Родительское собрание «По следам народного творчества…»
план-конспект занятия

Алевтина Александровна Ермачкова

Родительское собрание

«По следам народного творчества»

 

Ход собрания:

Цель:Формирование  представлений о русском народном творчестве в детском саду.

Задачи:
- повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа;

- расширять знания родителей о русском народном творчестве;

-знакомить родителей с народными играми, обрядами, праздниками, привлечь к участию в них (пословицы, поговорки, загадки).
 

Повестка:

1.       Выступление воспитателя «Это русская сторонка…»

2.        Игры «Русская старина».

3.        Мини-музей «Русская изба».

4.        Театральные постановки («Колбок», «Волк и семеро козлят»).

 

1.     Выступление воспитателя.

Культуру России невозможно представить себе без русского народного творчества, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современных детей. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае русское народное творчество - оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное творчество как часть искусства народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Поэтому не стоит забывать праздники и обычаи нашего народа, его фольклор, народную мудрость, красоту живописи и богатство музыки. Испокон веков всё это бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Народное богатство прошло через победы и поражения, открытия и неудачи, надеясь на дальнейшую жизнь.

фольклор

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. В них заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового и  семейного воспитания.

Загадки выполняют две основные функции: в первых, развивают догадливость, сообразительность, сметливость, а во вторых, открывают поэтическую сторону в предметах и явлениях.

Уважаемые родители мы предлагаем вам привести примеры из собственного опыта, как вы используете народный фольклор в воспитании детей.(Выступление родителей).

Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь -  творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений.

2.     «Русская старина».

Мы предлагаем «посватать» своего ребёнка, сказать о нём самые хорошие, добрые слова, характеризующие вашего малыша. Похвалить его.

Упражнение «Сватовство».

 

Ø Домашняя утварь, обычаи, обереги, традиции.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости – на столе появлялись самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой. Всё лучшее и самое вкусное приготавливалось для гостей. Народная мудрость гласила, а во что гласила народная мудрость мы сейчас с вами узнаем.(Конверты с пословицами)

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём.

Где щи да каша, там и место наше.

Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда – всё это русский человек не забывал, где бы он ни находился.

Как вы думаете, зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? (в поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз.А кто из вас знает,почему так клали ложку на стол? (Ложка, повёрнутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался своими обрядами, песнями, хороводами, закличками, пословицами, поговорками. Часто такие праздники проводились в виде посиделок. А кто может сказать, что такое посиделки? (форма вечернего досуга характерная для славян).
А кто знает, что такое традиция?(Ответы родителей).

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, мужестве. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций и обладала воспитательной силой.

Сейчас мы предлагаем вам поиграть в русскую народную игру. (Игра «Змейка»)

С первых дней жизни ребёнок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на музыкально – поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок, былин. Давайте с вами вспомним русские народные сказки о их героям(Конверт с героями сказок:Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Емеля, Василиса, Баба-Яга, Кощей Бессмертный).

Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

3.     Уважаемые родители мы приглашаем Вас в наш мини-музей «Русская изба».(Просмотр экспонатов музея ДОУ)

5.   Сейчас мы предлагаем вам посмотреть наши театральные постановки.

(«Колбок», «Волк и семеро козлят»)

Спасибо вам, уважаемые родители, за участие в нашем собрании. Надеюсь, что сегодня в вас пробудилась любовь к Родине через знакомство с её славным прошлым. Передавайте эту любовь вашим детям. Пусть они постепенно познают красоту родной земли, всё сильнее и сильнее привязываются сердцем к ней. И пусть эта привязанность рождает в них самые добрые чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_sledam_narodnogo_tvorchestva_.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«По следам народного творчества»

 

Ход собрания:

Цель:Формирование  представлений о русском народном творчестве в детском саду.

Задачи:
- повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа;

- расширять знания родителей о русском народном творчестве;

-знакомить родителей с народными играми, обрядами, праздниками, привлечь к участию в них (пословицы, поговорки, загадки).

Повестка:

  1. Выступление воспитателя «Это русская сторонка…»
  2. Игры «Русская старина».
  3. Мини-музей «Русская изба».
  4. Театральные постановки («Колбок», «Волк и семеро козлят»).

  1. Выступление воспитателя.

Культуру России невозможно представить себе без русского народного творчества, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современных детей. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае русское народное творчество - оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное творчество как часть искусства народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Поэтому не стоит забывать праздники и обычаи нашего народа, его фольклор, народную мудрость, красоту живописи и богатство музыки. Испокон веков всё это бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Народное богатство прошло через победы и поражения, открытия и неудачи, надеясь на дальнейшую жизнь.

фольклор

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. В них заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового и  семейного воспитания.

Загадки выполняют две основные функции: в первых, развивают догадливость, сообразительность, сметливость, а во вторых, открывают поэтическую сторону в предметах и явлениях.

Уважаемые родители мы предлагаем вам привести примеры из собственного опыта, как вы используете народный фольклор в воспитании детей.(Выступление родителей).

Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь -  творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений.

  1. «Русская старина».

Мы предлагаем «посватать» своего ребёнка, сказать о нём самые хорошие, добрые слова, характеризующие вашего малыша. Похвалить его.

Упражнение «Сватовство».

  • Домашняя утварь, обычаи, обереги, традиции.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости – на столе появлялись самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой. Всё лучшее и самое вкусное приготавливалось для гостей. Народная мудрость гласила, а во что гласила народная мудрость мы сейчас с вами узнаем.(Конверты с пословицами)

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём.

Где щи да каша, там и место наше.

Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда – всё это русский человек не забывал, где бы он ни находился.

Как вы думаете, зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? (в поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз.А кто из вас знает,почему так клали ложку на стол? (Ложка, повёрнутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался своими обрядами, песнями, хороводами, закличками, пословицами, поговорками. Часто такие праздники проводились в виде посиделок. А кто может сказать, что такое посиделки? (форма вечернего досуга характерная для славян).
А кто знает, что такое традиция?(Ответы родителей).

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, мужестве. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций и обладала воспитательной силой.

Сейчас мы предлагаем вам поиграть в русскую народную игру. (Игра «Змейка»)

С первых дней жизни ребёнок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на музыкально – поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок, былин. Давайте с вами вспомним русские народные сказки о их героям(Конверт с героями сказок:Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Емеля, Василиса, Баба-Яга, Кощей Бессмертный).

Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

  1. Уважаемые родители мы приглашаем Вас в наш мини-музей «Русская изба».(Просмотр экспонатов музея ДОУ)
  1. Сейчас мы предлагаем вам посмотреть наши театральные постановки.

(«Колбок», «Волк и семеро козлят»)

Спасибо вам, уважаемые родители, за участие в нашем собрании. Надеюсь, что сегодня в вас пробудилась любовь к Родине через знакомство с её славным прошлым. Передавайте эту любовь вашим детям. Пусть они постепенно познают красоту родной земли, всё сильнее и сильнее привязываются сердцем к ней. И пусть эта привязанность рождает в них самые добрые чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании по теме: «Детское творчество – мир ярких удивительных образов»

Научиться рисовать, лепить может каждый ребенок, если взрослые терпеливо помогают ему овладеть этими навыками.Пусть каждый ребенок испытает радость творчества....

родительское собрание на тему:"Развиваем творчество детей"

план - конспект родительского собрания...

Родительское собрание: "Рисуем вместе. Совместное творчество родителей и детей".

Цель данного родительского собрания: вызвать интерес родителей к творческим занятиям детей; формировать умение получать удовлетворение от совместной деятельности....

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников»

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.К.Станиславский говорил - «Игра ребенка отличается верой в подлинность и...

Родительское собрание на тему: «Развитие творчества у детей»

Родительское собрание на тему: «Развитие творчества у детей»...

Родительское собрание «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....