Развитие мышления
материал (младшая группа)

Ушанова Светлана Александровна

С помощью простых игр учим ребёнка сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, решать логические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Мышление – это вид умственной деятельности, заключающейся в познании окружающего мира. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью.


 У маленьких детей преобладает наглядно-действенное мышление (т.е. оно направлено на решение конкретных задач: достать увиденный предмет, открыть коробочку, залезть на диван). Уже ближе к трём годам, с развитием полноценного речевого общения, у ребёнка начинает формироваться наглядно-образное мышление, при котором малыш может мыслить без опоры на реальные вещи, т.е. обобщённо. Ребёнка надо учить сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, решать логические задачи.

Разрезанные картинки
 Ребёнку полезно предлагать собирать целый предмет из картинки, разрезанной на четыре части, из кубиков и пазл.

Последовательность
 Предложите ребёнку разложить парные картинки в нужной последовательности, например: обезьянка ест банан – обезьянка держит кожуру от банана; девочка моет руки – девочка вытирает руки; мальчик в чистой одежде – мальчик в грязной одежде и т.д.

Сортировка
 Подготовьте карточки с изображением зверей (мышка, медведь, кошка и т.п.) и птиц (ворона, курица, гусь и т.п.). Малышу нужно разложить карточки на две группы.

Объединение
 Расположите перед ребёнком картинки с изображением различных предметов.
Предложите ему выбрать карточки с изображением предметов, которые можно объединить по какому-либо признаку или качеству: «то, что можно есть», «одежда», «игрушки», «посуда» и т.д. (Обратите внимание: одновременно выложенных карточек не должно быть слишком много).

Что лишнее?
 Это задание необходимо начинать предлагать ребёнку с контрастных предметов. Например, положите карточки с изображением яблока, груши и пирамидки и спросите, что тут можно есть, а что нельзя. Скажите: «Значит, пирамидка лишняя».
 Теперь предложите определить что лишнее, положив карточки с изображением банана, огурца и куртки.

Подбери пару
 Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нём предметы, которые можно объединить в пары: лыжи, сапоги, варежки, чашка и блюдце, ваза и цветок и т.п. Предметы из каждой пары должны располагаться в разных местах. Ребёнку нужно найти пары и соединить их линией.

Чередование
 Вырежьте из картона красные и жёлтые яблоки и выложите их поочередно: красное – жёлтое – красное – жёлтое. Предложите ребёнку продолжить ряд.
 Постепенно можно начать выстраивать и более сложные ряды, например: в самом верхнем ряду – 1 конфетка, во втором – 2 конфетки, в третьем – 3 конфетки и т.д.

Противоположности
 Подготовьте картинки с изображением предметов противоположных по признаку и предложите ребёнку подобрать их парами, называя различие: маленький зайчик – большой зайчик, пустой стакан – полный стакан, высокое дерево – низкий куст, длинная ленточка – короткая ленточка, белый медведь – коричневый медведь, много цветов – один цветок, девочка – мальчик, день – ночь, плита – холодильник, малыш – бабушка и т.д.

Кто где живёт?
 Подберите карточки с картинками: собака – конура, птица – гнездо; белка – орешек, заяц – морковка; человек – одежда, птица – перья; мальчик – машинка, девочка – куколка; корова – молоко, курица – яйца и т.д. Составьте первую пару, объясняя: «Собака живёт в конуре, а где живет птица? (и добавьте под картинкой собаки – картинку птички)» или «Белка любит кушать орешки, а зайчик?» и т.д.

Предназначение предметов
 Задайте ребёнку разные вопросы: «Чем мы вытираем руки? Куда мы наливаем чай? Чем ты накладываешь песок в формочку? На что мы смотрим, чтобы узнать время?» и т.д.

Что должно быть у куколки?
 Нарисуйте три куколки, у одной на платье цветочек, у другой – бабочка, у третьей – воздушный шарик. Рядом нарисуйте отдельные предметы, что и на платьях. Предложите ребёнку подумать и определить, что надо дать каждой девочке?

Угости зайчиков
 Посадите перед ребёнком 5 зайчиков (зайчики могут быть и вырезанными из картона) и дайте 6 картонных морковок. Попросите ребёнка раздать морковки зайчикам так, чтобы каждому досталось по одной морковке.
 Проверьте, всем ли зайчикам хватило морковок и обратите внимание ребёнка на то, что одна морковка осталась лишней.

Что неправильно?
 Нарисуйте для ребёнка схематичные изображения, где среди правильных изображений будут допущены ошибки. Например, у зайчика на голове одно ухо (вместо двух), у бабочки не хватает крылышка, у велосипеда только одно колесо, дом, стоящий вверх ногами, снеговик, сделанный из квадратных комочков.
 Ребёнку нужно заметить все эти несуразности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...

Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

laquo;В способности думать заключена основачеловеческой деятельности»Э. де Боно...

Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления

Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...