Организация совместной деятельности в системе «Педагог – ребенок – семья», как условие реализации ФГОС ДОУ
консультация (подготовительная группа)

Пучкова Наталия Сергеевна

Организация совместной деятельности в системе

 «Педагог – ребенок – семья», как условие реализации ФГОС ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sovmestnoy_deyatelnosti.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности в системе

 «Педагог – ребенок – семья», как условие реализации ФГОС ДОУ

От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский.

Формирование норм и правил поведения человека начинается в семье. Именно здесь ребенок получает первый опыт социального взаимодействия. Важным фактором личностного развития является удовлетворение потребности ребенка в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, и в первую очередь с родителями. Но в современном обществе интеллектуальное развитие в семье часто идет в ущерб эмоциональному развитию: дети реже удивляются, восхищаются, сопереживают, их интересы и общение ограничены, а игры однообразны. Это проблема не только семьи, но и общества в целом. В плане эмоционального развития взрослые имеют те же трудности, что и дети: равнодушие, черствость, ограниченность коммуникативных отношений, поэтому так остро встает вопрос о необходимости воспитания творческой личности в современном обществе.

По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития, как личностных качеств ребенка, так и его творческих способностей.

Поэтому важная задача ДОУ – организация совместной деятельности в системе «Педагог – ребенок – семья» на основе развития сотрудничества и партнерства. В соответствии с этой задачей детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста.

В настоящее время  спектр доступных педагогам форм взаимодействия с семьей достаточно широк. Это -  разнообразные консультации, творческие проекты, фестивали и выставки, спортивные мероприятия, праздники, и пр. Они объединяют учреждение и семью в единое воспитательно-образовательное пространство развития ребенка-дошкольника.

По мнению авторов Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.), в отношениях между родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком. Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения обеспечить ребенку:

  • чувство психологической защищенности;
  • доверие к миру;
  • эмоциональное благополучие;
  • формирование базиса личностной культуры;
  • развитие его индивидуальности.

Этот результат, может быть, достигнут только при условии взаимодействия детского сада и семьи. Гармоничное взаимодействие не подразумевает равнодолевого участия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Если в вопросах обучения, образования приоритетная роль принадлежит детскому саду, располагающему профессиональными кадрами, а в вопросах развития в среднем ситуация пятьдесят на пятьдесят, то в вопросах воспитания ведущая роль принадлежит семье. Однако процесс взаимодействия практически всегда запускается по инициативе педагогов. И насколько продуманным будет этот процесс, настолько эффективным будет и результат.

Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости.

По целевым установкам можно выделить три основных направления:

1. Мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах. Сюда относятся дни открытых дверей, консультации, родительские кружки, мастер-классы и т. п.

2. Мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся праздники и досуги, совместные мероприятия, экскурсии и т. п.

3. Мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей. Сюда относятся выставки по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике, дидактические альбомы, домашнее коллекционирование с презентацией в группе и т. п.

Результат взаимодействия оценивается не по количеству проведенных совместных мероприятий, а по охвату родителей, по их активности и заинтересованности, по переносу предложенных содержаний в жизнь семьи (стали ходить на выставки, собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции и т. д.

Выбирая средства, которые помогли бы обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи, вот примеры мероприятий, которые могут  повысить  инициативность и заинтересованность родителей.

  • Выставки совместных работ («Карвинг», «Веселая матрешка», «Снеговик», «Весеннее солнышко» и др.).
  • Проекты различной направленности («Мой герб», «Папа, мама сад и я – наша дружная семья» и т.д.).
  • Участие в творческих конкурсах («Конкурс шляп», «Детская мода», «Наш участок» и т.п.).
  • Участие в творческих неделях («Неделя книги», «Неделя здоровья» и др.).
  • Участие в праздниках и спортивных мероприятиях («Спортивный праздник к 23 февраля», «Утренник – Мамин день» и т.п.).
  • Выставки по увлечениям ребенка («Мое хобби», «Моя коллекция», «Моя любимая игрушка» и т.д.).                                                                    

     Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - отмечал знаменитый французский писатель Франсуа Ларошфуко. Необходимо помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем слова благодарности в групповых уголках, публикуем их в СМИ, вручаем грамоты, дипломы, памятные призы за участие в том или ином мероприятии).

     Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО"

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.Здесь важен не п...

Статья "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, как условие реализации ФГОС ДО"

Статья о взаимодействии дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников...

Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...

"Современные формы организации взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС ДО "

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необ...

«Организация совместной деятельности в системе «Педагог-ребенок –семья»

Семейный календарь – это события и мероприятия, совместные дела семьи в определенный календарный период, а так же  взаимодействие с    педагогами детского сада в вопросах образова...

«Организация совместной деятельности в системе "Педагог-ребенок-семья", как условие реализации ФГОС ДО»

laquo;Организация совместной деятельности в системе "Педагог-ребенок-семья", как условие реализации ФГОС ДО»...