Рекомендации для родителей по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4-5 лет по лексической теме «ОВОЩИ»
консультация (средняя группа)

Александра Александровна Гаршина

Речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря  –  это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. 

      Своевременное развитие словаря и грамматически правильной  речи  – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. 

     Из опыта работы могу сказать, что упражнять детей в употреблении грамматических форм лучше всего на материале лексических тем.  

Представляю вашему вниманию рекомендации по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей по лексической теме «ОВОЩИ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_ovoshchi.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4-5 лет

по лексической теме «ОВОЩИ»

1. Рассмотрите с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «овощи», помочь запомнить обобщающее понятие «овощи». 

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей. 

3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи. 

4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).\

5. Упражнение «Назови цвет, форму» на согласование существительных с прилагательным. 

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная...

Помидор (какой?) — ...

Огурец (какой?) — ...

И так далее. 

6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными. 

1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.

1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

И так далее. 

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 

Помидор — помидорчик.

Репа — репка.

И так далее. 

8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. 

Один помидор — много помидоров.

Одна морковь — много моркови.

И так далее. 

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже. 

Огурец — огурцы.

Помидор — помидоры.

Репа — репы.

И так далее. 

10. Упражнение «Измени по образцу» на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе. 

Растет — растут.

Зреет — ...

Зеленеет — ...

Краснеет — ...

Сажает — ...

Копает — ...

Окучивает — ...

Рыхлит — ...

Поливает — ...

Убирает — ...

Спеет — ... 

11. Упражнения для пальчиков «Засолка капусты» на развитие мелкой моторики. 

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим

(движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки) 

12. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: 

«Из чего хозяйка варила суп?»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим) 

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат -

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по-порядку:

Что растет на нашей грядке?

(В. Коркин) 

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки

•Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)

•Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это?

(репка)

•Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(лук) 

14. Развитие слуховой памяти. 

Выучить стихотворение (любое).

Капуста

Росточком была, все воду пила.

Побелела, растолстела,

Словно сахар захрустела.

Лето прожила, много листьев сберегла,

Одевалась, одевалась,

А раздеться не смогла.

(А. Прокофьев)

Огород

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас накормит круглый год.

(А. Прокофьев) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико - грамматического строя речи для детей (4 - 7 лет) презентация. Тема: Дикие животные наших лесов

Данный  материал  помогает  в  работе  логопедов,  волспитателей,  а  также  при  закреплении  лексического  материала  в  домашни...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...

Картотека заданий по формированию лексико -грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по теме "День Победы"

Картотека заданий по формированию лексико грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по теме "День Победы"....

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...