детские страхи и арт-терапия
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Степаненко Наталья Максимовна

помочь родителям избавиться от детских страхов с помощью методов арт-терапии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Консультация для родителей

                    «Детские страхи и арт терапия»

Все мы сталкивались в своей работе и в жизни с детскими страхами.  Среди взрослых распространено мнение, что детские страхи со временем уйдут сами собой. Не надо им потворствовать и обращать на них внимание. И хотя страх – это нормальная защитная реакция. Его испытывают все живые организмы на протяжении всей жизни. Но надо различать страх, помогающий  нам выжить, применяя инстинкт самосохранения, а также стимулирующий силы для борьбы с жизненными трудностями и навязчивый страх, превращающий жизнь в кошмар.

 Взрослым надо помочь справиться ребёнку с такими страхами. Это вполне по силам арт-терапии. Детские психологи знают немало способов работы со страхами.

Сказкотерапия

Можно сочинить сказку о живущих в темноте существах-страшилках. Страшилки страшненькие с виду, но на самом деле совсем безобидные. И даже очень пугливые. Поэтому, ещё не известно, кто кого больше пугает – страшилки детей или дети страшилок.

Разумеется, сказка должна хорошо заканчиваться и  быть с долей юмора.

Сказкотерапевтическое рисование

Детям предлагается зарисовать предмет своих страхов карандашом на бумаге. После того, как страх будет нарисован, его нужно вырезать или вырвать из листа и уничтожить.

Эффективность такого рисования заключается в том, что страхи-невидимы. Детские страхи обычно беспредметны, ребёнок боится, сам не понимая чего. Страх, который он нарисовал, приобретает реальную форму и теряет свою таинственность и неизвестность.  Эмоциональная значимость страха снижается и становится незначительной для психики ребёнка. Происходит конкретизация страхов. Ребёнок может делать с нарисованным страхов всё, что захочет, вплоть до уничтожения.

Куклотерапия

Куклотерапия для избавления страхов подразумевает работу с теневыми куклами, так как теневая кукла является материальным воплощением страха. К кукле прикрепляется нить управления, таким образом, страх берётся ребёнком под контроль. Используется тот же принцип, что и при сказкотерапевтическом рисовании. Страхи невидимы, а становясь видимыми, они работают против себя.

Игротерапия

Игротерапия хороша тем, что позволяет ребёнку прожить в воображаемой  реальности всё то, что волнует и пугает его в реальности. Играя, ребёнок переступает через свой страх.

Подвижные игры на избавление от страхов

Игра «Зверюшки в норке» (для детей 3-4 года)

Перед сном мама ложится к ребёнку в постель. Свет не выключается.

Накрывшись одеялом, женщина ласково говорит малышу слова, о том  что они вдвоём маленькие зверюшки, которые лежат в тёплой уютной норке. Им никто не страшен. Здесь безопасно. Сюда никто плохой и страшный не придёт. Под этот своеобразный заговор ребёнок расслабляется и засыпает.

Это вечерний вариант игры.

Утром же мама (папа) исполняет роль злого волка, который пытается забраться к ребёнку под одеяло (к зверюшке в норку). Зверюшка его прогоняет. Иногда роль волка можно давать и ребёнку.

Этот вариант исключительно утренний. Вечером психика ребёнка может перевозбудиться, что плохо скажется на его ночном сне.

Игра «Привидения» (для детей 3-6 лет)

Игра даёт выход накопившейся энергии и эмоциям.

Дети будут играть роль маленьких, симпатичных привидений, которые хотят напугать друг друга. Для этого им нужно тихо произносить звук «У», после чего громко хлопнуть в ладоши. Эти действия должны чередоваться.

Заключение

Взрослым не нужно считать время, которое тратит ребёнок на игры, сказки и  другие забавы, потерянным. Малыш в обмен получит очень многое, ведь сказки и игры мягко оказывают на него обучающее и воспитательное воздействие, как на поведенческом, так и на ценностном, моральном уровне.

Детские забавы учат ребёнка множеству важных вещей, в том числе нравственным основам и социальным навыкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое сообщение из опыта работы "Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности"

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛДРАМЫ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ

Актуальность использования методик «Символдрамы» и «Арт-терапии» состоит в том, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше о...

Статья "Коррекция детских страхов посредством песочной терапии"

В данной статье рассматриваются причины детских страхов, а также методы коррекционной работы. Данный материал будет полезен родителям, педагогам-психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям.На се...

Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...

детские страхи и арт-терапия

помочь родителям избавиться от детских страхов с помощью методов арт-терапии...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...

Песочная терапия как средство коррекции детских страхов

Песочная терапия как средство коррекции детских страхов...