предметы домашнего быта

14. Телефон.

15. Игрушки-животные.

16. Машина легковая, грузовая, автобус.

17. Строительный набор: кубики, кирпичики, пластины из дерева, окрашенные в основные цвета.

18. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2cbe0589d5af2265a74868269164a464-l&n=13

19. Книжки с картинками.

20. Книжки с короткими стихотворениями для детей. 

21. Составные игрушки из 2-3 частей.

От 1,5 до 2 лет (добавляются к предыдущим)

1. Пирамидка трех и пяти контрастных размеров.

2. Мозаика геометрическая.

3. Пластмассовые или деревянные фигурки (людей и животных) для игр с мелким строительным материалом.

4. «Сложи квадрат» I уровень (игры Никитина)

5. Набор резко контрастных по размерам колец, шаров, кубов, призм.

6. Лото, парные картинки.

7. Разрезные картинки из 2-х – 3-х частей.

8. Крупные деревянные бусы для нанизывания.

9. Различные шнуровки.

10. Наборы для ролевых игр («Инструменты», «Доктор», «Парикмахерская» и др.)

11. Игрушечный набор «Семья».

12. Кегли, городки детские.

13. Крупные простые пазлы.

14. Кисти, нетоксичные краски.

15. Набор для игры с песком.

От 2 до 3 лет.

1. Пирамидки с кольцами 2, 3, 4, 5 контрастных размеров.

2. Трехместные матрешки.

3. Столик четырехцветный, пяти- и шестицветный с втулочками соответствующего цвета.

4. Лоток с шарами (6 цветов).

5. Кубики с предметными картинками.

6. Модель дома.

7. Специальные наборы: «Ферма», «Городок», «Транспорт».https://gnom.land/upload/iblock/f6f/-969-.jpg

8. Конструктор типа «Техно», «Механик». 

9. Набор кукол для театра.

10. Карнавальные шапочки, полумаски.

11. Игрушечные часы.

12. Составные игрушки из 3 частей и более.

13. Разрезные картинки из 4 частей.

14. Лото «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

15. Ножницы с тупыми концами.

16. Металлофон, ксилофон, игрушечное пианино.

17. Крупный и мелкий конструктор

18. Кирпичики в тележке деревянные, окрашенные в основные цвета.

19. Пазлы картонные.

От 3 до 4 лет

1. Куклы:

• несколько маленьких куколок, составляющих семью;

• мягкая кукла 25-30 см в пришивной одежде;

• пластмассовый пупс 20-25 см с комплектом одежды (распашонка, ползунки и пр.).

2.Наборы мебели для кукол

3. Игрушки-орудия и бытовая техника

4. Разнообразные маски, полумаски, элементы костюмов.

5. Мягкие и пластмассовые игрушки, изображающие животных и их детенышей (мишки, зайчики, собачки - 2-3). https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=416x1024:format=jpg/path/sf278732f8691ebec/image/i87449c2e1076fc20/version/1488783736/image.jpg

6. Конструктор деревянный и блочный.

7. Несколько больших машинок

8.Наборы для ролевых игр: «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин».

9.Разнообразные предметы-заместители: от природного материала (шишки, листья) до различного «мусора» - крышек от бутылок, бумажек, тряпочек и т. п. Эти игрушки многие родители недооценивают, но часто даже самая дорогая игрушка вообще не интересует ребенка, а вот палочки и гаечки - интересуют. Прежде чем выкидывать что-то из бездонных ящиков ребенка - спросите его: вдруг вы выкинете что-то такое, что ребенок считает самое лучшей игрушкой.

10. Предметные картинки с изображением животных, деревьев, посуды, мебели и пр.

11. Различные объемные и плоские вкладыши (4-5-составная матрешка, бочонки, цилиндры и т. д., пазлы, кубики с предметными и сюжетными картинками (4-6 кубиков в коробке, мозаика.

12. Игрушки-забавы (игрушки-«дергунчики», игрушки, имитирующие трудовые процессы (парные пилильщики и др.).

13. Народные игрушки: мастеров Дымково, Филимоново, белорусские народные игрушки.

14. Музыкальные игрушки: образные игрушки с музыкальной кнопкой, музыкальная шкатулка, пианино, гармонь, балалайка др.

15. Потолочные моторно-спортивные игрушки, мягкие мячи для игры дома, резиновые мячи для улицы, кегли среднего размера, кольцебросы.

16. Набор для игры с песком и водой.

От 4 до 5 лет

  1. Аудиокассеты со сказками, музыкальными инсценировками, классической музыкой
  2. Велосипед (уже можно двухколёсный)
  3. Герои для домашнего театра (пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной)
  4. Грифельная доска с мелом или доска с фломастерами
  5. Дартс с шариками
  6. Деревянные фигурки для декоративного раскрашивания
  7. Детское домино, лото, карты, шашкиhttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=447x1024:format=jpg/path/sf278732f8691ebec/image/i59d5055546ba5dd8/version/1488449092/image.jpg
  8. Детские музыкальные инструменты
  9. Доска, надувные игрушки для плавания
  10. Железная дорога
  11. Компьютерные пособия и игры (развивающие)
  12. Комнатные растения, лейка
  13. Кораблики
  14. Книжки-раскраски
  15. Коньки 
  16. Магнитная азбука
  17. Материал для счета
  18. Набор солдатиков, сабли, пистолеты
  19. Наборы для изготовления поделок, игрушек (гипс, воск, глина, лепка и т.д. под присмотром взрослых)
  20. Настольно-печатные игры с полем и фишками
  21. Предметы для ухода за природой (лопатка, грабли, лопата для уборки снега)
  22. Украшения для девочки, шкатулка, сумочка
  23. Переводные картинки
  24. Книжки с наклейками
  25. Головоломки

От 5 до 7 лет

  1. Азбука, алфавит настенный
  2. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр ( "Милиционер", "Шофёр", "Семья", "Магазин", "Доктор")
  3.  Головоломки
  4. Детский рюкзак
  5. Домашний тир
  6. Домики кукольные
  7. Детское баскетбольное кольцо
  8. Игрушечный светофор
  9. Компьютерные пособия и игры (развивающие)
  10. Конструкторы (с винтиками, гайками)
  11. Куклы маленькие
  12. Предметы для рукоделия (спицы, крючок, нитки, выжигательный аппарат)
  13. Копилка
  14. Развивающие, обучающие игры
  15. Машинки маленькие, модельные, трансформеры
  16. Мозайка мелкая
  17. Настольные игры
  18. Настольный футбол, баскетбол, хоккей
  19. Теневой театр
  20. Шашки и шахматы
  21. Конструктор мультфильмов (CD)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста»

Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смел...

«Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраст»

Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, ...

Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраст»

Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, ...

консультация для родителей :"Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста"

Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, ...

Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста»

Игра в жизни ребенка имеет особое значение. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы дети играли с удовольствием, необходим правильный подбор игруше...

«Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста»

Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, ...