Дизартрия у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Томилова Лариса Шагитовна

Ранняя помощь детям ас ЗРР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya_u_detey_rannego_vozrasta.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей.

«Дизартрия у детей раннего возраста».

В последние годы число неговорящих детей раннего возраста значительно возросло. 

Ранняя помощь детям с ЗРР может быть намного эффективнее, если родители этих детей сразу бы понимали и принимали проблемы своих детей, но родители на ранних этапах онтогенеза долгое время не замечают каких-либо отклонений в развитии ребенка. Затем, когда нарушения в старшем возрасте становится более заметными, обращаются к различным специалистам, в том числе и к логопедам.

Первичным звеном, выявляющим детей с речевыми или интеллектуальными нарушениями, является логопед или невролог детской поликлиники или детского диагностического центра. Как правило, они первыми сообщают родителям, что у их ребенка имеются те или иные проблемы в развитии речи или интеллекта.

Очень часто неговорящим детям раннего возраста логопеды-практики ставят диагноз «моторная алалия» и в дальнейшем выбирают неправильную тактику коррекционной работы. Это приводит к тому, что сроки коррекционной работы затягиваются и не дают высоких результатов. Таким образом, они упускают время, и детям не оказывается никакой помощи практически до трех или даже четырех лет. Только после трех лет и старше родители этих детей понимают, что ждать нечего, и начинают бегать по специалистам: неврологам, логопедам, дефектологам, психологам, но, к сожалению, первый и самый большой сензитивный период развития ребенка пропущен, поэтому оказать помощь такому ребенку уже гораздо сложнее.

Значительно повысить эффективность коррекционной работы можно, если уже в раннем возрасте выявлять дизартрию и подбирать адекватные методы реабилитации, такие как общий и артикуляционный массаж, различные виды ЛФК: пассивная гимнастика, начиная с младенческого возраста и активная гимнастика с 3-4 лет, а также специальная коррекционно-логопедическая работа, направленная на устранение дизартрии.

Очень часто родители детей с речевыми или психическими нарушениями не понимают важности массажа и ЛФК и отказываются от этих видов реабилитации. Но на ранних этапах развития массаж и ЛФК более эффективны, чем коррекционные занятия, так как правильное формирование движений, способствует развитию речи и познавательной активности. Познавательная активность у ребенка начинает формироваться, как только он научился хорошо держать голову и перевернулся на живот. Дальнейшее развитие познавательной активности и речи происходит у ребенка с развитием общей и мелкой моторики и, в частности, зависит от правильного захвата предметов рукой. Поэтому следующим этапом психомоторного развития детей является умение самостоятельно и правильно сидеть. Затем ребенок учится стоять с поддержкой и правильно ползать. Правильное ползание развивает координацию и подготавливает к ходьбе. Если у ребенка имеются какие-либо нарушения психомоторного развития, то всё его психическое и речевое развитие идет искажённо: задерживается или нарушается. Поэтому так важны в раннем периоде массаж и ЛФК, так как они нормализуют тонус и формируют движения.

Коррекционные занятия имеют наибольший эффект, если они сочетаются с массажем и ЛФК. Занятия с логопедом или дефектологом должны проводиться систематически не менее двух раз в неделю, а массаж и ЛФК курсами каждые шесть месяцев до достижения ребенком по возможности нормального или близкого к норме физического развития. Коррекционные занятия проводятся длительное время, иногда до нескольких лет, и зависят от характера и тяжести речевого или психического расстройства.

Поэтому воспитателям и логопедам необходимо знать основные критерии тех форм дизартрии, которые наиболее часто смешиваются с моторной алалией. Так экстропирамидная дизартрия у детей раннего возраста проявляется нарушением мышечного тонуса, что в свою очередь, приводит к нарушению фонации, артикуляции, темпа, ритма и интонации. Поражения экстрапирамидной системы приводят к расстройствам мышечного тонуса по типу дистонии. В спокойном состоянии мышечный тонус приближен к норме, но при попытках двигаться или говорить мышечный тонус резко повышается, что может приводить к мышечным спазмам. Эта форма дизартрии чаще всего встречается у детей, имеющих в анамнезе роды путем кесарева сечения.

В младенческом возрасте у таких детей отмечается повышенный тонус в мышцах ног и пониженный тонус в мышцах спины. Поэтому такие дети сначала начинают стоять с поддержкой, а потом садиться и ползать, иногда они вообще не ползают или ползают неправильно. Они достаточно рано начинают ходить в 10-11 месяцев, но походка у таких детей неустойчивая и шаткая. Дети часто падают. У таких детей отмечается слабость или отсутствие крика в момент рождения, позднее начало гуления в 4-5 месяцев и лепета в 10 месяцев. Гуление и лепет отличаются скудностью. Первые слова появляются в возрасте двух лет. Активный словарь достаточно быстро накапливается, в 2,5 года у детей появляются простые обиходные фразы из двух слов. К трем годам формируется фразовая речь. Дети используют простые распространенные фразы из 3-4 слов, но очень часто речь  малопонятна для близких ребенка и непонятна для окружающих, так как звукопроизношение грубо нарушено. Из-за нарушения артикуляции задерживается созревание фонематического слуха. Поэтому в раннем возрасте дети могут недостаточно понимать обращенную речь, чем напоминают слабослышащих. К пяти годам речь становится фонетически более сформированной, но отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза: заднеязычные г, к – заменяются переднеязычными т, д; свистящие и шипящие имеют губно-зубное произношение (сумка – фумка, шапка – фапка), иногда искаженные свистящие звуки могут заменять шипящие или шипящие произносятся в более простом нижнем или губном произношении, а соноры л, р произносятся гортанно. Также звук л может заменяться губным (польское л).

Другая форма дизартрии, которая также часто смешивается с алалией, - это корковая. При этой форме дизартрии нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата, в следствии чего страдает переключение от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко повторить за взрослым изолированный звук, а в потоке речи звуки искажаются или заменяются более простыми по артикуляции. При этой форме дизартрии также нарушается общая моторика, отмечается повышенный тонус кистей рук, поэтому дети плохо рисуют, не проявляют интереса к ручным видам труда, в школе отмечается плохой почерк. Раннее моторное развитие задерживается. Дети позже начинают держать голову (после 2 месяцев), переворачиваться на живот (после 3 месяцев), задерживаются более сложные локомоторные функции: ползание (8-9 месяцев) и ходьба (с 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев). Первые слова появляются после двух лет, накопление словаря идет медленно, простые фразы появляются к трем годам, распространенные фразы после трех лет. Дети долго не могут овладеть даже простыми формами диалога, отвечают однословно. У них нарушается коммуникативная функция речи. Страдает моторная и слухоречевая память. Понимание речи соответствует возрастной норме, но носит ситуативный характер. В дальнейшем в дошкольном возрасте у таких детей отмечается общее недоразвитие речи, а в школьном возрасте они испытывают трудности в обучении: с трудом усваивают учебный текст, плохо понимают условия задач по математике, на письме у них отмечается дизорфография, которая сохраняется до конца обучения в школе.

Поэтому логопедам необходимо учитывать основные диагностические критерии выявления дизартрии у детей при обследовании и выбирать адекватные методы коррекции для повышения эффективности абилитационной работы, как только выявлены первые характерные признаки этих двух форм дизартрии: нарушение мышечного тонуса, задержка моторного и долингвистического развития.

Как показывает наш достаточно большой практический опыт, что традиционных логопедических методов и приёмов для эффективной коррекции нарушенного развития оказывается недостаточно. Детям с нарушенным онтогенезом необходимы приёмы и упражнения для созревания зон мозга, отвечающих за двигательное, речевое и психическое развитие. Поэтому в логопедической практике становится актуальным использование нейропсихологических методик. Для этого в начале абилитационного процесса проводится диагностика, которая включает исследование гнозиса, праксиса, сформированность серийной организации движений и речи. По результатам диагностики определяются направления абилитационной и коррекционной работы.

В систему коррекционной работы входят элементы замещающего онтогенеза, кинезотерапевтическая артикуляционная гимнастика и нейродинамическая ритмопластика, стимулирующая мозжечок и межполушарное взаимодействие.

Метод замещающего онтогенеза – это реконструкция сенсомоторного опыта ребенка с момента рождения. Он нацелен на формирование базовых основ и предпосылок познавательной и речевой функций. В начале абилитационного процесса используются двигательные методы, связанные с речевым сопровождением.

Ребенку предлагаются упражнения в той последовательности, в которой он находится сразу после рождения: лёжа на спине, затем на животе, потом сидя, далее ползание на четвереньках и наконец, ходьба и различные её виды. Помимо этого на занятиях используются упражнения дыхательной гимнастики, которые делают дыхание естественным, голосовые упражнения, артикуляционный массаж, упражнения нейродинамической ритмопластики, которые стабилизируют общий тонус и упражнения, формирующие сенсомоторное взаимодействие.

Таким образом, как показывает практический опыт, что при сочетании нейропсихологического и логопедического воздействия в работе с детьми с нарушенным онтогенезом достигаются высокие результаты, так как в основе этого воздействия находятся специальные методы двигательной и речевой коррекции.

Все это необходимо донести до родителей, чтобы они поняли, что нет лечения с моментальным результатом, а есть долгая длительная абилитационная работа, где главным звеном будут они – родители, и чем больше их вклад в ребенка, тем лучше результаты. Дети с тяжелыми речевыми или психическими нарушениями иногда достигают лучших результатов при участии родителей, чем дети с более легкими нарушениями, но родители, которых не уделили должного внимания их развитию.

Список литературы:

1.Бадалян О.А. Невропатология – М.: Просвещение, 1987. – 317 с.

2. Беляева Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. издат. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.

3. Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: – Монография. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. – 156с.

4. Карелина И.Б. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях: практическое пособие / И.Б. Карелина. – М: Издательство Гном, 2013. – 64 с.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие  термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Диагностика стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста

Стертая дизартрия характеризуется неярко выраженным нарушением звукопроизношения, обусловленным недостаточной иннервацией органов артикуляции. Часто стертая дизартрия остаетс вне поля зрения специалис...

Консультация для родителей на тему: "Значение медикаментозной терапии при коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста"

В своей практике я часто сталкиваюсь с ребятами, которые страдают таким нарушением, как дизартрия. Под дизартрией понимают расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центра...

Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста.

Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста не просто велико - оно огромно! Контингент группы компенсирующей направленности для детей с ТНР составляют дети, в а...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....