«Картотека дидактических и сюжетно- ролевых игр по трудовому воспитанию по ФГОС»
картотека (старшая, подготовительная группа)

Карамиля Ирина Анатольевна

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartotek_igr_po_trudovomu_vospitaniyu.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

«Картотека игр по трудовому воспитанию по ФГОС»

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.

Основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Игра как одна из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, может стать мотивом, побуждающим к труду.

Игра «Кому это нужно?»

ЦельЗакреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями. 

Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель: Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. 

Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание. 

Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят: Что ты делаешь — не знаем, Поглядим и угадаем. Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д. Дети угадывают действия.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цельформировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах. Ход игры: Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие. — Зачем нужно растение? (Лейка.) — Почему нужно кормить? (Птичка.) — Что нужно мыть? (Тарелка.) — Что нужно чистить? (Ковер.) — Что нужно стирать? (Платье.) — Что нужно гладить? (Рубашка.) — Что нужно печь? (Пирожки.) — Что нужно менять? (Постельное белье.) — Кого нужно купать? (Ребенок.) Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее. — Зачем засевать поля? (Зерно.) — Зачем сажать? (Картофель.) — Зачем опрыскивать? (Яблоня.) — Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)? — Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку? — Зачем делать еженедельную уборку квартиры? — Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. 

Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цельуточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы. 

Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо): - Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы. - Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.) В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.). Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов. Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений. Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий. • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение. • Мытье горшка. • Укладывание камушков на дно горшка. • Насыпание в горшок песка (высота 1 см). • Насыпание в горшок поверх песка немного земли. • Отряхивание палочкой старой земли с корней растения. • Срезание загнивших корней. • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей. • Уплотнение земли. • Установка горшка с растением на поддон. • Полив растения под корень.

Игра «Выбираем работу»

Цельдать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии. 

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая: Будем дружно подрастать и работу выбирать. В космонавты мы пойдем И ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.) В капитаны мы пойдем, Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.) В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.) Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия. А мы в летчики пойдем, Самолеты поведем. Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу. В комбайнеры мы пойдем и комбайны поведем. Мы в пожарные пойдем и пожар тушить начнем.

Игра «Назови профессию».

Цельучить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими. Ход игры: Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Трактор — тракторист. Машина — шофер. Экскаватор — экскаваторщик. Комбайн — комбайнер. Подъемный кран — крановщик. Поезд — машинист. Корабль — капитан. Самолет —летчик (пилот). Космический корабль — космонавт. Пожарная машина —пожарный. Бульдозер — бульдозерист. Гоночная машина —гонщик (пилот). И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. Ход игры: Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

 

Игра «Угадай профессию».

Цель:  расширять представления детей о профессиях. Ход игры: Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Кролик — кроликовод. Теленок — телятница. Овца — овцевод. Олень — оленевод. Виноград — виноградарь. Чай — чаевод. Хлеб — хлебороб. Сад — садовод. Цветы — цветовод. Пчела — пчеловод. Поле — полевод. Гаечный ключ — слесарь. Ведро и швабра—уборщица. Билет — кондуктор. Касса — кассир. Рубанок — столяр. Краска и кисть —маляр. Мастерок — штукатур. Кульман — инженер. Молот и наковальня — кузнец. Огнетушитель — пожарный. Шприц — медсестра. Электропила — лесоруб. Рыбацкая сеть —рыбак. Зубоврачебное кресло — стоматолог. Доильный аппарат —доярка. И т.д.

Картотека сюжетно- ролевых игр.

 Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Цель: учить детей отражать в игре знания о профессиях (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик), самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь.

Примерные игровые действия:

выбор столика;

знакомство с меню;

прием заказа;

приготовление заказа;

прием пищи;

работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность);

оплата заказа;

уборка столика, мойка посуды

Сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы».

Цель: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях, учить выполнять роли, использовать предметы- заместители, создавать новую игровую обстановку. Развивать воображение, активизировать речь. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Примерные игровые действия:

Руководство работой фермы;

Выращивание урожая, уход за растениями;

Сбор урожая; организация работы овоще- (-зерно) хранилища.

Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор».

Цель: обобщить знания детей о значении и производстве денег, учить самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с ней, закреплять умение изготавливать предметы-заместители (деньги).

Игровые действия:

Игровые действия:

чеканка монет;

руководство работой фермы;

выращивание урожая, уход за растениями;

печать бумажных денег;

сбор урожая, организация работы овоще- (зерно-) хранилища;

подсчет денег;

выдача денег инкассаторам;

подсчет урожая;

доставка денег в банк

ремонт и обслуживание сельскохозяйственной техники

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Цель: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей использовать знания об окружающей жизни, закрепить правила совершения покупок (поведение в супермаркете, решение конфликтных ситуаций с администратором, выбор товаров для покупки).

Игровые действия:

приход в супермаркет;

покупка необходимых товаров;

консультации менеджеров;

объявления о распродажах;

оплата покупок;

упаковка товара;

решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

Сюжетно-ролевая игра «Банк».

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли сотрудников банка, действовать в соответствии с ними; формировать навыки сотрудничества, умение отражать в игре явления социальной действительности, использовать предметы-заместители.

Игровые действия:

посещение банка, выбор необходимых услуг;

работа кассы, пункта обмена валют;

оформление документов, прием коммунальных платежей;

работа с пластиковыми картами;

консультации с директором банка.

Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения».

Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в ЧС, учить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Развивать воображение, речь, воспитывать чувство сострадания, сочувствия.

Игровые действия:

вызов по тревоге;

осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

распределение спасательных работ между разными группами;

использование техники специального назначения;

спасение пострадавших;

оказание первой медицинской помощи;

доставка необходимых предметов в район происшествия;

возвращение на базу.

Сюжетно-ролевая игра «Строительство».

Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Игровые действия:

  Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

Сюжетно-ролевая игра «Почта».

Цель: уточнить знания детей о современных профессиях работников связи, учить выполнять правила игры (выбранную роль), воспитывать дружеские чувства, развивать диалогическую речь.

Игровые действия:

оформление почтового отделения с различными отделами;

работа отдела доставки;

работа отдела связи;

работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;

телеграф.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Цель: вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Игровые ситуации «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

Цель: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Игровые действия:

Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Цельотображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Игровые действия:

  Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты».

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Игровые действия:

Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

  Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату.

Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.

Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.

Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье».

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшими друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Игровые действия:

  Кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить пленку, просмотреть пленку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов), увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевых игр в трудовом воспитании детей

В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребёнка, имеет решающее значение для физического нравственного и трудового воспитания, для познания ок...

« Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».

¢Цель: Формирование представлений о труде взрослых (доктора, медсестры), его роли в обществе и жизни каждого человека. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстник...

Календарно-тематическое планирование « Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».

Вид (разновидности) деятельности детей: коммуникативно-познавательная (поисковая, моделирование), коммуникативно-игровая (игра с правилами), коммуникативно-изобразительная (рисование), коммуникат...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Поликлиника», с учётом требований ФГОС

Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике, окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога. ...

Презентация "Педагогическая поддержка сюжетно-ролевой игры в ДОУ в контексте ФГОС ДО"

Презентация отражающая основные принципы педагогической поддержки ребенка в сюжетно-ролевой игре в контексте ФГОСДО. Будет интересна воспитателям-методистам ДОУ, а также студентам обучающимся на ...

«Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»

Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения ктрудовой деятельности взрослого. С начала посещения детского сада, ...

Сообщение «Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»

Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения ктрудовой деятельности взрослого.  Большинство воспитанников де...