Консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)

Озеркевич Татьяна Валериевна

Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников

Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации, осмысливать её. Актуальность темы развития критического мышления в том, что оно позволяет педагогу создать атмосферу партнерства, совместного поиска и   творческого решения определенной проблемы. Мыслить критически можно в любом возрасте. Даже у старших дошкольников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные процессы детей будут еще не совершенны при обучении, но малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Следует работать над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это главное и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Обучение навыкам ясного мышления может помочь каждому, пусть даже маленькому гражданину нашего общества, распознать пропаганду и тем самым не стать ее жертвой, проанализировать задания и аргументации, увидеть явный обман и определить надежность того или иного источника информации, обдумать её правильным образом, каждую задачу и принимаемое решение. Люди, мыслящие критически – уверены  в себе, целеустремлены, менее чувствительны к манипуляциям, более защищены в своей системе убеждений. Дети любопытны по своей природе и хотят узнать «Что это такое?». Они видят некую достопримечательность – и им уже хочется проникнуть внутрь.  Они замечают что-то новое, и тут же хотят узнать, что же это такое. Воспитатели просто обязаны «пользоваться этой любопытностью», стимулировать критическое мышление.  Ведь мозг пусть пока  маленького человека – есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий опыт, но есть так-же орган, творчески перерабатывающий и создающий из элементов  прежнего опыта и новые положения и новое поведение.

Притча:

"Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.

    Логика говорила:- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.

   - Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.

- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.

- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!

Их спор услышал Разум.

- Что это вы всё спорите?

- А ты кто такой?

- Я - Разум.

- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?

- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.

- Без кого же из нас человек не может обойтись?

- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции

-Нет.

- Может ли торговец обойтись без логики?

- Эээ. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как, же жить? Опираясь на ЛОГИКУ или на ИНТУИЦИЮ?

- Опираясь на РАЗУМ. "

 

ЛОГИКА важна не в меньшей степени как и ИНТУИЦИЯ и РАЗУМ? Ведь новые федеральные стандарты требует включать и логику и разум и интуицию.

Что же такое кроссенс? КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Данную технологию можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.

Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.

 

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:

1. Определяем тему

2. Выделяем 9 элементов (картинок)

3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность

4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате

5. Подобрать изображения

 

Читать кроссенс можно одним из следующих способов:

сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе; (тематика цифра 7)

Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9, 9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадратами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5. (Тематика буква "О")

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников

Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации, осмысливать её. Актуальность темы развития критического мышления в том, что оно позволяет педагогу создать атмосферу партнерства, совместного поиска и   творческого решения определенной проблемы. Мыслить критически можно в любом возрасте. Даже у старших дошкольников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные процессы детей будут еще не совершенны при обучении, но малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Следует работать над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это главное и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Обучение навыкам ясного мышления может помочь каждому, пусть даже маленькому гражданину нашего общества, распознать пропаганду и тем самым не стать ее жертвой, проанализировать задания и аргументации, увидеть явный обман и определить надежность того или иного источника информации, обдумать её правильным образом, каждую задачу и принимаемое решение. Люди, мыслящие критически – уверены  в себе, целеустремлены, менее чувствительны к манипуляциям, более защищены в своей системе убеждений. Дети любопытны по своей природе и хотят узнать «Что это такое?». Они видят некую достопримечательность – и им уже хочется проникнуть внутрь.  Они замечают что-то новое, и тут же хотят узнать, что же это такое. Воспитатели просто обязаны «пользоваться этой любопытностью», стимулировать критическое мышление.  Ведь мозг пусть пока  маленького человека – есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий опыт, но есть так-же орган, творчески перерабатывающий и создающий из элементов  прежнего опыта и новые положения и новое поведение.

Притча:

"Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.

    Логика говорила:- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.

   - Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.

- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.

- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!

Их спор услышал Разум.

- Что это вы всё спорите?

- А ты кто такой?

- Я - Разум.

- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?

- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.

- Без кого же из нас человек не может обойтись?

- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции

-Нет.

- Может ли торговец обойтись без логики?

- Эээ. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как, же жить? Опираясь на ЛОГИКУ или на ИНТУИЦИЮ?

- Опираясь на РАЗУМ. "

ЛОГИКА важна не в меньшей степени как и ИНТУИЦИЯ и РАЗУМ? Ведь новые федеральные стандарты требует включать и логику и разум и интуицию.

Что же такое кроссенс? КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Данную технологию можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.

Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:

1. Определяем тему

2. Выделяем 9 элементов (картинок)

3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность

4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате

5. Подобрать изображения

Читать кроссенс можно одним из следующих способов:

сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе; (тематика цифра 7)

Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9, 9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадратами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5. (Тематика буква "О")

Используемые ресурсы:

1.https://www.maam.ru/detskijsad/krosens-tehnologija-razvitija-kriticheskogo-myshlenija-doshkolnikov.html

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/31/krossens-tehnologiya-v-razvitii-predposylok-kriticheskogo-myshleniya

3. http://xn----8sbfka4ac6bpn8b1c.xn--p1ai/files/obrazovanie/pedopit/skorodelova_e_a_vospitatel_-opyt_raboty_po_tehnologii_krossens_v_rechevom_razvitii_detej_doshkol_nikov.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...