О восприятии детьми людей пожилого возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Ольга Сергеевна Кузьмина

Статья о том как обычная беседа с детьми переросла в социальный проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vospriyatii_detmi_lyudey_pozhilogo_vozrasta.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

О восприятии детьми людей пожилого возраста.

Я сегодня расскажу вам о том, как обычная беседа с детьми переросла в социальный проект целью которого стало дать возможность пожилым людям пообщаться с детьми, между собой, принять участие в мероприятиях детского сада.

Накануне 1 октября я с детьми старшей группы детского сада рассматривала календарь. Там была выделена дата: «День пожилого человека». Я спросила у них: а кто это пожилой человек? И, честно говоря, их ответы меня удивили. По словам детей – это люди, которым нечего надеть, нечего поесть и негде жить. Мне стало понятно, что у детей недостаточно информации.

Затем я предложила их рассмотреть некоторые фотографии с изображением людей, из предложенных дети отобрали несколько, на которых были изображены пожилые лица. В беседе с родителями я уточнила: есть ли у них пожилые в семье, попросила родителей поговорить с детьми на эту тему, а также понаблюдать за пожилыми людьми на улице.

На основе полученной информации мы с детьми ещё раз провели беседу. В чем же отличие пожилых людей от людей другого возраста? Как определить пожилого человека? И вот тут мы с детьми выделили несколько критерий, по которым можно понять пожилой это человек или не очень. Дети с радостью рассказывали, что им удалось заметить или узнать, про своих бабушек и дедушек. На вопрос: «А пожилым людям нужна помощь?», ребята приводили примеры чем они могут помочь: понести сумку, подержать двери, уступить место в транспорте. Но все это представляло практическую помощь. Может есть что-то ещё, что мы могли бы для них сделать? И, в очередной беседе один мальчик предложил поговорить с бабушкой и спросить у неё. А что спросить? Для детей это оказалось трудной задачей. И мы начали готовиться к домашней беседе. Но и тут было не все гладко: некоторые дети жили вдали от бабушек, у некоторых их уже не стало… Я предложила детям обратить внимание на работников детского сада, какие из них подходят по описаниям под пожилого человека. Можно попробовать поговорить с ними. Кто-то из детей спросил, а можно позвонить тем бабушкам, которые приходили в садик на праздник? Ветеранам уточнила я? И опять ребята обрадовались.

Наши беседы за круглым столом уже вошли в традицию. Ребята рассказывали о своих домочадцах, о том, что бабушки и дедушки с радостью поддержали их беседу. Кому-то очень нравилось, что его воспринимают как взрослого собеседника. В итоге наших бесед мы выяснили что пожилым людям не хватает живого общения, кто-то очень любит театр, но возможности сходить нет, кто-то любит ходить в гости, но его уже не приглашают. Было видно, что пожилые люди ещё не потеряли интерес к жизни. И мы решили пригласить их к себе в гости. Вот тут встал вопрос «А чем мы будем развлекать гостей?» Далее мы стали обсуждать кто и что умеет делать, что мы можем показать, и кто нам в этом может помочь? И первое что предложили дети – это спеть и станцевать! Но ведь нашим гостям все время придется сидеть, а в пожилом возрасте и это может быть трудно. И мы решили ещё с ними и поиграть.

Подготовка у нас занимала всё свободное время. В зависимости от того какие номера мы придумывали, мы распределяли обязанности детей, кто что может. Нам нужны были помощники взрослые. По просьбе детей к нам подключились педагоги и родители. Например, во время обсуждения конкурса, к нам зашла одна из воспитателей. Мы обсуждали кто какое варенье любит, и у ког дома принято пить чай с вареньем, тут же ребята спросили у неё, а какое варенье она любит? Завязался разговор, итогом которого была принесена баночка арбузного варенья. Было видно с каким усердием и интересом дети готовились к предстоящей встрече. На вопрос, а как наши гости узнают, что мы их хотим позвать? Девочки предложили написать пригласительные. Из тех, у кого бабушки и дедушки жили в городе, практически все пришли. Остальным детям мы дали возможность пригласить ветеранов (детский сад приглашает каждый год участников клуба «Дети блокады») и пожилых работников ДОУ.

В результате нашей подготовки у нас получилась музыкальная гостиная, где мы сначала познакомились. Каждый гость рассказал о себе пару слов, очень кратко как зовут и историю своего детства. Были стихи, песни, загадки, викторина и даже сказка. Мы поиграли в театральную сказку «Репка», где дети предлагали гостям вытянуть жребий с будущей ролью и помогали одевать наряды. Больше всего и пожилым и молодым участникам понравился конкурс «Угадай варенье на вкус». А завершили мы интерактивную часть любимым танцем взрослого поколения «Кадриль». Потом наше общение продолжилось за чаепитием. Пожилые люди чувствовали себя свободно. Мы услышали много интересных историй из детства наших гостей. Вопросы для общения во время чаепития специально не готовились. Обстановка была достаточно раскрепощенной. И детям, и взрослым было очень хорошо. И было видно, как у детей горели глаза, гости их воспринимали всерьёз, они видели благодарность и с удовольствием поддерживали беседу, и никому не хотелось расставаться.

Для себя я сделала вывод, что детей обязательно надо включать в социальные проекты, им можно и нужно поручать такие ответственные задания. Ведь их инициатива оказалась востребованной, и как показал наш проект и поведение детей, что они не только расширили свой кругозор, но и получили полное осознание и важность связи поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Нетрадиционный подход к восприятию детьми младшего дошкольного возраста музыкальных образов на основе контрастных произведений»

Музы  Музыкальное воспитание включает в себя многие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, творчество. Каждый из эти...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...

воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям  пожилого возраста»                          ...

«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста фразеологических оборотов»

Проблема обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами тесно связана с приобщением дошкольников к национальному богатству родного языка. В современной методике рече...

«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений».

«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений»....

Организация восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению восприн...

«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста» (консультация для родителей)

Бабушки и дедушки помогают окунуться в мир семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, душевные и духовные силы, нравственные устои и традиции семейного рода....