Консультация для родителей "Воспитывать тактичного собеседника"
консультация (подготовительная группа)

Трембач Ирина Владимировна

Консультация для родителей "Воспитывать тактичного собеседника" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstultats_no1.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАТЬ ТАКТИЧНОГО СОБЕСЕДНИКА

Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиций и дух народа. В. А. Сухомлинский говорил: «Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры». В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

В этой связи возникают следующие задачи воспитания: формировать у ребенка культуру речи, учить его четко и ясно произносить слова, правильно и понятно для окружающих излагать мысль, вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой, не перебивать говорящих, говорить без крика, владея силой голоса и различать интонации, не вульгаризировать речь словами - сорняками, спокойно и скромно держать себя во время разговора.

Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая им, копируют услышанное. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления.

В детском саду проводится систематическая работа по развитию речи, на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Работа, проводимая по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Дома надо поддерживать требования

воспитателей: следить, чтобы ребенок, разговаривая, вел себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не гримасничал, не держал руки в карманах или сидел развалясь. Разговаривая, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен.

Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш путает понятия и слова, обозначающие их, переставляет и пропускает слоги, делает неправильные ударения, неправильно произносит звуки, восполняет жестами недостающие слова, придумывает остроумные, на наш взгляд, каламбуры. Подобное словотворчество не от избытка остроумия, а от незнания ребенком особенностей родного языка. Вредно «сюсюкать» с детьми, подражая детскому словотворчеству. Разговаривая с ребенком «детским» языком, взрослые невольно задерживают его речевое развитие. Если ребенок говорит неправильно, надо поправить и предложить повторить. Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной речью.

Надо напоминать ребенку, чтобы он говорил четко, ясно, вел себя спокойно во время разговора. «Не торопись. Сначала подумай, а потом скажи».

Следует помогать дошкольнику наводящими вопросами последовательно изложить свою мысль. Случается, что у ребенка запас слов опережает формирование конкретных представлений. Это бывает чаще тогда, когда родители разговаривают с ребенком малопонятными ему словами. Ребенок слышит эти слова, они привлекают его своей новизной, и ребенок произносит их не к месту, не осмысливая значения. Помочь детям осмыслить значение новых слов - наша обязанность.

Известно, что культура речи проявляется не только в том, что сказано. Обычное «здравствуйте» может прозвучать приветливо, доброжелательно или небрежно, холодно, презрительно. Все зависит от того, каким тоном мы его произносим и с каким выражением лица. У детей иногда проскальзывают грубые интонации. Надо просто постараться устранить подобные интонации у окружающих взрослых.

Важно уметь отличать развязность от непринужденности, застенчивость от неумения держать себя во время разговора. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения. Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод.

Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо. Разъяснять ребенку, что говорить и рассуждать надо только о том, что знаешь. Пусть пословица, «лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удержаться от пустословия.

Воспитывать живого, тактичного собеседника - одна из Задач, которая должна решаться на протяжении дошкольного детства. К школе дети должны знать доступные их пониманию правила, помогающие им овладеть культурой речевого общения.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/07/11/vospitanie-taktichnogo-sobesednika

Подготовила: воспитатель Трембач И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитывать в ребенке тактичного собеседника

Здоровый, мерный голос - свидетельство нормального общения детей, при котором вы можете слышать каждого ребенка. А дети, в свою очередь, не прерывая игр, могут слышать вашего распоряжения. Такой ...

Консультация для родителей "Им нужен собеседник"

Рекомендации для родителей по развитию связной речи детей, воспитанию у них общительности...

Статья в родительский уголок "Воспитание тактичного собеседника"

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимостьВажно чтобы ребенок с раннего возраста учился мыслить, общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет....

Воспитание тактичного собеседника.

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться,...

Воспитываем тактичного собеседника

Консультация для родителей...