Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи
статья

Попова Татьяна Алексеевна
Формы планирования работы  с родителями детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы планирования работы  с родителями детей дошкольного возраста

       В настоящее время большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. В основе новой концепции семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

     Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Одни родители с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего дети. И не только потому что они узнают что-то новое. Важно другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек, которые оказываются так много знают, умеют, так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи, а иногда просто поучиться.

        Основной целю всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей является установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг в другом своими потребностями и совместно их решать  Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Поэтому педагогу необходимо создавать условия для развития положительный черт развития личности, привлекать к этому внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетенции, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта) .

       В условиях открытого детского сада родители имеют возможность прийти в группу, понаблюдать чем занят ребенок, поиграть с детьми.  Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Также важным результатом таких посещений является то, что у родителей есть возможность изучить своего ребенка в непривычной для них обстановке, подметить как он ведет себя, как общается со сверстниками. Идет невольное сравнение не отстает ли он в развитии, запускается рефлексивная деятельность: все ли я делаю как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.    

Взаимодествие педагогов и родителей может осуществлятся через:

• приобщение родителей к педагогическому процессу

• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.

• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.

• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей.

• информационно — педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой.

• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей

• объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка, эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка

• появление терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

• Уважительнве взаимоотношения семьи и образовательные учреждения.

      Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Что бы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержания и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого — педагогическая культура.

    Таким образом, очевидно, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

    Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке к школе.

     Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, идет перестройка системы дошкольного воспитания и в центре этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса.

    Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

-установление единства в воспитании детей;

-педагогическое просвещение родителей;

-изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

-ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

    Этой задаче должна быть подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

     Обязанностью воспитателей дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего гармонического развития, подготовки к обучению в школе.

     Основная цель всех форм и видов деятельности ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

       Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия и сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе структурно-функциональной модели

  Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хот...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников

Объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодейств...

Статья воспитателя Николаевой Светланы Валерьевны «Основные задачи эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи»

Статья воспитателя Николаевой Светланы Валерьевны «Основные задачи эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи» «Семья для ребенка – это ис...

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи

Роль семьи в формировании личности ребёнка...

Рекомендации для родителей «Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи"

Рекомендации для родителей «Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи"...