Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
статья (младшая, средняя группа)

Елена Грицак

Игра - это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательных интересов, в игре усваиваются и закрепляются полученные умения и навыки, формируются социально значимые черты личности.

Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Дидактические игры делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельностиДидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Для успешной организации познавательного развития в нашей группе создана предметно – развивающая среда, мы поддерживаем спонтанные игры детей, обогащаем их, обеспечиваем игровое пространство. В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

1. Игра: "Дикие и домашние животные".

Цель: эта игра способствует запоминанию названия диких и домашних животных, и их место обитания.

2. Игра "Развивалочка". с цветными крышками -способствует сенсорному развитию ребенка.

3. Игра "Собери матрешки". Цель: Учить детей выстраивать предметы в порядке возрастания.

4. Дидактическая игра с выкладыванием изображений предметов из счетных палочек по образцу - развивает логическое мышление. И ещё многие другие. Все игры соответствуют возрастным особенностям детей. Используются систематично. Время проведения игр не превышает 15-20 мин: Для лучшего усвоения материала я использую наглядность. Показываю картинки, действия с ними, выделяю основные признаки предметов и их свойства. В своей работе использую словесные обращения к детям, объясняю, составляю короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры.

Работа по развитию познавательных способностей помогла:

- познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

- научила детей различать цвет;

- научила детей сравнивать по величине;

- способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;

- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей посредством дидактических игр и упражнений благотворно отразилось на их навыках и умениях. На основе использовании дидактических игр, у наших детей развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

  •  
  •  
  •  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательных интересов, в игре усваиваются и закрепляются полученные умения и навыки, формируются социально значимые черты личности.

Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Дидактические игры делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельностиДидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Для успешной организации познавательного развития в нашей группе создана предметно – развивающая среда, мы поддерживаем спонтанные игры детей, обогащаем их, обеспечиваем игровое пространство. В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

1. Игра: "Дикие и домашние животные".

Цель: эта игра способствует запоминанию названия диких и домашних животных, и их место обитания.

2. Игра "Развивалочка". с цветными крышками -способствует сенсорному развитию ребенка.

3. Игра "Собери матрешки". Цель: Учить детей выстраивать предметы в порядке возрастания.

4. Дидактическая игра с выкладыванием изображений предметов из счетных палочек по образцу - развивает логическое мышление. И ещё многие другие. Все игры соответствуют возрастным особенностям детей. Используются систематично. Время проведения игр не превышает 15-20 мин: Для лучшего усвоения материала я использую наглядность. Показываю картинки, действия с ними, выделяю основные признаки предметов и их свойства. В своей работе использую словесные обращения к детям, объясняю, составляю короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры.

Работа по развитию познавательных способностей помогла:

- познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

- научила детей различать цвет;

- научила детей сравнивать по величине;

- способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;

- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей посредством дидактических игр и упражнений благотворно отразилось на их навыках и умениях. На основе использовании дидактических игр, у наших детей развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад№1»      Проект«Развитие математических способностей у детейдошкольного возраста посре...

Познавательно - исследовательский проект Тема: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Паспорт проекта1.     Название проекта: «Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».2.     Руководи...

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Результаты работы по теме самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования системы дидактических игрЗАДАЧИ:Познакомить детей с сенсорными эталонами (формирование у детей представлений о формах, ...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Проект «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках»

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ре...