Адаптация к школе
консультация (подготовительная группа)

Григорьева Светлана Геннадьевна

Особенности социально- психологической адаптации детей к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социально- психологической адаптации детей к школе.

Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4-6 недель, а у ослабленных – до 8 недель. Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация проходит по- разному. По степени адаптации всех детей можно разделить на 3 группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За этот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контакте с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им ещё трудно выполнять правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищами, не дожидаясь звонка, но к концу октября ребенок становится учеником.

Основные показатели благоприятной социально - психологической адаптации ребенка:

- формирование адекватного поведения;

- установление контактов с обучающимися и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа – дети, у которых социально - психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают образовательную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.д. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители «мешают работать на уроке», их реакции не предсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Адаптация затруднена у детей, нуждающихся в специальном лечении, у детей с нарушениями психоневрологической сферы, у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях.

Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя.

Многие первоклассники не осознают позицию учителя и своё положение ученика. Им трудно понять отношения педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне с вами не интересно». Отстоять своё «я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуется терпение и доброжелательность. Можно серьёзно объяснить правила поведения или объяснить, что ребенок огорчает своим поведением, но при обязательном правиле – делать это наедине, не ставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками.

Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома. В школе такие дети пытаются капризничать, настаивать на своём. Они в раздражении могут швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться- «учительница не любит».

Не нужно обвинять родителей в плохом воспитании и ругать ребенка за неумение работать с другими детьми. Ребенок должен понять, что он не лучше всех, что учитель должен обращать внимание не только на него.

Нужно объяснить и показать ребенку, что «Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных».

Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний. Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе.


1 день

Проводятся тренинги на знакомство. Цель – чтобы дети узнали как зовут их одноклассников.

«Теремок»

К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

— Я. (называет свое имя). А ты кто?

— Я. (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диалог повторяется (и так далее)

Или другая игра:

«У лукоморья дуб зеленый»

На дерево прикрепляются листья, на которых написаны имена детей. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка (детей) с этим именем. Вызванный ребенок (дети) срывает следующий листок с дерева, и так далее. Затем ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других.

Когда дети познакомятся и запомнят имена одноклассников, проводится тренинг на то ,чтобы они лучше друг друга узнали. Хорошо запомнили имена своих одноклассников, узнать своих тезок, познакомились с интересами друг друга, узнали кто когда родился. Для этого проводиться одна или несколько игр:

«Давайте познакомимся»

Детям предлагается найти в классе своих тезок и объединиться в группы. Для детей, которые имеют редкие имена, создается группа «Ассорти». Далее ребятам необходимо придумать название своей группе и короткую презентацию.

«Кто? Где? Когда?»

Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались:

  1. в алфавитном порядке;
  2. по месяцам рождения;
  3. по знакам зодиака;
  4. по увлечениям.

 « Поменяйтесь местами.»

 Дети должны сидеть в классе за партами. Учитель произносит фразу «Пусть поменяются местами те, кто…». Каждый раз он называет новый признак:

- любит есть мороженое;

- умеет играть в футбол;

- имеет дома кошку и т.д.

После слов учителя дети, к которым подходит указанная формулировка, должны встать, а потом в произвольном порядке пересесть на места друг друга.

2 день

Во второй день лучше провести игру на закрепление знания имен одноклассников, например, такую как «Снежный ком»:

Ход упражнения: Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку.

А затем продолжить знакомство детей с интересами и хобби одноклассников, при помощи таких игр, как:

«Откроем сердца друг другу»

Детям раздаются шаблоны сердечек. Каждый должен написать на нем свое имя и опустить в шкатулку или шляпу, которую держит ведущий. После этого учитель идет по кругу, и каждый ребенок достает любое сердечко наугад. Прочитав имя, школьник должен назвать качество характера одноклассника, которого он назвал, и отдать ему сердечко.

«Никто и не подозревает, что…»

Работа идет в парах. В течение 5 минут, участники в паре выясняют очень интересный, уникальный факт из жизни партнера (увлечение, достижение, победа, курьез и т.д.). Затем каждый представляет этот факт одноклассникам, начиная фразу таким образом «Никто и не подозревает, что (имя) …».

3 день

На третий день можно предложить детям игры, которые будут развивать их взаимопонимание, направленные на развитие вербального и невербального общения

«Игры с жестами.»

 Каждой группе раздаются карточки с пословицами. Группа имитирует движения пословицы.

«Разговор через стекло»

 Цель: развить умение мимику и жесты. Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение ―Через стекло. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, ―Ты забыл надеть шапку, ―Мне холодно, ―Я хочу пить…), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Потом  можно предложить игры на сплочение. К ним относятся такие игры, как:

«Клеевой ручеѐк»

 Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Перед игрой беседуем с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть ―широкое озеро‖. 4. Пробраться через ―дремучий лес‖. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Продолжи фигуру».

Ведущий придумывает животного. На листе он рисует только один его элемент и передает лист по кругу, второй участник игры, продолжив фигуру предполагаемым элементом, передает лист следующему участнику и т.д. Когда изображение животного возвращается к ведущему, он сравнивает получившийся рисунок с задуманным.

Игра «Кочки»

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты, и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники -лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

"Ботинки".

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

 Так за три дня адаптационного периода мы постарались решить несколько основных задач. В процессе интересных и веселых игр, дети познакомились с детьми из своего класса, узнали их интересы, рассказали о своих интересах и попробовали наладить вербальное и невербальное общение. Ведь как известно, школа это не только обучение, но и общение, воспитание, общие интересы и хобби.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ценностно- мотивационной готовности в адаптации к школе

Успешность обучения ребёнка в школе, главным образом, зависити от его желания учиться. Даже если начинающий первоклассник в недостаточной степени владеет необходимым "багажом" знаний, но у него отмеча...

Советы психолога «Адаптация к школе»

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...

Что такое адаптация к школе и сколько она длится?

Что такое адаптация к школе и сколько она длится? ...

Что такое адаптация к школе?

Некоторые практические рекомендации родителям будущего превоклассника, которые помогут вам разумно организовать жизнь вашего ребёнка и уберегут от  многих неприятностей, а в будущем подарят часы ...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»Цель проекта: помощь тревожным детям ...

Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...