Консультация для родителей "Играем вместе"
консультация (младшая группа)

Курдюкова Оксана Николаевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей C:\Users\sadik456\Downloads\1584978276_23-p-krasivie-foni-dlya-tekstov-dlya-detei-69.jpg

"Играем вместе с детьми"

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.C:\Users\sadik456\Downloads\1584978276_23-p-krasivie-foni-dlya-tekstov-dlya-detei-69.jpg

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками.

Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.C:\Users\sadik456\Downloads\1584978276_23-p-krasivie-foni-dlya-tekstov-dlya-detei-69.jpg

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности.

Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».C:\Users\sadik456\Downloads\1584978276_23-p-krasivie-foni-dlya-tekstov-dlya-detei-69.jpg

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».C:\Users\sadik456\Downloads\1584978276_23-p-krasivie-foni-dlya-tekstov-dlya-detei-69.jpg

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

" Как организовать наблюдения с детьми  летом"

                      Учите детей использовать наблюдение как способ познания

Чтобы дошкольники воспринимали наблюдение как способ познания, понимали, когда его можно использовать, на конкретном примере, объясните им структуру наблюдения. Покажите, как на основе вопроса, проблемы или задачи, которая возникла перед дошкольниками, можно сформулировать цель наблюдения, определить план действий и найти ответ на вопрос, решить задачу. Благодаря этому дети научатся осознанно наблюдать за объектами и ситуациями в образовательном процессе и повседневной жизни.

В ходе наблюдения проговаривайте, какая часть намеченной работы выполнена, поясняйте назначение отдельных действий, учите детей комментировать переход от одного этапа познавательного цикла к другому. В средней группе дошкольники уже могут при помощи взрослого сравнить поставленную задачу и полученный результат, сделать вывод о достижении цели, найти взаимосвязь с освоенной ранее информацией, размышлять, как применить сделанное ими открытие. Поддерживайте в детях эти инициативы. Это поможет со временем сделать наблюдение органичной частью процесса ухода за растениями, обитателями уголка природы, экскурсий, целевых прогулок.

Расскажите детям, как фиксировать результаты наблюдений

Чтобы добытое детьми в ходе наблюдения представление стало знанием, запомнилось и использовалось в ходе познания, трудовой, продуктивной деятельности, коммуникации, для решения новых задач, нужно зафиксировать результат. Используйте для этого выразительные средства разных видов искусства, которые обогатят восприятие детей и научат их передавать свои впечатления от общения с природой.

По словам В.А. Сухомлинского, должно быть организовано движение «от красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи. Через красоту – к человечности». Ведь именно «благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». Один из эффективных способов фиксации результатов наблюдения – специально подготовленные карточки. Это могут быть различные изображения, схемы, которые помогут сделать итоги познавательно-исследовательской деятельности наглядными, систематизировать полученную информацию. Также для этого можно использовать готовые методические пособия. Подобный способ оформления результатов наблюдения обеспечит дошкольникам возможность вновь пережить приятные минуты общения с природой, сверстниками и взрослыми, вспомнить открытия, которые они сделали во время наблюдений.

Учите выявлять взаимосвязи в природе, делать выводы

Чтобы выполнить требования ФГОС ДО и сформировать у детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, способности выявлять взаимосвязи в природе, между природой и деятельностью человека, используйте не только традиционные для дошкольного образования распознающие наблюдения, но и другие разновидности данного метода обучения. Распознающее наблюдение позволяет формировать у детей представления о разнообразии объектов и явлений живой и неживой природы, социальных отношениях. Для сравнительного наблюдения характерно наличие сразу двух-трех объектов или явлений, состояний одного и того же объекта в разное время, которые необходимо сравнить. Данная разновидность наблюдения позволяет детям выявить отличительные черты объектов наблюдения и их сходства, особенности роста и развития растений, животных, сезонные изменения в природе. По мере того как дошкольники накопят знания и опыт наблюдения, учите их выявлять причинно-следственные связи, взаимосвязи в природе, сопоставлять факты, по отдельным фрагментам восстановить целостную картину. На этом этапе лучше использовать дедуктивные наблюдения.

Учите детей организовывать самонаблюдение

Еще один вид наблюдения – самонаблюдение – значимый способ самопознания, ознакомления с социальными нормами. Самонаблюдение требует определенного уровня развития рефлексии и в то же время является фактором становления рефлексивных способностей. Детей младшего возраста можно научить следить за своим самочувствием, осуществлять самонаблюдение в ходе двигательной деятельности и при необходимости менять ее характер. В старшем дошкольном возрасте самонаблюдение помогает ребенку оценить соответствие собственных действий знакомым правилам. Однако дошкольникам часто требуется помощь взрослого, поэтому такие наблюдения, как «Я примерный пешеход», «Я образцовый пассажир», «Я соблюдаю режим», проводите вместе с детьми, направляйте их внимание на важные детали.

Учите детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в ходе наблюдения

Детей старшего дошкольного возраста учите распределять обязанности при подготовке к познавательно-исследовательской деятельности, в ходе наблюдения и фиксации его итогов, вступать в диалог, обсуждать план и условия проведения наблюдения, полученные результаты. В ходе общения с дошкольниками учите их формулировать выводы, ответы на вопросы, внимательно слушать партнеров по деятельности, договариваться и приходить к общему решению, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, использовать вежливые слова, составлять краткие рассказы. Сформированные таким образом умения станут основой для становления коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.

Знакомьте детей с правилами проведения наблюдений

Наблюдение как способ познания не предполагает контакта наблюдателя с изучаемым объектом, его вмешательства в естественный ход событий. Однако если не знать базовых правил проведения наблюдения, правил безопасного для природы и человека поведения, можно столкнуться с проблемными ситуациями. Познакомьте дошкольников с общими и частными правилами проведения наблюдения. Обратите внимание на формулировки правил. Они должны быть позитивными и содержать четкие указания к действию: «Собираясь организовать наблюдение, выбери место, где тебе будет удобно и ты не будешь никому мешать», «Наблюдая, не уходи с территории участка группы», «Наблюдая, не вмешивайся в жизнь растений, животных». В каждой конкретной ситуации общие правила могут иметь дополнения. Например: «При наблюдении за птицами в период гнездования соблюдайте тишину». Напоминайте перед началом наблюдения наиболее значимые правила младшим дошкольникам. Старшим детям предлагайте самостоятельно выделить и воспроизвести важные для данной ситуации правила. Дети средней группы также смогут выявить в ходе самонаблюдения, соответствуют ли их действия правилам.

Стремитесь сохранить эмоциональное общение детей с природой

Даже серьезные познавательные задачи, которые ставит воспитатель в ходе наблюдения, не должны исключать живого общения детей с природой, эстетических впечатлений и положительных эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка – важный фактор и условие его разностороннего развития. Наблюдение может стать фактором развития эмоциональной сферы дошкольников, основой для овладения системой эстетических ценностей и норм экологической этики. Информация, которую дети получают в ходе наблюдения, ее «прочувствование» обеспечивает личностную значимость знаний, их осмысление, а также формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы и обществу.

Учитывайте возрастные особенности детей

Особенности младших дошкольников определяют их готовность наблюдать за ярким, движущимся объектом, особый интерес для них представляют животные. Дети 3–4 лет могут при помощи наблюдения выявить наиболее наглядные свойства объектов. Основные задачи наблюдения – сформировать у детей познавательный интерес, представления о том, как можно проявлять свои чувства.

Дошкольники пятого года жизни могут выделить отличительные признаки объектов наблюдения, сравнить их между собой. Воспитанники средней группы способны на основе элементарной игровой или практической задачи увидеть цель наблюдения, по его итогам сделать вывод. Организуйте с детьми старшего дошкольного возраста серии наблюдений. Они позволят сформировать представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. В этот период дети начинают ориентироваться на познавательные результаты наблюдений, могут сформулировать вывод в соответствии с поставленной целью.

 Старшие дошкольники способны с большой долей самостоятельности определить цель, наметить элементарный план действий, провести наблюдение. При этом важно с помощью различных приемов и методов поддерживать и активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей, подводить их к самостоятельным выводам, помогать применять полученные знания.

На седьмом году жизни возникают способность и интерес к обобщению, дети учатся выявлять взаимосвязи в окружающем мире. Организуйте с ними наблюдения, которые систематизируют и обобщат их знания, позволят увидеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности.

Ошибки, которые чаще всего допускают взрослые

 1. Предлагают непонятные правила. Детям непонятно то, что отсутствует в их опыте. Важно, чтобы правило родилось в определенной ситуации, стало вербализацией того, что увидели или пережили дети.

2. Используют слишком много правил и требований. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя в окружении «красных флажков»: «нельзя» и «необходимо», которые они никак не могут запомнить. У них может возникнуть страх сделать что-то не так либо нечувствительность к бесконечным запретам.

3. Формулируют неконструктивные (непозитивные) правила. Это такие правила, как «Не бегай», «Не рви цветы», которые дополняются устрашающей частью: «Ты упадешь», «Тебя будут ругать». Дети не могут оценить последствия своих действий. Такие правила не подсказывают ребенку, что и как надо делать.

Подготовила: педагог Курдюкова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Вместо гантелей - апельсины"

В консультации  представлено ттри комплекса утренней зарядки для детей 5 - 7 лет  в домашних условиях с "нетрадиционным" оборудованием, которое будет стимулировать детей к активному выполене...

Консультация для родителей "Вместе с детьми"

Доказывать пользу семейных лыжных вылазок, наверное не стоит. Пожалуй, это тот случай, когда все всё понимают. Но понимать- одно, а вот взять за привычку проводить один из выходных дней на свежем возд...

Консультация для родителей "Вместе с мамой, вместе с папой"

УВАЖА ЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Предлагаемые упражнения Вы можете выполнить вместе со своим малышом....

Консультация для родителей "Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников"

Развития логического мышления у дошкольниковОдна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легк...

Консультация для родителей «Вместе с мамой, вместе с папой…»

Если за окном все белым-бело, кружатся искристые хлопья снега и на улице стоит легкий морозец, значит, пришло время зимних забав! Чтобы получить удовольствие от зимы, необходимо правильно организ...